Цирк – это образ жизни

В 2012 году распоряжением Правительства РФ была одобрена Концепция развития циркового дела в России на период до 2020 года. Как изменится российское цирковое искусство и какой вектор теперь примет его развитие? Об этом нам рассказала генеральный директор Росгосцирка Фарзана Халилова.

– Фарзана Рахимовна, расскажите о том, как вы пришли в цирковую компанию.
– В системе Росгосцирка я работаю почти 30 лет. По сути, для меня Росгосцирк – это второй дом. Свою карьеру начала в Тюменском государственном цирке, долгое время работала там директором, в 2011 году возглавила Московский цирк на проспекте Вернадского. Когда Министерство культуры России объявило открытый конкурс в 2012 году на замещение должности генерального директора, решила принять в нем участие, так как хорошо представляла себе, как должен работать Росгосцирк и какие меры по его возрождения можно предпринять. Мою программу одобрили и, выиграв конкурс, я стала генеральным директором компании.
– Что сейчас представляет собой Росгосцирк?
– Прежде всего Российская государственная цирковая компания – это большой имущественный комплекс, в который входит 78 предприятий. Из них свыше 40 – это стационарные цирки по всей нашей стране от Калининграда до Владивостока. И конечно, главная ценность компании – это ее артисты.

– Можно ли сказать, что Росгосцирк – это сердце российского циркового искусства, объединяющее почти все цирки страны.
– Именно так. Вообще, цирк представляет собой уникальное творческое явление. Здесь все по-настоящему. Мастерство цирковых артистов – это демонстрация силы, ловкости, мужества, красоты. Цирк является одним из самых демократичных видов искусства, и, безусловно, это искусство  – семейное.

– Как вы оцениваете состояние российского циркового искусства сегодня?
– В настоящее время роль отечественного цирка в нашей культуре изменилась. Чтобы понять это, нужно обратиться к истории. В советское время цирк был у всех на устах. Наши артисты объездили все страны мира, и везде их выступления проходили с большим успехом. При этом их гастроли приносили большой доход в казну страны, в том числе и в валюте. Но времена менялись. В 80–90-е годы в российском цирке наступил глубокий кризис. Внимание к цирку стало ослабевать, многие талантливые артисты уехали, новые номера и аттракционы не создавались на должном уровне, имена российских артистов цирка перестали быть на слуху. Конечно, сейчас цирк начал выходить из этой сложной ситуации, но предстоит еще большая и очень сложная работа.

– Если говорить о принятой на правительственном уровне Концепции циркового искусства, то какова ее основная идея?
– Принятие такого документа – важный шаг для всего российского цирка. Правительство Российской Федерации, Министерство культуры обратили серьезное внимание на цирковое искусство. Они действительно озабочены его состоянием и готовы нам помогать. Основная цель, безусловно, повысить общий уровень циркового искусства.
Если говорить о роли Российской государственной цирковой компании, то в эту концепцию заложен целый комплекс мер по совершенствованию ее деятельности, как экономической, так и творческой.
Отмечу один момент в концепции об имущественном комплексе компании. Ведь он остро нуждается в модернизации и капитальном ремонте. Сейчас прорабатываются программы по реконструкции цирков. Конечно, нужны немалые финансовые затраты, но они со временем окупятся. Уже реконструированы цирки в Ярославле, Курске и других городах, заново будет отстроен Пензенский цирк.
Каждый элемент в работе нашей компании, а также в развитии циркового искусства в целом существенен. Без одного нет другого.

– Российский цирк традиционно славен своими династиями: Дуровы, Никулины, Запашные, Нугзаровы… Хочется спросить, как все-таки рождаются звезды в цирке?
– Рождаются они с помощью колоссального трудолюбия, таланта и любви к искусству. Часто в цирк приходят из спорта, из циркового училища, но русский цирк – это прежде всего династическое искусство. «Рожденные в опилках» – именно так мы называем потомственных цирковых артистов. Все те знания, которые передаются у цирковых из поколения в поколения, уникальны. Можно отработать силовые элементы, но вам нигде не скажут, где учат на дрессировщика или хорошего клоуна.

– Кстати, о дрессировщиках, известно, что в том же «Цирке Дю Солей» не задействованы животные, при этом их спектакли с большим успехом проходят во всем мире.
– У нас разные представления о цирке. Если говорить об исконно русском цирке, то его сложно представить без животных. Это как особый колорит, и наши зрители это всегда очень хорошо принимают.
Если говорить о «Цирке Дю Солей», то самое интересное, что большая часть их артистов русские. Я была на спектакле этого цирка, и зрители в зале восхищались невероятными аттракционами. А это были наши артисты: воздушный полет Виля Головко, вольностоящая лестница Дворецких, «Колесо смерти» Саунбековых. Можно сказать одно, что уровень нашего цирка ничуть не уступает.

– Тогда сразу возникает вопрос о режиссуре в отечественном цирке, ведь номер должен быть не только сложным и эффектным, но еще и современным.
– Именно. Вызвать интерес у зрителя – это основная задача режиссера. К этому вопросу мы подходим очень серьезно. Взят курс на обновление номеров компании, и результаты уже есть – это награды на международных фестивалях циркового искусства, приглашения на зарубежные гастроли. Главное – стараться идти в ногу со временем. Создаются новые программы, где воплощены интересные и передовые режиссерские идеи. Режиссеры стремятся к созданию эффектного шоу, в котором единая сюжетная линия проходит через все представление.

– Программы для цирков выбираются по какому-то определенному принципу?
– Конечно, есть специфика определенных регионов, многое зависит от самого цирка, но мы не делим по принципу – прибыльно или нет. Программы распределяются таким образом, чтобы зрители в разных городах могли посмотреть разные, новые и интересные работы Росгосцирка.
Для нас очень важно расширение цирковой аудитории, поэтому даже в самом далеком регионе, говоря на финансовом языке, мы стараемся показать качественный продукт.

– Что является основой российского циркового искусства?
Это лучшие традиции советского плюс новые современные технологии света, звука и других составляющих. Сегодня русский цирк стоит на пути возрождения, поэтому наша задача – с помощью новаторских идей и высокого профессионализма сделать его лучше. Цирк жил, жив и будет жить.

БИОГРАФИЯ

Российский циркХалилова Фарзана Рахимовна родилась 18 сентября 1956 года в деревне Чебурга Тюменской области. Окончила Тюменский сельскохозяйственный институт по специальности экономист по бухгалтерскому учету (1981). В 1983 году поступила на должность старшего бухгалтера, затем директора (2000–2011) Тюменского государственного цирка. В 2011 году назначена директором Большого московского государственного цирка на проспекте Вернадского. 21 сентября 2012 года стала победителем открытого конкурса на замещение должности генерального директора Федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания», которое возглавляет в настоящее время. Заслуженный работник культуры Российской Федерации (2004). 

Читайте в этом номере
  • В течение шести лет  японская компания POLA успешно развивается на отечественном рынке. Об успехах рассказывает президент компании  в России и странах СНГ господин Максим Оямада.
  • Королевство Бахрейн площадью (по разным источникам) от 698 до 750 кв. км уже более четверти века является одной из самых развитых экономик стран Персидского залива. Нефтеперерабатывающий комплекс, алюминиевый комбинат, три морских порта, 80 филиалов иностранных банков, нефтяные и газовые месторождения, которые составляют главное природное богатство страны.

  • В Москве 31 марта 2013 года в Государственном геологическом музее им. В.И. Вернадского Капелла «Таврическая» и  компания «Арт-Ассамблеи» провели  Благотворительную детскую ассамблею для лучших воспитанников творческих коллективов, музыкальных, танцевальных и художественных школ Москвы и Московской области.
  • Каждая негативная новость из стран Евросоюза предсказуемо вызывает волну статей в стиле «Закат Европы». Самой этой книге скоро будет сто лет, а Европа за это время не раз демонстрировала редкую живучесть и способность к модификациям.
  • Понятие self made man кажется странным по отношению к первому трижды Герою Советского Союза Александру Покрышкину. Но легендарный летчик и был именно «человеком, сделавшим самого себя». В 2013 году отмечается 100-летие со дня его рождения.

  • 1990 год: приезжаю в Америку, и мы с моим переводчиком Джимом ездим по университетам выступать. Заглянули в нью-хэмпширский ресторанчик пообедать, официантка спрашивает, как нас зовут, how are you, куда путь держим. Я, советский человек, конечно, удивляюсь такому обращению.

  • «Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил», – говорил мудрый Лис Маленькому принцу.

  • Выставки известных московских художников Александра Панкина («Пространство квадрата»), Андрея Волкова и итальянского живописца Томмазо Оттиери («Пространство цвета») раскроют оригинальные авторские версии ключевых проблем изобразительного искусства.
  • Моя мечта об Индии родилась неожиданно. Поводом послужили не рассказы друзей или случайно увиденный фильм и даже не прочитанная книга. …Я летела в Таиланд и глубокой ночью на шестом часу полета, выглянув в иллюминатор, обнаружила под крылом море огней. Им не было конца и края! На мой изумленный вопрос «что это?» стюардесса равнодушно ответила: «Дели».

  • Жизненный кризис... За этими словами растерянность, разочарование, недоумение, неуверенность в себе и в своем будущем, депрессия... Перечислять можно долго, поскольку проявлений у жизненного кризиса много. Причин для его возникновения – еще больше: от возрастного кризиса и кризиса в отношениях с близким человеком до всемирного экономического кризиса.

  • Луиза Виже-Лебрен, хрупкая талантливая француженка, обладая невероятной трудоспособностью, запечатлела на своих полотнах придворное общество практически всех европейских дворов XVIII века и выдающихся личностей современности, подарив потомкам возможность любоваться их подлинными изображениями.
  • Компании «Арт-Ассамблеи» (Россия) и Art-Assemblee Agency GmbH (Баден-Баден, Германия) при поддержке Правительства Российской Федерации, Министерства культуры, МИД РФ, МИД Германии, Государственной  думы  и Федерального собрания РФ, Правительства Москвы, Посольства России в Германии представляют  II фестиваль «Дни российской культуры»  в Германии.
  • Обожаю позитивных, талантливых, красивых людей, как Татьяна Веденеева. Очень часто встречаю ее в консерватории, в театре, на концертах. Феномен ее фантастической популярности у миллионов россиян еще до конца не разгадан.
  • Он всегда производил впечатление удачливого красавчика, героя-любовника, да просто лихого Героя, которого и сыграл в известном фильме «Сердце Бонивура». А оказался ранимым, пережившим нищету, потери, гонения и предательство. И в итоге – непримиримым, отдельным, безмерно противоречивым и свободным. К тому же еще художником, поэтом и писателем.

  • стр. 23-26

    Последние десятилетия европейцам в целом очень везло. Разрушив Берлинскую стену и залечив травмы «холодной войны», Европа достигла невиданного процветания и прогресса. И далеко не последнюю роль в этом сыграло укоренившееся на континенте национальное и культурное многообразие. Задаваться вопросом, хорошо или плохо такое разнообразие, никому бы и в голову не пришло.

  • стр. 76-81

    Самый знаменитый из современных российских дирижеров – Валерий Гергиев – 2 мая отмечает 60-летие. Празднование юби­лея наверняка будет устроено с размахом, соразмерным мас­штабу личности виновника торжества.

  • стр. 54-59

    О том, что Константин Хабенский не любит внимание прес­сы вне сцены и съемочной площадки, известно всем. Свою завидную популярность актер с большей пользой инвестирует в благотворительность, присоединившись к кругу артистов-филантро­пов.

  • стр. 82-83

    Публика Советского Союза узнала Мирей Матье почти одно­временно с французами. В 1965 году миниатюрная, улыбчивая «мадемуазель из Авиньона», со звонким, заполняющим все пространство голосом и фирменной прической «сессон», первый раз поет на французском телевидении, а уже через год дает сольный кон­церт в самом престижном парижском зале «Олимпия».

  • стр. 12-20
    «Если могу что-то сделать полезное для людей, как бы пафосно это ни звучало, мне от этого становится хорошо, я получаю заряд энергии. Конечно, если это будет мешать моей творческой деятельности, наверное, уменьшу свою «общественную нагрузку», но пока справляюсь»
  • стр. 60-67
    Выдающийся польский режиссер, классик мирового кино Анджей Вай­да родился 6 марта 1926 года в горо­де Сувалки. Лауреат престижных международных наград, в том числе Московского международного кинофестиваля и Американской академии киноискусства – «Оскар» за творческий вклад в искусство.