Коко Шанель

Коко Шанель рассказывает историк моды Александр Васильев

Кому из создателей моды удавалось дать название предмету одежды еще при жизни? На память приходят единицы, и среди них – Шанель. Во всех концах земли тысячи, миллионы женщин мечтают обладать хотя бы чем-то , носящим это имя. Духами, помадой, чулками, сумкой или одноименным костюмом, название которого роднит его обладательницу с живой легендой, не меркнущей с годами. Шанель — это короткое и могущественное имя женщины, не только покорившей мировую моду и подчинившей ее себе отчасти, но и создавшей бессмертный стиль. Узнаваемый за версту, великолепный и графичный, стиль мнимой скромности при огромном богатстве. Кузнец своего счастья, великолепная деловая женщина, Шанель обеспечила себе бессмертие еще при жизни. Пережившая различные периоды своей удивительно насыщенной жизни, она составила сама мозаику своего мифа. В трудную минуту и самый критический возраст, когда ей уже было за 70 лет, она решилась на отчаянный шаг – вернуться в парижскую моду и дать вновь расцвести своему имени, которое сегодня кажется нам незыблемым оплотом парижской элегантности и вкуса.

Как воспитала себя Шанель, как ей удалось подчинить себе время? В свидетельстве о рождении Великой Мадемуазель стоит дата 20 августа, тогда как на самом деле она родилась 19 августа 1883 года в Сомюре в семье небогатых торговцев вином. Числа не давали ей покоя всю жизнь, вних она видела роковую, магическую силу, оттого и называла часто свои знаменитые духи номерами и цифрами. Впоследствии Шанель подделала свое свидетельство о рождении – ей хотелось быть на десять лет моложе, и она переправила цифру восемь на девять, получилось, что она родилась якобы в 1893 году. В старости она часто говорила: «Мне надо было родиться на десять лет раньше».

Коко Шанель рассказывает историк моды Александр ВасильевЕе семья и среда не из лучших. Никакой роскоши, люкса и тонкого вкуса. Прошли годы – и Шанель стала стыдиться этого. Она сама выдумала сторию своего детства, запутав историков окончательно. Родители торговали вразнос вином и были бедными неуспешными коммерсантами. Когда Габриэль исполнилось 12 лет, ее мать Евгения Жанна скончалась. Девочку отдали в приют для сирот в малюсеньком городке. Она ходила в церковь, пела с девочками. Ее отец ни разу не позаботился о дочери. По выходе из приюта ее ожидала большая нужда. Ее спасла работа. В 20 лет монашки определили юную Шанель в маленькую лавку, торговавшую бельем и чепчиками в провинциальном французском городке Мулен.

Дело случая предопределило карьеру великой создательницы моды ХХ века. Всю оставшуюся жизнь она торговала какой-нибудь одеждой. В городке, где она работала, был гарнизон офицеров, и случай позволил ей, молодой, стройной и хорошенькой, познакомиться с Этьеном Бальзаном привлекательным офицером из состоятельной буржуазной семьи. Всю дальнейшую жизнь мужчины играли большую роль в жизни Шанель. Женщинами же она предпочитала командовать сама. В молодости не страшно ничего. И вот Шанель запела в ротонде парка – глупые и простые песенки 1900-х годов. В ее репертуаре модная песенка «Кокорико». Так имя «Коко» прилипло к ней до конца дней.

Уже тогда большая модница в меру своих финансовых возможностей, она одевалась в шерстяные костюмы из длинной расклешенной юбки и жакета с пуговицами – эти ее любимцы впоследствии превратятся в знаменитый фирменный костюм Шанель. У нее была гениальная сила все преображать. Шанель вместе со своей хорошенькой теткой Адриенн едет в Виши попытать счастья в кабаре. Виши тогда был очень модным местом для прогулок и лечения минеральными водами – любимого занятия в начале века.

Уже в 1907 году она носит челку, придумывает себе новую шляпку и белый отложной воротничок и бежит впереди моды. Когда Шанель исполнилось 25 лет, она согласилась поселиться вместе с Этьеном Бальзаном и стать содержанкой. Скачки, охота, вечера в ресторанах вводят Шанель в круг молодых и менее молодых, но все еще привлекательных куртизанок – женщин на содержании у состоятельных мужчин, или «больших горизонталок». Она знакомится со знаменитой дамой полусвета прекрасной эпохи Эмильенн д’Алансон – красавицей и поэтессой по совместительству, которая учит Коко жизни, обращению с мужчинами. И Шанель переродилась неизвестно откуда появился профиль камеи, талия, декольте и уверенность в своем превосходстве, которое не покидало Шанель никогда.

Коко Шанель рассказывает историк моды Александр ВасильевНовый покровитель Коко – Бой Капель – увозит ее в Париж в 1912 году. Обеспеченный, удалой англичанин боготворит Шанель, а она учится шить. Именно тогда она получает свой первый заказ – шляпки для модной актрисы Габриэль Дорзиа. И вот у Шанель появляются первые клиентки. Ее модели замечают модные журналы, которые пишут о ней как о молодой и талантливой модистке-шляпнице.

Накануне Первой мировой войны, в 1913 году, Шанель открывает свой первый бутик в Довилле – модном морском курорте. Ее кредо – простота, и спортивные и летние костюмы поражают клиенток простотой силуэта и кроя. А Париж в те годы весь во власти чар волшебника Дягилева, поразившего Европу и Америку своими «Русскими сезонами» и восхитительными балетами. Император парижской моды Поль Пуаре одевает дам в прозрачные муслиновые юбки-абажуры бакстовских расцветок, в восточные шаравары, как в «Шахерезаде», унизывает нитками жемчуга, как на рисунках Эрте. Шанель создает стиль, противоположный идеям Пуаре. Их конфликт назревает постепенно. Пуаре был первым создателем моды, снявшим с женщины корсет. Шанель впоследствии оспаривает этот безусловный факт и приписывает освобождение дам от корсетов себе. Они были оба великими, но имя Пуаре забыто сегодня, а имя Шанель живо.

Во время Первой мировой войны Шанель и Бой оказываются в Биаррице вдали от военных действий, где в 1916 году она открывает свой первый Дом моды напротив казино. Ее новый фетиш – ткани из джерси. Она видит необходимость для женщин одеваться проще, немарко, носить повседневную одежду, удобную для работы, так как уход мужчин на фронт побуждает их к этому.

Год спустя, в 1917-м, Шанель знакомится с женщиной, ставшей ее подругой на всю жизнь. Она полуполька, полурусская, рожденная в Петербурге в 1872 году. Ее зовут Мизиа, или Мисси Серт-Годебска. Ее советы Шанель будет слушать всю жизнь, а круг ее знакомств через знаменитого мужа Мисси – талантливого художника – введет Шанель в общество, о котором она ранее не могла и помышлять.

Окончание Первой мировой войны сделало Париж вновь столицей мира. Туда стремятся все: великие князья, жиголо, южноамериканские миллиардеры и чернокожие джазмены. Шанель затягивает водоворот космополитической культуры, и в Биаррице она знакомится со своим первым титулованным любовником – великим князем Дмитрием Павловичем Романовым, на десять лет моложе ее.

Он настоящий Романов, кузен последнего императора Николая II. Писаный красавец, соучастник убийства Распутина во дворе князя Юсупова на Мойке. В тот «русский час» Шанель обращается к известному парфюмеру – Эрнесту Бо, родившемуся в Москве в 1988 году, бывшему главным парфюмером на московской косметической фирме «Ралле», с тем, чтобы он создал для нее первые духи. Бо предложил Шанель несколько образцов во флаконах под номерами от 1 до 5 и от 20 до 24 номера. Шанель выбрала №5, так как это число приносило ей успех. Таким образом, Эрнест Бо обеспечил Шанель бессмертие.

Коко Шанель — рассказывает историк моды Александр ВасильевВ 1920-е и 1930-е годы эмигранты из России сыграли огромную роль в жизни Шанель, а она – в их. В 1923 году над вышивками Дома Шанель начинает работать родная сестра Дмитрия Павловича Мария Павловна Романова, открывшая в Париже прославленный в те годы Дом моды «Китмир». Шанель увлеклась славянским орнаментом и часто вносила их в свои коллекции тех лет. Ее любимым цветом был черный, и простота ее выкроек часто копировалась подражателями. Ее это мало волновало – так мода от Шанель вышла на улицы Парижа.

Великий новатор современного искусства, Сергей Дягилев заказывает у Шанель трикотажные костюмы к своему балету «Синий поезд». Шанель очень подружилась с Дягилевым и нередко помогала ему крупными суммами денег. В качестве управляющего Домом Шанель приглашает на работу русского князя Сергея Кутузова, а тот в свою очередь приводит Шанель ее двух первых топ-манекенщиц – княгиню Мэри Эристову и Гали Баженову. Шанель окружила себя титулованными знаменитостями, презирая их. Ей, простолюдинке из Оверни, импонировало то, что на нее работали настоящие княгини. Она порой била их по щекам, кичась свои превосходством.

А в 1925 году Шанель знакомится с самым богатым мужчиной Англии герцогом Вестминстером и становится его любовницей. Ее стиль переживает сильное британское влияние. Много твида, вязаных вещей, простых спортивных силуэтов. Стиль Шанель подвергается массированной атаке другой ее великой конкурентки 1930-х годов – гениальной итальянки Эльзы Скиапарелли. Эльза работает с Сальвадором Дали для своих сюрреалистических коллекций, чем злит Шанель. Обе дамы ненавидят друг друга. От привычного спортивно-элегантного стиля Шанель вынуждена перейти к более театральным моделям, широким юбкам, вышивкам, блесткам, кружеву.

С объявлением немцами войны в 1939 году Шанель за крывает свой Дом на рю Камбон, ставший местом паломничества многочисленных знаменитых клиентов, поселяется в отеле «Ритц», недалеко от ее магазина, и находит себе нового любовника – немецкого офицера. Ей тогда было около 60 лет. После войны Шанель осуждают за эту связь с немцем. Защищая себя, она говорит: «Когда женщина в мои годы на ходит себе молодого любовника, то она не заглядывает в его паспорт».

Коко Шанель — рассказывает историк моды Александр ВасильевПосле войны Шанель поселяется в Швейцарии и лишь по сле того, как ее соперница знаменитая Эльза Скиапарелли за крывает свой Дом, Шанель решается начать контратаку. И вот в 1954 году, когда великой Коко 71 год, она показывает миру свою новую коллекцию на рю Камбон, которая не встречает понимания. Ни зрителям, ни журналистам не нравится ее цитирование прошлых моделей 1930-х годов, скучные твиды, унылые цвета. В моде Кристиан Диор, Баленсиага и Живанши, и, кажется, Шанель не осталось места под солнцем. Тем не менее, ее модели куплены в США, и Шанель не погибла под натиском злых критиков.

Ее успехом в 1950-е годы был знаменитый костюм Шанель, ставший символом деловой женщины. Его можно было надеть и в оперу, и в самолет, и при этом всегда выглядеть идеально и к месту. Фактура твида и букле не создавала невыгодного контраста с немолодыми лицами, а покрой скрадывал дефекты фигуры. Ее одеждой вновь стали интересоваться.

В 1960-е годы она одевает Жаклин Кеннеди и Клод Помпиду. Весь мир стремится к ней, и Шанель вновь на обложках журналов. Но в парижском ателье ее начинают избегать. Она слишком стара и не может более руководить Домом.

Коко Шанель умерла в «Ритце» 10 января 1971 года. Ее последними словами были: «Вот так вас оставляют подыхать!» После смерти Коко ее Домом руководил Филипп Гибург и затем, по сегодняшний день, Карл Лагерфельд. Но этоуже другая история.

Читайте в этом номере
  • OMEGA представила в Москве революционную новинку – часы SEAMASTER AQUA TERRA > 15,000 GAUSS  с совершенным антимагнитным механизмом.
  • К зимнему сезону одна из ведущих японских косметических компаний POLA подготовила «Большой взрыв» в косметической индустрии – обновленную линию интенсивного антивозрастного ухода B.A. Эта линия основана на синергетическом действии всех этапов косметического ухода.
  • В ноябре в Санкт–Петербурге состоится официальное открытие уникального паназиатского ресторана «SINTOHO», который представит публике главные гастрономические тренды, определяющие современную азиатскую кухню. «SINTOHO» расположился в знаменитом дворце Лобанова-Ростовского (бывшая дворянская резиденция первой четверти XIX века, описанная Александром Пушкиным в поэме «Медный всадник»), в стенах отеля «Four Seasons Hotel Lion Palace St. Petersburg». Первых гостей ресторан примет уже в конце октября.
  • В горной гряде условных патриотических блокбастеров «Сталинград» выделяется отдельным уступом. С одной стороны, одинаково выигрышная и рискованная тема – Сталинградская битва, крупнейшая не только во Второй мировой войне, но и за всю историю. Событий и сюжетных ходов тот кошмар 1942–1943 годов оставил достаточно. Но и упреков в эксплуатации страшнейшей страницы XX века не избежать.
  • Сегодня в данной рубрике мы представляем беседу  соиздателя журнала Exclusive – популярного певца, композитора, бизнесмена Кая Метова – соучредителя  и члена совета директоров ООО «НаноДерм-профи» с научным руководителем проекта NanoDerm®, доктором биологических наук Александром Николаевичем Зимницким. 
  • Блистательная звезда польского кино. Одна из самых знаменитых красавиц мирового экрана в 2013 году отметила свой юбилей. «Царица славянского кино, воплощение изысканной красоты, подлинный идеал женщины!» – так окрестили ее журналисты. Такой ее знают и любят российские зрители. Всего на счету актрисы 120 ролей.
  • Резиденция Посла Великобритании в Москве в течение двух сентябрьских дней испытала настоящее нашествие бизнес-элиты, светской публики и журналистов. Здесь состоялось одно из самых заметных событий осени, посвященное Британскому стилю жизни – ежегодная выставка British Lifestyle Showcase. Организаторы – посольство Великобритании в России и Отдел торговли и инвестиций при Посольстве Соединенного Королевства.
  • О гипнозе ходят мифы и легенды. Перед ним преклоняются. Его боятся. Его проклинают. На него надеются и верят, считая крайней мерой, панацеей. Но это преклонение, боязнь, вера и прочие сильные чувства не что иное, как вера нашего Внутреннего ребенка в «чудо-чудное» и «диво-дивное».
  • В недавнем разговоре со Светланой Проскуриной, которая сначала сняла фильм «Лучшее время года» по пьесе Ивана Вырыпаева, а теперь работает со сценарием Василия Сигарева, я пыталась понять, чем ей интересно молодое поколение.
  • После окончания весной этого года театрального вуза РАТИ ГИТИС, Кай Метов окунулся в съемочный процесс. В этом году на телеэкраны выйдут два фильма с его участием.
  • Государственной думой РФ закон «Димы Яковлева» как ответ на американский «список Магнитского» вызвал в России далеко не однозначную реакцию, стал поводом для острой, временами нелицеприятной полемики. Оставим, однако, в стороне все «за» и «против», а также эмоции. Констатируем лишь то, с чем никак нельзя не согласиться.

  • Выпускники трех старейших британских институтов – Оксфорда, Итона и Кембриджа – собрались в «Целеево Гольф и Поло Клубе» Подмосковья из Англии, Швейцарии, Индии и Канады, чтобы сразиться на поле с командой «Московского Поло Клуба»...

  • Премьера Lamborghini Aventador Roadster в рамках Vogue Fashion’s Night Out.

  • В начале октября в Санкт-Петербурге состоялась долгожданная гастрономическая премьера: в нескольких метрах от Исаакиевского собора открылся ресторан итальянской кухни Percorso. Расположенный в новом роскошном отеле Four Seasons Hotel Lion Palace St. Petersburg, ресторан представляет ряд современных кулинарных и дизайнерских идей.

  • В 2014 году Эрмитажу исполняется 250 лет. Жизнь одного из крупнейших собраний произведений мировой культуры и история его коллекций полны тайн и драматических сюжетов. Эрмитаж не просто музей, он хранилище времени и духа, культуры разных времен и народов – с древнейших пластов палеолита до сегодняшних дней.

  • В первой части: Детство в горах Место встречи в 60-х – «Националь» Клеймо: «Склонен к побегу» Продолжение: «Из всех искусств важнейшее – кино» – так говорят дельцы и полубоги.

  • стр. 20-29
    Интервью с Марией Гулегиной, человеком мира и обладательницей уникального драматического сопрано, лучшей исполнительницей Верди и Пуччини, одной из самых востребованных певиц современности. Мария Гулегина посол доброй воли UNICEF, удивительно искренний, независимый человек и магнетического обаяния женщина с завораживающим голосом. Узнав, что на «Звездах белых ночей» в Мариинке Гулегина поет «Норму» Беллини и «Макбета» Верди, наш редактор Елена Караколева полетела в Питер не раздумывая ни секунды.
  • стр. 56-59
    На воротах старинной усадьбы в глубине тенистого парка, ныне Музея композитора Михаила Глинки, посетителей встречало неожиданное объявление: «Временно музей закрыт». Дело в том, что минувшим летом усадьбу «захватили» кинематографисты. Две женщины – режиссер Вера Глаголева и продюсер компании «Хорошо Продакшн» Наталья Иванова облюбовали этот идеально сохранившийся оазис ХIХ века на Смоленщине для съемок фильма по пьесе Ивана Сергеевича Тургенева «Месяц в деревне».
  • стр. 30-37
    Об Ольге Смирновой заговорили сразу после ее дебюта в главной партии Никии в балете «Баядерка» через полгода после ее прихода в труппу Большого театра – редкий случай для вчерашней выпускницы. 20-летняя Ольга оказалась самой молодой в мире исполнительницей этой сложной партии! Второй сезон 2012/13 ознаменовался для нее новыми большими достижениями – исполнением коронной классической партии Одетты–Одилии в «Лебедином озере» и партии Татьяны в премьере балета Джона Кранко «Онегин».
  • стр. 100-103
    Сергей Тетюхин безо всякого сомнения, достоин называться и героем, и великим. Потому что уже вписал свое имя в олимпийскую историю, наряду с Латыниной и Карелиным. Потому что он единственный в мире волейболист, участвовавший в пяти Олимпийских играх, единственный обладатель четырех олимпийских медалей всех достоинств. Это человек, который по большому счету совершил чудо в решающий момент матча всей своей жизни – волейбольного финала лондонской Олимпиады между сборными России и Бразилии.
  • стр. 38-43
    Когда 40 лет назад 40-летний Марк Захаров был назначен художественным руководителем Театра имени Ленинского комсомола, у него, москвича, за плечами было актерство в Перми, первые попытки режиссуры в тамошнем университете, частые метания из одного московского театра в другой и блистательные режиссерские работы в Театре сатиры.