Самый знаменитый из современных российских дирижеров – Валерий Гергиев – 2 мая отмечает 60-летие. Празднование юбилея наверняка будет устроено с размахом, соразмерным масштабу личности виновника торжества.
Гергиев – выдающийся музыкант и менеджер. Харизматичный и отчаянный, он сумел сделать все происходящее в возглавляемом им Мариинском театре общенациональным событием, к тому же известным на весь мир.
Ограничиваться одним проектом не в правилах маэстро. Молва утверждает, что Гергиев способен трижды за сутки выступить в разных частях света. О его мистической работоспособности слагают легенды и анекдоты: маэстро умеет телепортироваться, не нуждается в еде и отдыхе, спит три часа в сутки. И только частенько появляющаяся на его лице трехдневная щетина выдает нехватку времени. А может, это элемент имиджа?..
Exclusive. Маэстро, с каким настроением вы ждете своего юбилея?
Валерий Гергиев. Я стараюсь отодвинуть свой юбилей в тень главного события – открытия театра, второй сцены, Мариинки-2. Конечно, в этот день буду рад видеть всех своих друзей и друзей театра. Но я не думаю о юбилее как о поводе что-то получить или выслушать какие-то хвалебные речи в свой адрес. Мне очень хочется, чтобы коллектив Мариинского театра, которому, выходит, я посвятил практически всю жизнь, получил шикарный даже не второй дом, а, может, главный. Так как через три года мы должны реконструировать историческую сцену Мариинского. И постараемся это сделать очень осторожно, ни в коем случае не допуская катастрофических разрушений, с последующим героическим и невероятно финансово затратным стремлением восстановить то, что уже навсегда потеряно.
Exclusive. А в чем, на ваш взгляд, природа архитектурного скандала вокруг только что построенного здания Мариинки-2?
В.Г. Здание театра не возникло ниоткуда месяц или два назад, когда началась эта, я убежден, надуманная, архитектурная полемика вокруг него. Театр получился очень просторный, красивый, светлый. И главное – с очень хорошей акустикой, которую мы самым тщательнейшим образом уже протестировали. Что меня не столько разозлило, сколько позабавило в этой шумихе, так это агрессивный стиль полемики. В стране рождается новое здание театра. В любой точке мира такое событие встретили бы ликованием, мы же начинаем искать и лить черную краску, да тоннами. Кто-то даже сноса здания стал требовать… Ну совсем с ума сошли! Это первый за многие годы крупный театральный проект в России, который создан с нуля и завершен. Радоваться надо, а у нас все поводы для конфликтов изобретают.
Exclusive. Какова торжественная программа открытия Мариинки-2?
В.Г. Для нас это не пара гала-концертов, а четыре месяца напряженной работы сразу на трех площадках – исторической сцене, в концертном зале и, естественно, на второй, новой сцене Мариинского театра, где будет очень много премьер. Первая из них – опера Родиона Щедрина «Левша» – уже практически завершена автором. Я это знаю, так как постоянно на связи с Родионом Константиновичем и Майей Михайловной, которая по- прежнему продолжает вдохновлять нашего замечательного композитора. Надеюсь, премьера этой оперы, которая написана специально по заказу Мариинского театра, станет большим событием.
Exclusive. Ежедневная работа сразу на трех сценах – это адский труд для одного, даже очень большого, коллектива, каким является Мариинский театр…
В.Г. У Мариинского театра колоссальный репертуар. Мы даем около 550 спектаклей и концертов в год. Не без радости и гордости говорю, что по статистике основной зритель Мариинского театра уже не турист, а студент. Но я не хочу убирать с афиши спектакли, сделанные и оформленные великими художниками теперь уже из далекого прошлого. На мой взгляд, они вовсе не стали старомодными и заслуживают такого же к себе отношения, как знаменитые картины в экспозиции музеев. Это, конечно, не означает, что великие русские произведения на Мариинской сцене не будут ставиться остро, актуально, иногда даже с вызовом. Именно в таком стиле скоро у нас запланирована, например, премьера «Русалки» Даргомыжского.
Exclusive. Но театр ведь не конвейерное производство. Откуда взять необходимое количество талантливых людей?
В.Г. В 90-е годы Россия массово теряла своих лучших специалистов и таланты. А теперь, когда Мариинский театр объявил конкурс в оркестр, то среди желающих работать в российской компании, какой, по сути, является Мариинский театр, оказались не только питерцы, москвичи, музыканты из российской провинции и бывших советских республик, но и граждане Хорватии, Польши и даже Италии. Творческие ресурсы Мариинского театра огромны. Но сегодня я хочу делать ставку на молодежь. Хорошо помню свое счастье, когда мне, 25-летнему парню, доверили «Мазепу» Чайковского, «Лоэнгрина» Вагнера. И сейчас я окружаю себя молодыми талантливыми дирижерами, певцами, хочется верить, и балетмейстерами, хотя их найти ныне особенно трудно. Я убежден, открытие второй сцены Мариинского театра во многом станет карт-бланшем для молодежи, особенно что касается опер Моцарта и Россини.
У Мариинского театра колоссальный репертуар. Мы даем около 550 спектаклей и концертов в год. Не без радости и гордости говорю, что по статистике основной зритель Мариинского театра уже не турист, а студент.
Exclusive. В этом году открытие новой сцены Мариинки совпадает еще с одним вашим детищем – XII Московским Пасхальным фестивалем. Как вы планируете распределять свои силы и интересы?
В.Г.Перед вами человек, который прошел через все соблазны, искушения и колокольные звоны и западного мира, и восточного. Я уже и к Китаю как-то привык, хотя, кажется, труппа Мариинского театра совсем недавно открывала новый грандиозный театр в Пекине в дни Олимпиады. Но для меня было и остается главным то, что я буду делать дома. Дома – это не только в Петербурге и Москве, это в России в целом.
Московский Пасхальный фестиваль набрал серьезный ход в грандиозном общероссийском масштабе. Точно не подсчитывал, но, думаю, уже более чем в 50 регионах страны мы побывали с коллективом Мариинского театра, хотя это очень непростая организационная задача доехать до Мурманска или до Якутска. В планах – Хабаровск и Владивосток. Но в этом году мы решили сосредоточиться на орловско-курском направлении, посвящая фестиваль одной из самых драматических и переломных страниц Великой Отечественной войны. Горжусь, что мой отец прошел войну с первого до последнего дня.
Exclusive. В феврале вы возглавили Всероссийское хоровое общество. Зачем? Разве у вас мало работы?
В.Г. Работы так много, что уже не чувствуешь разницы, когда появляется еще одна обязанность.
Для меня крайне важно участие в процессе восстановления музыкального обучения, хорового пения в школах. Абсолютное большинство выдающихся музыкантов вышло из детских, юношеских хоров. Мы все пели в хорах. Когда ребенку шесть- семь лет от роду, он сам не понимает еще, хочет ли он быть музыкантом. Решают родители, школа, в конце концов, государство.
В стране Чайковского, Мусоргского, Прокофьева и Шостаковича, думаю, нельзя прерывать традицию не только школьных уроков музыки, но и детского хорового воспитания. И возможно, первой кульминацией этого процесса будет участие грандиозного детско-юношеского хора в церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Сочи. Мы должны сегодня обращать столь же пристальное внимание на культурный уровень страны, какое мы уделяем экономическим котировкам и показателям ВВП.
Exclusive. Вам льстит, когда журнал Time считает вас одним из самых влиятельных людей в мире, а в России вас называют «министром музыки» или «дирижером всея Руси»?
В.Г. Нет. Я даже испугался, когда обнаружил свое имя в списке Time. Потому что не считаю себя одним из ста самых влиятельных людей в мире. Может быть, я являюсь одним из влиятельных музыкантов, хотя бы потому, что влияю на музыкальную жизнь таких крупных культурных центров, как Петербург и Москва. Мариинский театр сейчас, может быть, самый сильный театр в мире. Многие театры пользуются плодами нашей работы просто отчаянно. Они не представляют своих афиш без мариинских певцов – Анны Нетребко, Ольги Бородиной, Ильдара Абдразакова. Или без Марии Гулегиной и Дмитрия Хворостовского, с которыми я тоже очень давно и много сотрудничаю. Да и я дирижирую в других театрах 25–30 раз в год. Но до сих пор я не могу забыть свой первый приезд в Нью-Йорк в 1992 году. На пресс-конференции мне разве что только в лицо не смеялись. Американцам было уморительно узнать, что, оказывается, есть не только Кировский балет, но и опера.
Я даже испугался, когда обнаружил свое имя в списке Time. Потому что не считаю себя одним из ста самых влиятельных людей в мире. Может быть, я являюсь одним из влиятельных музыкантов, хотя бы потому, что влияю на музыкальную жизнь таких крупных культурных центров, как Петербург и Москва
Exclusive. Откуда вы черпаете силы для работы нон-стоп?
В.Г. Не знаю. Может, я вырос в таком регионе, где близость к горам и большая заряженность кислородом и солнцем... Меня спокойно воспитывали родители и педагоги, никакого вундеркинда из меня никто не пытался сделать. Но в возрасте 14 лет, когда я неожиданно потерял отца – ему было всего 49 лет, – я почувствовал, что мне не хочется видеться со многими людьми. А хочется быть наедине с музыкой. Я стал очень много тогда играть, особенно Бетховена. Даже уходил на ночь в училище заниматься. Наверное, мой юный организм нуждался в такой вот защите. И я это помню до сих пор очень остро. Помню марку пианино, в каких классах сидел, что играл, шел ли тогда дождь или дул холодный пронизывающий ветер. Все чувства были обострены до предела. В тот период и произошел мой выбор. Даже тогда не знал, что это – профессия или призвание. У меня таких слов не было в лексиконе. Я был просто учащийся. Но тогда это все решилось.
Exclusive.Вы будете счастливы, если кто-то из ваших детей пойдет по вашим стопам?
В.Г. Говорить об этом я не могу. Рано пока. Мне хочется сохранить запас жизненных сил, чтобы я мог им помогать, когда им будет 20–25 лет. Сейчас это, пожалуй, самое главное.
Для меня крайне важно участие в процессе восстановления музыкального обучения, хорового пения в школах. Абсолютное большинство выдающихся музыкантов вышло из детских, юношеских хоров
Exclusive. А как вы воспитываете своих детей?
В.Г. Когда я с ними, это огромная радость для меня. Обычно это какие-то считанные минуты. Может, минуты за роялем: они играют плюс мой осторожный разговор с ними о музыке. Безусловно, я недостаточно уделяю им внимания, зачастую совсем детей своих не вижу, появляюсь дома под утро. Это и называется – платить дорогую цену за то, что театру я привык отдавать себя без остатка.
Exclusive.Вы, вообще, отдыхаете?
В.Г.Я люблю поплавать, обожаю сауну. Люблю хорошее вино в хорошей компании. Футбол. Друзей по всему миру у меня огромное количество – от коронованных особ до молодых музыкантов, которые мне просто близки по натуре. Как-то незаметно я за два последних года уже трижды отдохнул – где-то три, где-то пять дней. Пока есть дело, которое я люблю, и оно составляет смысл моей жизни, мне хватает и нескольких дней для передышки.
Королевство Бахрейн площадью (по разным источникам) от 698 до 750 кв. км уже более четверти века является одной из самых развитых экономик стран Персидского залива. Нефтеперерабатывающий комплекс, алюминиевый комбинат, три морских порта, 80 филиалов иностранных банков, нефтяные и газовые месторождения, которые составляют главное природное богатство страны.
Понятие self made man кажется странным по отношению к первому трижды Герою Советского Союза Александру Покрышкину. Но легендарный летчик и был именно «человеком, сделавшим самого себя». В 2013 году отмечается 100-летие со дня его рождения.
1990 год: приезжаю в Америку, и мы с моим переводчиком Джимом ездим по университетам выступать. Заглянули в нью-хэмпширский ресторанчик пообедать, официантка спрашивает, как нас зовут, how are you, куда путь держим. Я, советский человек, конечно, удивляюсь такому обращению.
«Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил», – говорил мудрый Лис Маленькому принцу.
Моя мечта об Индии родилась неожиданно. Поводом послужили не рассказы друзей или случайно увиденный фильм и даже не прочитанная книга. …Я летела в Таиланд и глубокой ночью на шестом часу полета, выглянув в иллюминатор, обнаружила под крылом море огней. Им не было конца и края! На мой изумленный вопрос «что это?» стюардесса равнодушно ответила: «Дели».
Жизненный кризис... За этими словами растерянность, разочарование, недоумение, неуверенность в себе и в своем будущем, депрессия... Перечислять можно долго, поскольку проявлений у жизненного кризиса много. Причин для его возникновения – еще больше: от возрастного кризиса и кризиса в отношениях с близким человеком до всемирного экономического кризиса.
Он всегда производил впечатление удачливого красавчика, героя-любовника, да просто лихого Героя, которого и сыграл в известном фильме «Сердце Бонивура». А оказался ранимым, пережившим нищету, потери, гонения и предательство. И в итоге – непримиримым, отдельным, безмерно противоречивым и свободным. К тому же еще художником, поэтом и писателем.
Последние десятилетия европейцам в целом очень везло. Разрушив Берлинскую стену и залечив травмы «холодной войны», Европа достигла невиданного процветания и прогресса. И далеко не последнюю роль в этом сыграло укоренившееся на континенте национальное и культурное многообразие. Задаваться вопросом, хорошо или плохо такое разнообразие, никому бы и в голову не пришло.
О том, что Константин Хабенский не любит внимание прессы вне сцены и съемочной площадки, известно всем. Свою завидную популярность актер с большей пользой инвестирует в благотворительность, присоединившись к кругу артистов-филантропов.
Публика Советского Союза узнала Мирей Матье почти одновременно с французами. В 1965 году миниатюрная, улыбчивая «мадемуазель из Авиньона», со звонким, заполняющим все пространство голосом и фирменной прической «сессон», первый раз поет на французском телевидении, а уже через год дает сольный концерт в самом престижном парижском зале «Олимпия».