На воротах старинной усадьбы в глубине тенистого парка, ныне Музея композитора Михаила Глинки, посетителей встречало неожиданное объявление: «Временно музей закрыт». Дело в том, что минувшим летом усадьбу «захватили» кинематографисты. Две женщины – режиссер Вера Глаголева и продюсер компании «Хорошо Продакшн» Наталья Иванова облюбовали этот идеально сохранившийся оазис ХIХ века на Смоленщине для съемок фильма по пьесе Ивана Сергеевича Тургенева «Месяц в деревне».
«Две женщины» – первоначальное название пьесы, и Вера Глаголева решила его сохранить. Снимать классику сегодня – занятие не модное и даже рискованное: зрители, похоже, отвыкли от неспешного повествования, подробностей внутренней жизни персонажей, пристального внимания к нюансам чувств и переживаний. Тут неуместны модная компьютерная графика и яркие спец эффекты. Но оказалось, что потребность в классике и ее вечных темах никуда не исчезла, проектом увлеклись великолепные актеры, к его производству подключились продюсерские компании из Латвии и Франции. Большой интерес проявили в Англии и Германии.
– Эта пьеса ставилась в театре и снималась в кино уже столько раз и на стольких языках, что очевидно, она интернациональна, – говорит Вера Глаголева. – Мне хочется, чтобы в героях нашего фильма сегодняшние зрители узнавали самих себя. Да, жизненные критерии поменялись, но нравственные принципы остались те же. Так, по крайней мере, хотелось бы верить. Кому адресована эта история? Любому, кто ищет искренности чувств в современном мире, кто не потерял способности «слышать» сердцем, кто не боится любить.
По сюжету события разворачиваются в течение нескольких дней в богатой усадьбе помещика Ислаева и его жены Натальи Петровны. Друг семьи, давно влюбленный в хозяйку дома Михаил Александрович Ракитин, юная воспитанница Верочка и домашний учитель Беляев, недавний студент и разночинец, – его приезд к Ислаевым взбудоражил сонное деревенское благополучие обитателей имения.
Две женщины оказываются в захватившем их любовном круговороте, в центре которого Алексей Беляев. Недавняя нежная дружба и заботливое покровительство Натальи Петровны к Верочке, неожиданно для них самих, переходят в ревность и соперничество. Безответно влюбленный Ракитин – свидетель и молчаливо страдающий наблюдатель этих бурных переживаний. Этот образ очень важен для Тургенева, в нем он во многом описал себя и свою личную драму.
Поэтому большой удачей для режиссера стало приглашение на роль Ракитина выдающегося британского актера Рэйфа Файнса – легендарного «Английского пациента» и популярного у молодежной аудитории Волана-де-Морта из «Гарри Поттера». Уже в 1997 году Файнс вошел в сотню лучших артистов мира, неоднократно номинирован на премию Американской киноакадемии «Оскар». Сам актер признался, что роль Ракитина была его давней мечтой, как и все, что связано с культурой ХIХ века. Это неудивительно: он настоящий знаток и любитель русской классики. Достаточно вспомнить пушкинского Евгения Онегина Файнса, талантливо воплощенного в одноименном фильме его сестры Марты Файнс. «Я хотел бы жить в том времени», – признается Файнс. О том, с каким вниманием актер относится к своей профессии, свидетельствует следующий факт: актер решил выучить русский язык, чтобы играть на языке оригинала и самому озвучить роль.
Для реализации своего плана за два месяца до начала съемок Файнс приехал в Москву и ежедневно по несколько часов учил русский язык с преподавателем и специалистом по технике речи, посещал музеи, театры – насыщался русской культурой. Достойный пример для наших молодых актеров.
– Два года назад на кинофестивале Тарковского «Зеркало» я познакомился с Верой Глаголевой и Натальей Ивановой, – вспоминает Рэйф. – Они пригласили меня сыграть в русском фильме. Очень люблю Тургенева, меня давно привлекал образ Ракитина. Тургенев в своей пьесе «Месяц в деревне» во многом предвосхитил чеховский реалистический театр. Он тонко и с подробным вниманием описывает внутреннюю жизнь своих персонажей, что мне очень близко. Огромное счастье для меня работать с очень хорошими русскими актерами: Анна, Никита, Сережа, Саша!»
Звездный британец очень подружился с партнерами. Уменьшительными именами он уже привычно называет исполнительницу главной роли Анну Астраханцеву (Наталья Петровна) и Александра Балуева (помещик Ислаев), Никиту Волкова (студент Беляев), Сергея Юшкевича (доктор Шпигельский).
Вдумчивость и тщательность, с которой Рэйф Файнс подходит к своей роли, и в самом деле поражают. Своим детальным знанием произведений писателя и его личной жизни Файнс приводил в изумление режиссера и продюсера, посвятивших подготовке к фильму не один год
Вера Глаголева: Когда мы еще только задумывались над проектом, над тем, кто может сыграть тургеневских героев, представили себе идеальную картину и записали на листочке бумаги: «МЕЧТА». А чуть ниже – «Рэйф Файнс». Прошло немного времени, и судьба свела с этим уникальным актером на фестивале в русской глубинке. Но мы все еще не верили, что возможна совместная работа. Специально полетели в Лондон посмотреть спектакль «Буря» с его участием. Тогда и зародилась реальная надежда. Файнс – актер высочайшего уровня, очень контактный во всем, что касается интересной для него работы. Играет и экспериментирует ювелирно-тонко. Рэйф – идеальный Ракитин. Я ему все время говорю: «Рэйф, ну ты же настоящий Ракитин!» И чем больше мы снимаем, тем больше в этом убеждаюсь.
С актером Александром Балуевым Веру Глаголеву связывает работа на двух ее предыдущих фильмах. Зрители привыкли чаще видеть его на экране в военной форме или брутальным персонажем, здесь он абсолютно другой.
– Для меня, да, наверное, и для всех, кто принимает участие в создании фильма, важно осознание того, что этих людей и этот культурный пласт прежней усадебной жизни унесло безвозвратно в трагическом водовороте последующей революции, – говорит Балуев. – Таких людей, увы, больше нет, с их отношениями, образом жизни. А хотелось, чтобы такие люди, с их чувствами, воспитанием, были сегодня среди нас.
Говоря о партнерстве с британским актером, Балуев подчеркивает: «Рэйф Файнс – стопроцентный профессионал и очень трогательный, внимательный человек. С ним легко играть, он полностью погружен в свою роль. По натуре он исследователь».
Вдумчивость и тщательность, с которой Рэйф Файнс подходит к своей роли, и в самом деле поражают. Своим детальным знанием произведений писателя и его личной жизни Файнс приводил в изумление режиссера и продюсера, посвятивших подготовке к фильму не один год. Так, во время съемок его настольными книгами были тургеневские «Отцы и дети» и биография «Неизвестный Чехов», которые он старался читать на русском языке. В перерывах между выходами на площадку дотошный англичанин учил письмо Онегина к Татьяне: гармоничные пушкинские строки лучше всего помогали ему в освоении нового языка.
Артист высоко оценил талант и красоту своей новой партнерши – Анны Астраханцевой. Всем знаменитым актрисам, игравшим Наталью Петровну – от примадонн русского театра Марии Савиной и Ольги Книппер-Чеховой до звезд мирового кино Ингрид Бергман и Хелен Мирен, – эта роль приносила успех. Теперь такой шанс есть у Анны Астраханцевой.
– Я всю жизнь мечтала об этой роли. В студенческие годы выходила на сцену Верочкой и надеялась, что
Чтобы передать все нюансы любовного напряжения, которое возникает между героями «Месяца в деревне», их тревог и внутренних метаний, от исполнителей требуется филигранное мастерство. Вера Глаголева актерским ансамблем очень довольна:
– Все наши актеры – тургеневские персонажи. Они от туда. Из того времени. Это замечательно. Каждый из них в нашем ансамбле – настоящий бриллиант. Еще я очень рада, что согласился с нами поработать прекрасный театральный артист из Германии Бернд Мосс, он играет Шаафа, учителя немецкого языка. И конечно, благодарна чудесной французской актрисе Сильви Тестю, которую я позвала на роль эксцентричной гувернантки Елизаветы Богдановны. Сильви блистала в фильмах «Страх и трепет», «Саган», «Лурд». Еще она известна в Европе как режиссер и писатель. Недавно вышла ее пятая книга – роман «Девочки», переведенный уже на русский язык. Кстати, в «Двух женщинах» свою роль Сильви играет тоже на русском языке.
– Я начала учить русский для фильма своего друга Паши Лунгина, он хочет снимать современную версию «Пиковой дамы». Проект очень дорогой, Павлу пока не удается собрать деньги, – поделилась Сильви. – Я подумала, что мои уроки русского не должны пропасть, и с радостью согласилась на предложение Веры. Мне очень нравится атмосфера этой старинной усадьбы, чудесные артисты, с которыми я снимаюсь. Понравились Сильви Тестю и красивые, элегантные костюмы, сшитые для нее.
– После съемок мечтаю увезти их во Францию, – улыбается Сильви, – такие стильные платья украсят даже звездную дорожку Каннского фестиваля. А в том, что «Двух женщин» захотят увидеть и на Лазурном берегу, я не сомневаюсь.
Автор ОЛЬГА ГАЛИЦКАЯ
Фото предоставлены компанией «Хорошо Продакшн»
Государственной думой РФ закон «Димы Яковлева» как ответ на американский «список Магнитского» вызвал в России далеко не однозначную реакцию, стал поводом для острой, временами нелицеприятной полемики. Оставим, однако, в стороне все «за» и «против», а также эмоции. Констатируем лишь то, с чем никак нельзя не согласиться.
Выпускники трех старейших британских институтов – Оксфорда, Итона и Кембриджа – собрались в «Целеево Гольф и Поло Клубе» Подмосковья из Англии, Швейцарии, Индии и Канады, чтобы сразиться на поле с командой «Московского Поло Клуба»...
Премьера Lamborghini Aventador Roadster в рамках Vogue Fashion’s Night Out.
В начале октября в Санкт-Петербурге состоялась долгожданная гастрономическая премьера: в нескольких метрах от Исаакиевского собора открылся ресторан итальянской кухни Percorso. Расположенный в новом роскошном отеле Four Seasons Hotel Lion Palace St. Petersburg, ресторан представляет ряд современных кулинарных и дизайнерских идей.
В 2014 году Эрмитажу исполняется 250 лет. Жизнь одного из крупнейших собраний произведений мировой культуры и история его коллекций полны тайн и драматических сюжетов. Эрмитаж не просто музей, он хранилище времени и духа, культуры разных времен и народов – с древнейших пластов палеолита до сегодняшних дней.
В первой части: Детство в горах Место встречи в 60-х – «Националь» Клеймо: «Склонен к побегу» Продолжение: «Из всех искусств важнейшее – кино» – так говорят дельцы и полубоги.
Кому из создателей моды удавалось дать название предмету одежды еще при жизни? На память приходят единицы, и среди них – Шанель. Во всех концах земли тысячи, миллионы женщин мечтают обладать хотя бы чем-то, носящим это имя. Духами, помадой, чулками, сумкой или одноименным костюмом, название которого роднит его обладательницу с живой легендой, не меркнущей с годами. Шанель - это короткое и могущественное имя женщины, не только покорившей мировую моду и подчинившей ее себе отчасти, но и создавшей бессмертный стиль.