Cо знаменитым сербским режиссером, обладателем двух «Пальмовых ветвей» – высших наград Каннского кинофестиваля, мы встретились в Москве после очередного концерта группы The No Smoking Orсhestra, главные «роли» в которой «исполняют» сам Эмир Кустурица в качестве гитариста и солист-шоумен Неле Каражилич.
Exclusive. Вы всемирно известный режиссер, при этом много времени тратите на «местечковый» No Smoking Orсhestra.
Эмир Кустурица. На самом деле музыка и кино – это течения, которые очень близки. Свое творчество, в том числе музыку и кино, воспринимаю как жертвоприношение. Всегда должен жертвовать чем-то для этой деятельности. Ну а главная жертва – это время.
Exclusive. No Smoking Orсhestra и ваши фильмы – что между ними общего?
Э.К. Вас интересует, почему я занимаюсь кино и музыкой? Отвечу так: это делается только ради одного эстетического критерия, который для меня является главным, основным и единственным, – это критерий радости. Эмир Кустурица– музыкант на себя смотрит как на старомодного режиссера. А Эмир Кустурица–режиссер оценивает себя как очень прогрессивного музыканта. Для меня важно в музыке то, что в мире, где существуют тысячи стилей, и при этом отличия между ними постоянно стираются, существует несколько групп, которые в рамках этномузыки стараются сохранить что-то позитивное, первозданное и подлинное.
Главное, на мой взгляд, что характеризует нашу группу, – это энтузиазм: мы и в огромных залах, перед большой аудиторией играем с тем же подъемом и отдачей, как и на самой маленькой сцене. Есть идея дать концерт в тюрьме. Мы можем даже на кладбище играть. Думаю, все бы ожили и стали танцевать от нашей музыки.
Exclusive. В чем, на ваш взгляд, смысл жизни?
Э.К. Посмотрите на моего друга Неле Каражилича – и все будет ясно. В чем смысл его жизни? Пиво, сигары, женщины… (смеется.) Если же серьезно, такие вопросы всегда очень будоражат. В моей судьбе две линии, которые я всегда пытался «вычерчивать». Первая – это невидимая архитектура моей жизни. Вторая – искусство. Причем, мне кажется, искусство – даже больше, чем жизнь. А у Неле все по-другому: сначала пиво, сигареты, иногда женщины и только после – искусство. По этой причине я никак не могу найти для Неле иную работу, кроме солиста The No Smoking Orсhestra.
Exclusive. А что можете сказать о современной музыке?
Э.К. Не хочется быть старомодным, я сегодняшнюю музыку почти не слушаю, просто у меня к ней определенное отношение... Если рассматривать музыку, которую мы играем и которая сегодня в моде, думаю, разница – в целый век. Этот разрыв очень точно уловила моя дочка. Она сказала, что собирается сделать кино о диск-жокее и что этот фильм должен быть вообще без звука…
Exclusive. Ваш трагикомический фильм «Жизнь как чудо» (2004 г., премия «Сезар»), посвященная теме войны на Балканах, вызвал противоречивые мнения. Некоторые критики сочли, что он слишком «политизирован».
Э.К. Мне понравились комментарии к этому фильму, когда мы гастролировали в Израиле. Критики были в восторге от того, что в фильме о войне нет «идеологического фона», что это в первую очередь кино о людях. Так оно и есть, фильм «Жизнь как чудо» – мой протест против войны вообще. Шекспировская завязка в фильме явно говорит против насилия.
Exclusive. В ваших фильмах люди много пируют, не скрывая огромного удовольствия от обильных трапез. даже если они происходят по случаю похорон. Есть ли у вас любимые блюда?
Э.К. Не люблю наедаться, не пью алкоголь, не употребляю наркотики… Пиры в моих фильмах? Это объясняется легко. У людей очень много энергии. А энергия требует выхода. Идеальный вариант – пир. Согласитесь, что это лучше, чем война.
Exclusive. Но пир – это обжорство, жирные, калорийные блюда. А как же модные идеи насчет здорового образа жизни, натуральных продуктов, свежевыжатых соков?
Э.К. Чтобы пить свежевыжатые соки, нужно иметь такую возможность – жить в условиях «умеренного» капитализма. Россия в эту зону явно не входит. Москва не в счет. В гостинице, где я останавливался в последний раз, за стакан апельсинового сока мне пришлось заплатить 10 евро. Я очень удивился и спросил, сколько же стоит у вас килограмм апельсинов. Мне сказали – 1,5–2 евро. Из килограмма апельсинов ваши ребята выжимают четыре стакана сока и получают 40 евро. Фантастический бизнес! Такую прибыль не дает даже торговля наркотиками.
На самом деле музыка и кино – это течения, которые очень близки. Свое творчество, в том числе музыку и кино, воспринимаю как жертвоприношение. Всегда должен жертвовать чем-то для этой деятельности. Ну а главная жертва – это время.
Exclusive. У вас есть в жизни идея-фикс?
Э.К. В моей жизни только одна эпическая идея: я точно знаю, кем мне не хочется быть. Я не хочу быть cool. Потому что cool не обозначает ничего. Один американский друг сказал мне, что cool – это когда ты куришь сигареты с ментолом и они проветривают твой нос. Я знаю, что в России, как и в Сербии, некоторые люди любят это слово. Про таких говорят: он – cool. Но я не cool! Вот Неле иногда бывает cool. И я мог бы им стать, но у меня нет сигарет с ментолом (смеется).
Ну а если серьезно, моя идея – построить идеальную деревню или город, назовите это как хотите. Это красивое место в горах, в 250 км на юго-запад от Белграда и называется Мечавникград, или Дрвенград, как вам угодно. Я начал строительство своей мечты в 2005 году после съемок в этом районе фильма «Жизнь как чудо». После потери своего родного города Сараево, куда после войны я отказался возвращаться, хочу создать своего рода модель Рая на Земле, место, где будет совершенствоваться человеческий род. Построил уже православную церковь, музей, библиотеку, кинотеатр. Даже получил за этот архитектурный проект премию Филиппа Ротье. Хочу, чтобы люди приезжали сюда со всего света, учились делать джем, играть в баскетбол, писать книги, снимать фильмы и выращивать помидоры, а может быть, даже и апельсины.
Автор десятков талантливых художественных и документальных фильмов, интеллектуал, глубокий знаток искусства, литературы и философии, потрясающий собеседник и просветитель, просто человек огромного обаяния и истинный интеллигент, он и сегодня продолжает с завидной юношеской энергией учиться, экспериментировать, открывать новое.
Накануне знаменательного года в жизни выдающегося дирижера современности Юрия Темирканова, который отметит в 2013 году свой 75-летний юбилей и 25 лет, как он возглавляет Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича, мы воспользовались уникальной возможностью побеседовать с маэстро на фестивале в старинном Анси, что во Французских Альпах.
Биржа, акции, облигации, IPO, фьючерсы и опционы, свопы, форекс, волатильность, инвестирование, хеджирование... Все эти специфические термины вошли в нашу жизнь, перекочевали на страницы ведущих СМИ… Кому-то они уже успели набить оскомину, кого-то же продолжают привлекать или отталкивать своим необычным звучанием, но большинство отечественной публики относится к этим словам – абсолютно безразлично…
Популярный музыкант, певец, композитор, бизнесмен и философ КАЙ МЕТОВ не частый гость на страницах печати и ТВ. Он не нуждается в навязчивом пиаре, как человек самодостаточный и интеллигентный, ему интереснее разобраться в собственном внутреннем мире, его волнуют проблемы мироздания и гармонии, человеческого счастья и самосовершенствования.
Две талантливые и красивые женщины – актриса Ольга Кабо и певица Нина Шацкая – впервые объединились в творческом дуэте, чтобы выразить в причудливом переплетении поэзии и музыки свои чувства любви и преклонения перед поэтическим гением ярчайшей звезды Серебряного века.