В горной гряде условных патриотических блокбастеров «Сталинград» выделяется отдельным уступом. С одной стороны, одинаково выигрышная и рискованная тема – Сталинградская битва, крупнейшая не только во Второй мировой войне, но и за всю историю. Событий и сюжетных ходов тот кошмар 1942–1943 годов оставил достаточно. Но и упреков в эксплуатации страшнейшей страницы XX века не избежать. Как это бывает с любым по-настоящему крупным событием, у каждого человека на них свой взгляд. Но Бондарчук и не берется за обобщения. Его «Сталинград», как обещают продюсеры, – это частная, глубоко интимная драма, хоть и разыгранная на фоне глобальной трагедии. В фильме не будет Гитлера и Сталина, штабов, Ставки и Кремля. Как не будет ни одного офицера старше полковника. Центр напряжения сценария – дом в 200 метрах от Волги. Из всех жителей здесь осталась одна Катя (Мария Смольникова). Молодая девушка, испуганная войной, измученная оккупацией и потерей близких, но не желающая оставлять родной дом. К ней после обжигающей переправы вселяются пять соседей – бойцы под командованием командира Громова (Петр Федоров). С крыши обугленного дома открывается вид на оккупированный город. Здесь хозяйничает бесстрашный немецкий офицер Кан (Томас Кречман), но и у него есть своя слабость – русская девушка Маша (Янина Студилина), кудрявая блондинка, которая выглядит ангелом по сравнению с остальными пленными.
У каждого из них – своя миссия. Кану отдан приказ под страхом смерти (в первую очередь – для его любимой военнопленной) немедленно взять проклятый дом. Бойцам Громова, наоборот, поставлена задача: во что бы то ни стало держать оборону три дня. Так, одна из самых кровопролитных битв сжимается до противостояния двух солдат. Или двух античных героев, как называет их сам режиссер, на манер «300 спартанцев» Зака Снайдера, которыми Бондарчук вдохновлялся при работе над «Сталинградом».
Бондарчук о своем фильме говорит как о новом высказывании о войне. И тут же себя поправляет: если бы не новые технологии, он, возможно, на него и не решился.
В «Сталинграде» все подчинено вечной задаче кино: стереть границу между зрителем и поверхностью экрана. Для этих целей под Петербургом были построены внушительные декорации, сверху напоминающие круг. Каждая фанерная стена здесь – произведение искусства. На них красуются советские плакаты, бережно восстановленные и безжалостно состаренные. Барельефы с красным знаменем и профилем Сталина. Осыпавшаяся штукатурка. Следы от пуль и снарядов. Под ногами – настоящая грязь, которая становилась только натуральней с каждым ливнем. Чего только не найдешь в этой грязи: окопы, обломки самолета, гильзы, наполовину ушедший под землю сгоревший танк. Здесь, как на древнеримской арене, гладиаторы XX века и начнут свой последний бой.
Федор Бондарчук: «Сталинград″ мы делали, как школьник – задание по математике. Постоянно работали два или три юнита, а я на велосипеде шарашил между ними, проверяя плейбеки. Люди ходили по площадке с энциклопедиями. Здесь можно было услышать жаркий спор о пуговицах, ножах, униформе… А теперь представьте 222 съемочных дня ″Обитаемого острова. Для меня 52 съемочных дня «Сталинграда» – это просто прогулка.
В одной комнате у нас стоит фортепиано ″Беккер″ с западающим «до». В другой – живет семья румяных, как пышечки, Куликовых. Мы прекрасно знаем, сколько детей у них было, как выглядели их фотографии, откуда они приехали. И так про каждую семью, каждую комнату, каждую безделушку, стоящую на полке.
Когда говорят, что у нас картинка голливудская, я этого вообще не понимаю. На Сталинграде сложилось все. Все работали на своей территории. Сергей Иванов, главный художник, который упражнялся в военных эскизах в том же ВГИКе, где мы учились на параллельных курсах. Художники, которые делали модели самолетов, мебель и люстры – все, что касается реквизита, – одержимо занимаются этим всю жизнь. Оператор Максим Осадчий – его работа с изображением – невероятное достижение. Композитор Анджело Бадаламенти. И все продолжают работать и привносить свой вклад и сейчас, на стадии постпродакшн».
Фильм Федора Бондарчука стал событием задолго до выхода в прокат. Это и статус первого русского фильма, снятого с помощью технологии IMAX 3D, использовавшейся, например, при работе над «Новым Человеком-пауком» и «Прометеем». И плотное внимание западной прессы, привлеченной темой, размахом и набором исполнителей: от актера Романа Полански – Томаса Кречмана до композитора Дэвида Линча – Анджело Бадаламенти.
Но, говоря о завидных международных перспективах (к фильму одновременно проявили большой интерес прокатчики от Китая до Северной Америки), продюсеры не устают делать акцент: это именно наш взгляд на войну.
И все-таки главный ключ к пониманию фильма, может быть, нужно искать в одном из бойцов Громова по имени Сергей. Его играет молодой Сергей Бондарчук – сын режиссера и внук своего великого тезки, создателя «Судьбы человека», «Войны и мира» и «Они сражались за Родину». Все вместе делает «Сталинград» не столько одним из самых многообещающих осенних блокбастеров, сколько глубоко личным высказыванием Федора Бондарчука.
Личное высказывание подразумевает под собой абсолютную искренность, но и уязвимость. Бондарчук уже забрался на высокий уступ, чтобы рассказать самым разным зрителям – и благодарным, и не очень – свою персональную боль. Теперь дело за малым: не сорваться.
Автор НИКИТА КАРЦЕВ
Фото предоставлены компанией СОНИ ПИКЧЕРЗ / SONY PICTURES
Государственной думой РФ закон «Димы Яковлева» как ответ на американский «список Магнитского» вызвал в России далеко не однозначную реакцию, стал поводом для острой, временами нелицеприятной полемики. Оставим, однако, в стороне все «за» и «против», а также эмоции. Констатируем лишь то, с чем никак нельзя не согласиться.
Выпускники трех старейших британских институтов – Оксфорда, Итона и Кембриджа – собрались в «Целеево Гольф и Поло Клубе» Подмосковья из Англии, Швейцарии, Индии и Канады, чтобы сразиться на поле с командой «Московского Поло Клуба»...
Премьера Lamborghini Aventador Roadster в рамках Vogue Fashion’s Night Out.
В начале октября в Санкт-Петербурге состоялась долгожданная гастрономическая премьера: в нескольких метрах от Исаакиевского собора открылся ресторан итальянской кухни Percorso. Расположенный в новом роскошном отеле Four Seasons Hotel Lion Palace St. Petersburg, ресторан представляет ряд современных кулинарных и дизайнерских идей.
В 2014 году Эрмитажу исполняется 250 лет. Жизнь одного из крупнейших собраний произведений мировой культуры и история его коллекций полны тайн и драматических сюжетов. Эрмитаж не просто музей, он хранилище времени и духа, культуры разных времен и народов – с древнейших пластов палеолита до сегодняшних дней.
В первой части: Детство в горах Место встречи в 60-х – «Националь» Клеймо: «Склонен к побегу» Продолжение: «Из всех искусств важнейшее – кино» – так говорят дельцы и полубоги.
Кому из создателей моды удавалось дать название предмету одежды еще при жизни? На память приходят единицы, и среди них – Шанель. Во всех концах земли тысячи, миллионы женщин мечтают обладать хотя бы чем-то, носящим это имя. Духами, помадой, чулками, сумкой или одноименным костюмом, название которого роднит его обладательницу с живой легендой, не меркнущей с годами. Шанель - это короткое и могущественное имя женщины, не только покорившей мировую моду и подчинившей ее себе отчасти, но и создавшей бессмертный стиль.