Денис Мацуев. Кто, если не мы?

Exclusive. Денис, когда мы познакомились восемь лет назад, ты только осваивал роль арт-директора своего первого фестиваля молодых звезд классической музыки «Кре­щендо». Сегодня у тебя семь именных фестивалей!

Денис Мацуев. Уже девять. «Крещендо», «Звезды на Байкале», Annecy Classic Festival, фестиваль в Челябинске, Пскове, Перми, Тю­мени, Кемерово, Оренбурге, и еще на подходе Ульяновск и Красноярск.

Exclusive. Неужели тебе недостаточно 200 концертов в год, включая 21 сольную программу, 52 концерта с орке­страми и три персональные серии: «Денис Мацуев при­глашает» – в Москве, в парижском Salle Pleyel и в Нью- Йоркском Карнеги-холле?

Д.М. Возможно, мне хотелось бы играть меньше, но полу­чается как всегда. Иногда начинает казаться, что я, как герой фильма Георгия Данелии «Осенний марафон», хочу отка­зать – и не хватает сил, когда знаю, что меня ждут. (Смеется.)

Exclusive. Что ждут – это точно. Когда люди узнают, что мы знакомы, сразу просят помочь с билетами на концерт. Благодаря твоей активности по продвижению класси­ческой музыки в массы теперь в филармонию идут, как на чемпионат мира по футболу!

Д.М. Я преклоняюсь перед моими слушателями, особенно российскими. Они самые требовательные и дают мне мощ­ный заряд вдохновения. В момент выхода на сцену я словно перемещаюсь в другое измерение, на сцене я другой, быть может, лучше, чем в жизни. Не важно, выспался ли я, репе­тировал или только что с трапа самолета после 12-часово­го перелета. Сцена лечит. Музыка-терапия выручает. Люди, с которыми я общаюсь, заряжают меня энергией. Жизнь между сценой и самолетами, землей и небом, в кругу друзей меня вполне устраивает. Не могу себя представить без всего этого сумасшествия.

Exclusive. Так все же почему ты взялся за организацию фести­валей?

Д.М. Начнем с того, что это интересно – жить и творить, как этого хочется. Потом давай вспомним, что произошло в ре­гионах после распада СССР: филармоническая жизнь умер­ла. Москва и Петербург не в счет. Публика изголодалась по качественным исполнителям. Я получаю громадное удоволь­ствие, когда удается собрать хорошую команду участников фестиваля, договориться со спонсорами, напечатать про­граммы и даже ходить по чиновникам: хочется сделать жизнь в нашей стране лучше, счастливее, интереснее. Кто, если не мы, примет эстафету от старшего поколения блестящих му­зыкантов? Хорошая музыка возвышает человека. Мы не про­сто привозим первоклассных музыкантов в регионы, а ведем просветительскую работу, знакомим с шедеврами музыкаль­ного искусства и лучшими исполнителями. Через фестиваль «Крещендо» прошли более ста музыкантов. Концерты «кре­щендовцев» составляют сегодня добрую половину всех фи­лармонических концертов. Их знают не только в стране, но и за рубежом: скрипачи Алена Баева, Сергей Крылов, Борис Бровцын, виолончелисты Александр Бузлов и Борис Андри­анов, гобоист Алексей Огринчук, трубач Сергей Накаряков, альтисты Екатерина Апекшиева, Максим Рысанов, гитарист Дмитрий Илларионов, баянист Айдар Гайнуллин, кларнетист Игорь Федотов… Как только молодой исполнитель завоевы­вает награду на престижном конкурсе, то оказывается в поле нашего зрения и начинает участвовать в наших фестивалях.
И, что очень важно для нас, мы ищем юные таланты, по­могаем им, проводим мастер-классы, наиболее одаренных детей переводим учиться в Москву к лучшим педагогам. Гото­вим завтрашний день музыкального искусства страны. И уве­ряю, эти дети очень скоро себя покажут! И еще как покажут!
В регионах накопилось много проблем, которые требуют административных решений: нет современных акустических залов и качественных инструментов, музыканты симфониче­ских оркестров и педагоги в музыкальных школах получают мизерную зарплату 4–5 тысяч рублей – на порядок меньше, чем в столице. Я не могу оставаться безразличным к этим проблемам. Я сам из провинции и не понимаю, как можно де­лить людей на «первый» и «второй» сорт, на «столичных» и «провинциалов», если они талантливы и хорошо выполня­ют свою работу.
Благодаря обсуждению этих проблем с губернаторами и министерствами культуры в регионах они начинают лучше понимать остроту накопившихся проблем. И дело посте­пенно сдвигается с мертвой точки. Зарплаты увеличиваются. И инструменты приличные закупают! С десяток «Стенвеев» с моей подсказки закупили в регионы. Все только начинает­ся. Не верьте тем, кто постоянно говорит о кризисе нашего искусства. Лучше сделайте сами что-нибудь полезное для общества.

Exclusve. Фестиваль в Иркутске, как его прозвали на Запа­де – «Сибирский Зальцбург», поистине царский пода­рок твоим землякам.

Д.М. Когда я задумывал в 2004 году фестиваль «Звезды на Байкале», мне хотелось возродить творческую атмосферу в городе, которая с начала перестройки постепенно куда- то ушла. Не представляешь, как я волновался перед пер­вым фестивалем! Ответственность колоссальная! Ничего подобного я не испытывал за всю свою сольную карьеру. Сегодня фестиваль заслужил статус крупнейшего в Сиби­ри. Есть чем гордиться. Атмосфера уникальная, публика замечательная, один Байкал чего стоит! Публика из дру­гих регионов специально приезжает на наш фестиваль, а заодно и полюбоваться на чудо природы! Иркутяне ус­лышали исполнение таких мировых звезд, о которых мог­ли раньше только мечтать: Юрий Темирканов с Акаде­мическим симфоническим оркестром, Валерий Гергиев с оркестром Мариинки, Владимир Спиваков с «Виртуозами Москвы» и НФОР, Владимир Федосеев с БСО, Юрий Башмет с «Солистами Москвы», Квартет имени Бородина, Виктор Третьяков, Вадим Репин, Виктория Муллова, Елена Образ­цова и многие другие выдающиеся музыканты. Нельзя также забывать и про нашу «молодую гвардию», «крещендовцев», без которых немыслим этот праздник музыки. На следующий год ожидаем Израильский филармонический оркестр под управлением Зубина Меты.

Exclusive. А как обстоят дела с реализацией твоей мечты – новым концертным залом в Иркутске?

Д.М. Несколько лет я убеждаю местное руководство в том, что в моем родном Иркутске необходим современный аку­стический концертный зал. Несколько губернаторов уже сменилось. Нынешний, Сергей Владимирович Ерощенко, это понимает. Я мечтаю, что это будет один из лучших залов в мире по проекту лучшего эксперта по акустике, знамени­того японского архитектора Ясухиса Тойота. Его творения, среди которых Сантори-холл, Дисней-холл и, конечно же, концертный зал Мариинки, украшают многие города мира. Больше бы таких залов в нашей огромной стране. Кстати, не­давно выступал в Омске в превосходном зале. Построили за год! Значит, можем! Дай бог, чтобы и в Иркутске к юбилею фестиваля мы играли в новом зале.

Exclusive. Можно только пожелать, чтобы каждый человек так любил свою малую родину, как ты.

Д.М. Все, что связано с малой родиной, с детством, я обожаю. Люблю нашу старую иркутскую квартиру. Здесь все сохрани­лось таким, каким было, когда я в 14 лет с родителями пере­ехал в Москву. Ничего намеренно не меняю, даже ремонт не делаю. Когда переступаю порог квартиры, с ее особым за­пахом, как будто в машине времени переношусь в детство. Ты же знаешь, у меня очень музыкальная и гостеприимная семья. Все играли на каких-то инструментах. Каждую неделю пек­ли пироги, накрывали вкуснейший стол, приглашали гостей, пели, танцевали. Обе мои бабушки играли на аккордеонах.
Сейчас кажется неправдоподобным, но я не хотел пере­езжать в Москву, в ЦМШ (Центральная музыкальная школа при Московской консерватории. – Ред.). В Иркутске у меня была футбольная команда, друзья, а в Москве – нет. Футбол тогда интересовал меня гораздо больше. Я не понимал, за­чем нужно что-то менять. Тогда родители использовали по­следний аргумент: в Москве я смогу ходить на матчи моего любимого «Спартака»! Я согласился.

Возможно, мне хотелось бы играть меньше, но получается как всегда. Иногда начинает ка­заться, что я, как герой фильма Георгия Дане­лии «Осенний марафон», хочу отказать – и не хватает сил, когда знаю, что меня ждут

Exclusive. Денис, а зачем тебе такая «общественная нагрузка»: работа в Общественном совете при Президенте РФ, пред­седателя Совета при Министер­стве культуры, президента бла­готворительного фонда «Новые имена»? Или близость к власти по­могает реализовывать твои много­численные творческие проекты?

Д.М. Если могу что-то сделать по­лезное для людей, как бы пафосно это ни звучало, мне от этого ста­новится хорошо, я получаю заряд энергии. Конечно, если это будет мешать моей творческой деятель­ности, наверное, уменьшу свою «общественную нагрузку», но пока справляюсь.
Четыре месяца ходил по ка­бинетам, убеждал политиков и чиновников в необходимости внести очень важную поправку в Закон об образовании, сохранить музыкальные школы-де­сятилетки для одаренных детей. Чиновники абсолютно не понимали, что разрушают будущее музыкальной культуры России. Зачем ломать то, что прошло испытание временем и отлично работает? Начинать серьезно учиться музыке в 12 лет поздно!
После моего выступления на Совете по культуре при Президенте России, после консультаций в ЦМШ и в Гнесинке, после встреч в Общественном совете при Министерстве культуры, в Госдуме, где депутат Маша Максакова, которая тоже училась в ЦМШ, объясняла сво­им коллегам, в чем суть проблемы, после выступлений в федеральных и региональных СМИ мы добились своего! Мы сделали это!

Exclusive. Многих восхищает твое умение дружить. Вокруг тебя море друзей-музыкантов. Сегодня ты играешь на 80-летнем юбилее композитора Щедрина, завтра – на новогоднем концерте у Спивакова, послезавтра на 60-летии Башмета! Тебя любят все, и никто не ревнует друг к другу! В чем секрет?

Д.М. Так меня воспитали родители. С детства следую наше­му девизу: не обижать никого и помогать людям. Дружу со всеми, не чувствуя разницы в возрасте. Спивакову скоро 70! Можно в это поверить? А мы дружим уже больше 20 лет!
Дирижер Юрий Симонов как-то пошутил: все дирижеры тебя любят до той поры, пока ты не встал за пульт своего ор­кестра. (Смеется.)

Exclusive. И как ты относишься к такой перспективе?

Д.М. Потерять друзей? Предпочитаю остаться пианистом. (Смеется.) А если серьезно, меня постоянно провоцируют на эту тему. Но это, примерно, то же самое, как всю жизнь играть на виолончели, а потом бросить и заиграть на клар­нете. Не получится. Я умею читать партитуры с детства. Отец научил. Мне это любопытно, но не более.
Прав тысячу раз булгаковский профессор Преображен­ский: все беды от того, что люди берутся не за свое дело. Пла­нету охватила эпидемия: многие исполнители решили стать дирижерами. Не думаю, что это лучший способ продлить жизнь на сцене. Редко, кому удается. Дирижер – принципи­ально иная профессия.
Передо мной прекрасный пример – Галина Вишневская: сказала – ухожу со сцены – и ушла в расцвете творческих сил. Открыла оперную школу и передавала свой бесценный опыт молодым певцам до последнего дня. Великий мастер! Госу­дарственный ум! Фантастической красоты и силы духа жен­щина! Такой поступок отличает избранных.
Горжусь моим филармоническим абонементом с вели­кими дирижерами, среди которых Пааво Ярви, Зубин Мета, Юрий Симонов, Марис Янсонс, Семен Бычков, Михаил Плет­нев, Валерий Гергиев, Лорин Маазель. О чем еще может меч­тать исполнитель?! Не играл только с Клаудио Аббадо и Сейджи Озава. Дай бог, сыграем. Уже в этом году в Израиле сыграл Первый кон­церт И. Брамса с 86-летним патриархом Куртом Мазуром и Израильским филармоническим оркестром. Брамс – новая страница в моем творчестве. Кстати, именно Мазур вдохно­вил меня на исполнение этого композитора, хотя я считал, что еще рано. Первый выход с Брамсом состоялся в прошлом году в Линкольн-центре с Гергиевым и Лондонским симфо­ническим оркестром, затем в Нижнем Новгороде во время Волжского тура – мини-«Крещендо», и только потом в Мо­скве записал этот концерт. Играть в Москве – особая ответ­ственность для меня.

Exclusive. Валерию Гергиеву 2 мая – 60!

Д.М. Обязательно буду играть на открытии Мариинки-2 в честь маэстро. Благодарен судьбе, что у меня есть такой близкий друг. Не чувствую никакой раз­ницы в возрасте. Колоссальный пример для меня во всех ипостасях. Уникальный музыкант. Блестящий организатор, труже­ник. Огромное счастье находиться с ним на одной сцене. Умение Гергиева предвос­хищать малейшее движение солиста в том или ином стиле, репертуаре, как ни у кого иного, развито фантастично.
У нас огромные с ним планы. Уже 23 концертные программы сыграли. Много записываем на CD: Шостакович, Щедрин, Прокофьев…
Тот темп жизни, что он держит послед­ние 25 лет, поражает воображение! Поже­лать Валерию Абисаловичу можно только одного – здоровья!
Я никогда не забуду одно из са­мых лучших своих выступлений, ког­да с Гергиевым играли Третий концерт Рахманинова. У обоих вдруг возникло удивительное, неземное, иррацио­нальное ощущение, словно нами руководит кто-то третий…

Если могу что-то сделать полезное для лю­дей, как бы пафосно это ни звучало, мне от этого становится хорошо, я получаю заряд энергии. Конечно, если это будет мешать моей творческой деятельности, наверное, умень­шу свою «общественную нагрузку», но пока справляюсь

Exclusive. Вы с Валерием Абисаловичем большие экстремалы и выдумщики?

Д.М. Это ты про концерт в День Победы на Поклонной горе? Да, я здорово, конечно, рисковал, согласившись, на­ходясь в Америке, на неожиданное предложение маэстро сыграть концерт 9 мая. Рассчитал время прилета, но из-за из­вержения исландского вулкана с непроизносимым названием все рейсы над Европой отменили. И вместо 10 часов, я летел 20 через… Африку! И прямо с трапа самолета успел за 5 ми­нут до начала концерта. Кто бы измерил, сколько адреналина было у нас в крови во время выступления!
Другой раз мы успешно сыграли в Нью-Джерси, сели в самолет, только успели взлететь – и на Нью-Йорк обрушился ураган Сэнди. Мы разминулись с ним на считанные минуты…

Exclusive. Везунчики! Что бы вам всегда так везло! А что это за история на юбилейном концерте Родиона Щедрина, когда вместо Пятого его концерта ты играл Второй?

Д.М. Очередная авантюра, в хорошем смысле, если дело касается моих друзей. За две недели до фестиваля позвонил Родион Константинович: «Мне бы хотелось, чтобы ты сыграл не Пятый, а Второй концерт. Он стопроцентно твой! Уверен, он будет иметь не меньший успех, чем Третий Рахманинова».
Когда-то Родион Константинович сам потрясающе играл этот концерт. Щедрин – выдающийся композитор современ­ности. Слушаешь буквально несколько секунд и сразу пони­маешь, чья это музыка. Его музыка пианистична, как музыка Листа и Рахманинова, потому что все они были блестящими пианистами. Это чувствуется сразу. А когда во время концер­та Майя Михайловна Плисецкая – муза Щедрина – в зале, это дает мне как исполнителю уникальную подпитку. К тому же Щедрин – человек добрейшей души и абсолютно молодой. Поэтому, несмотря на плотный гастрольный график, я не смог отказать маэстро и между исполнением К. Шиманов­ского, Э. Грига, Д. Шостаковича в самолетах выучил Второй концерт, причем по рукописной партитуре. С Гергиевым мы сыграли этот концерт после одной 30-минутной репетиции на одном дыхании! Несмотря на, мягко говоря, нервное со­стояние после экстремального исполнения, я переживаю сейчас удивительный роман с этим концертом и хотел бы его играть чаще.

Exclusive. А с кем тебя чаще всего сравнивают критики?

Д.М. У меня в коллекции более двухсот ярких высказыва­ний-сравнений западной прессы. С Владимиром Горовцем когда впервые сравнили после записи моего альбома-по­священия Tribute to Horowitz, я был польщен. Но все же я предпочитаю быть Мацуевым, а не кем-то похожим на кого- то еще.

Exclusive. Недавнее ЧП в Большом театре с руководителем балета Филиным шокировало все театральное сообще­ство. Тебе когда-нибудь приходилось сталкиваться с чем-то подобным?

Д.М. Слава богу, нет! Я не имею отношения к театру и орке­стру. Хотя вырос в Иркутске в театре, где работал мой отец. Там были другие законы. Если произошедшее в Большом – результат борьбы за должность, а не выходка психически не­здорового человека, то это ничем нельзя оправдать. Всякое бывает в творческом коллективе, но это – чистая уголовщина. Переживаю за Сергея: он большой артист, грамотный ор­ганизатор, отец троих сыновей. Желаю ему скорейшего вы­здоровления. Надеюсь, он вернется к своей любимой работе в Большой.

Я преклоняюсь перед моими слушателями, особенно российскими. Они самые требова­тельные и дают мне мощный заряд вдохно­вения. В момент выхода на сцену я словно перемещаюсь в другое измерение, на сцене я другой, быть может, лучше, чем в жизни

У вас потрясающая дружная семья. А какой тебе видится собственная будущая семья?

Д.М. Семья для меня, безусловно, много значит. Мы одна ко­манда. Прекрасно сознаю, какую жертву принесли родители, когда в 14 лет меня пригласили на учебу в знаменитую Цен­тральную музыкальную школу при Московской консервато­рии. Они бросили все: работу, друзей, налаженную жизнь в Иркутске. Никто никаких гарантий им дать не мог, состо­ится ли у меня карьера музыканта, стану ли я победителем Конкурса Чайковского? Конечно, у меня будет своя семья, и я надеюсь, очень скоро. Хочется прийти в свой дом, где ждут, надеть любимые тапочки и халат, принять душ, упасть в свою постель… Дом в моем понимании – это надежный тыл, защита. Но я не хочу никаких жертв ради меня…Передо мной прекрасные при­меры творческих семей единомышленников: Вишневская–Ро­стропович, Плисецкая–Щедрин, Сати и Владимир Спиваков, Эльжбета и Кшиштоф Пендерецкий…

Exclusive. Что интересного в 2013-м ты приготовил своим почитателям?

Д.М. Как всегда, очень много всего интересного. 1 и 2 апре­ля в Концертном зале Чайковского состоялись концерты «Рахманинов Гала», посвященные 140-летию великого композито­ра. Как арт-директор фон­да Сергея Рахманинова, я пригласил в Москву аме­риканского дирижера Ле­онарда Слаткина, известных музыкантов, журнали­стов. Этому событию приурочен мой новый CD, записанный с американским дирижером Аланом Гильбертом.
В ноябре прошлого года ушел из жизни председатель фонда Рахманинова его внук Александр. Тут же появились родственники, претендующие на наследство. Меня искрен­не волнует судьба швейцарской виллы Рахманинова «Сенар» с его уникальным роялем и архивом композитора. Моя меч­та – выкупить драгоценные для русской культуры раритеты и сделать их достоянием общественности. Надеюсь, у нас найдутся меценаты, которые помогут в этом.
В мае в Астане состоится Международный конкурс мо­лодых пианистов Astana Piano passion, художественным руко­водителем которого я являюсь. Для победителя мной лично подготовлен особый подарок – рояль фирмы Yamaha и при­глашение на мои фестивали.
В июне состоится традиционный Волжский тур с орке­стром маэстро Ю. Темирканова. В августе – IV фестиваль во французском Анси. Юрий Хатуевич любезно предоставил свой знаменитый коллектив в качестве резидентского орке­стра. В сентябре встречаемся в Иркутске на VII фестивале «Звезды на Байкале». Команда лучших исполнителей VIII фе­стиваля «Крещендо» даст концерты в Сочи, Пскове и Москве.
Недавно мне предложили войти в совет директоров Первого телеканала. Пока я думаю. Но если в результате на российском телевидении появится чуть больше классической музыки или еще одна передача о культуре, готов принять в этом участие.
Почему в мире так гордятся футбольными командами, например, «Челси» или «Реал», а мы не гордимся тем, что имеем? Почему олимпийцев встречают как национальных героев, а когда музыкант возвращается с победой на пре­стижном конкурсе, об этом никто не знает? А еще полвека назад великие оперные певцы и исполнители были куми­рами миллионов. Когда страна впервые услышала игру Вана Клиберна, его колоссальная популярность была не меньше, чем у Гагарина. Мир перевернулся. Невозмож­но все время вдалбливать народу, что попса – это ис­тинная культура. Выйди на улицу и спроси: кто такой Святослав Рихтер или Евгений Мравинский? Никто не ответит. А это наше национальное достояние! Теле­видению, которое имеет многомиллионную аудито­рию, нужно постоянно напоминать, кто мы и откуда. Прав маэстро Темирканов, когда говорит: страна без культуры не имеет будущего. Нельзя быть равнодушными. У нас колоссальные культурные традиции. Если мы объединимся ради одной цели – сделать нашу страну процветающей, высококультурной, – у нас получится. За нами поколения великих представителей русской культуры: писателей, философов, композито­ров, поэтов и артистов – они смотрят на нас в надежде, что мы примем эстафету. Как мы мо­жем их подвести?

Читайте в этом номере
  • В течение шести лет  японская компания POLA успешно развивается на отечественном рынке. Об успехах рассказывает президент компании  в России и странах СНГ господин Максим Оямада.
  • Королевство Бахрейн площадью (по разным источникам) от 698 до 750 кв. км уже более четверти века является одной из самых развитых экономик стран Персидского залива. Нефтеперерабатывающий комплекс, алюминиевый комбинат, три морских порта, 80 филиалов иностранных банков, нефтяные и газовые месторождения, которые составляют главное природное богатство страны.

  • В Москве 31 марта 2013 года в Государственном геологическом музее им. В.И. Вернадского Капелла «Таврическая» и  компания «Арт-Ассамблеи» провели  Благотворительную детскую ассамблею для лучших воспитанников творческих коллективов, музыкальных, танцевальных и художественных школ Москвы и Московской области.
  • Каждая негативная новость из стран Евросоюза предсказуемо вызывает волну статей в стиле «Закат Европы». Самой этой книге скоро будет сто лет, а Европа за это время не раз демонстрировала редкую живучесть и способность к модификациям.
  • Понятие self made man кажется странным по отношению к первому трижды Герою Советского Союза Александру Покрышкину. Но легендарный летчик и был именно «человеком, сделавшим самого себя». В 2013 году отмечается 100-летие со дня его рождения.

  • 1990 год: приезжаю в Америку, и мы с моим переводчиком Джимом ездим по университетам выступать. Заглянули в нью-хэмпширский ресторанчик пообедать, официантка спрашивает, как нас зовут, how are you, куда путь держим. Я, советский человек, конечно, удивляюсь такому обращению.

  • «Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил», – говорил мудрый Лис Маленькому принцу.

  • Выставки известных московских художников Александра Панкина («Пространство квадрата»), Андрея Волкова и итальянского живописца Томмазо Оттиери («Пространство цвета») раскроют оригинальные авторские версии ключевых проблем изобразительного искусства.
  • Моя мечта об Индии родилась неожиданно. Поводом послужили не рассказы друзей или случайно увиденный фильм и даже не прочитанная книга. …Я летела в Таиланд и глубокой ночью на шестом часу полета, выглянув в иллюминатор, обнаружила под крылом море огней. Им не было конца и края! На мой изумленный вопрос «что это?» стюардесса равнодушно ответила: «Дели».

  • Жизненный кризис... За этими словами растерянность, разочарование, недоумение, неуверенность в себе и в своем будущем, депрессия... Перечислять можно долго, поскольку проявлений у жизненного кризиса много. Причин для его возникновения – еще больше: от возрастного кризиса и кризиса в отношениях с близким человеком до всемирного экономического кризиса.

  • Луиза Виже-Лебрен, хрупкая талантливая француженка, обладая невероятной трудоспособностью, запечатлела на своих полотнах придворное общество практически всех европейских дворов XVIII века и выдающихся личностей современности, подарив потомкам возможность любоваться их подлинными изображениями.
  • Компании «Арт-Ассамблеи» (Россия) и Art-Assemblee Agency GmbH (Баден-Баден, Германия) при поддержке Правительства Российской Федерации, Министерства культуры, МИД РФ, МИД Германии, Государственной  думы  и Федерального собрания РФ, Правительства Москвы, Посольства России в Германии представляют  II фестиваль «Дни российской культуры»  в Германии.
  • Обожаю позитивных, талантливых, красивых людей, как Татьяна Веденеева. Очень часто встречаю ее в консерватории, в театре, на концертах. Феномен ее фантастической популярности у миллионов россиян еще до конца не разгадан.
  • Он всегда производил впечатление удачливого красавчика, героя-любовника, да просто лихого Героя, которого и сыграл в известном фильме «Сердце Бонивура». А оказался ранимым, пережившим нищету, потери, гонения и предательство. И в итоге – непримиримым, отдельным, безмерно противоречивым и свободным. К тому же еще художником, поэтом и писателем.

  • В 2012 году распоряжением Правительства РФ была одобрена Концепция развития циркового дела в России на период до 2020 года. Как изменится российское цирковое  искусство и какой вектор теперь примет его развитие? Об этом нам рассказала генеральный директор Росгосцирка Фарзана Халилова.
  • стр. 23-26

    Последние десятилетия европейцам в целом очень везло. Разрушив Берлинскую стену и залечив травмы «холодной войны», Европа достигла невиданного процветания и прогресса. И далеко не последнюю роль в этом сыграло укоренившееся на континенте национальное и культурное многообразие. Задаваться вопросом, хорошо или плохо такое разнообразие, никому бы и в голову не пришло.

  • стр. 76-81

    Самый знаменитый из современных российских дирижеров – Валерий Гергиев – 2 мая отмечает 60-летие. Празднование юби­лея наверняка будет устроено с размахом, соразмерным мас­штабу личности виновника торжества.

  • стр. 54-59

    О том, что Константин Хабенский не любит внимание прес­сы вне сцены и съемочной площадки, известно всем. Свою завидную популярность актер с большей пользой инвестирует в благотворительность, присоединившись к кругу артистов-филантро­пов.

  • стр. 82-83

    Публика Советского Союза узнала Мирей Матье почти одно­временно с французами. В 1965 году миниатюрная, улыбчивая «мадемуазель из Авиньона», со звонким, заполняющим все пространство голосом и фирменной прической «сессон», первый раз поет на французском телевидении, а уже через год дает сольный кон­церт в самом престижном парижском зале «Олимпия».

  • стр. 60-67
    Выдающийся польский режиссер, классик мирового кино Анджей Вай­да родился 6 марта 1926 года в горо­де Сувалки. Лауреат престижных международных наград, в том числе Московского международного кинофестиваля и Американской академии киноискусства – «Оскар» за творческий вклад в искусство.