Барбара Брыльская – актриса, знаменитая красавица польского кино. Родилась в местечке Скотники возле города Лодзь. Еще в школе сыграла свою первую, эпизодическую роль в фильме «Калоши счастья». Поступив в Варшавскую театральную школу, стала активно сниматься в кино: первая крупная роль в фильме «Их будни» в 1963 году. Знаменитый режиссер Ежи Кавалерович пригласил молодую актрису на роль жрицы Камы в историческом фильме «Фараон» (1966), по роману Болеслава Пруса. Большую славу Барбаре принесла роль Евы в культовом фильме «Анатомия любви» – первом откровенно-эротическом фильме в кинематографе социалистических стран. Снималась также в фильмах советских, чехословацких, немецких (ГДР) и болгарских кинорежиссеров. Всего в 70 фильмах. В СССР Брыльская стала знаменитой и любимой зарубежной актрисой после роли Нади в телевизионном фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы» (Государственная премия СССР). Сыграла в фильмах: «Освобождение», «Города и годы», «Даун Хаус», «Казус белли», «Ирония судьбы–2» режиссера Тимура Бекмамбетова, «Странное Рождество» на Украине и др. В начале 2000-х впервые сыграла в театре в пьесе «Квартет» (режиссер Роман Мархолиа) в Москве. В 2008 году участвовала в жюри российской развлекательной телепрограммы «Две звезды–2» на Первом канале. С 2009 года – член жюри телешоу «Народная звезда» на ТРК Украина. В 2013-м сыграла роль Феи в музыкальном фильме «Храбрый портняжка» режиссера Олега Штрома. Разведена. Дочь, актриса и модель Барбара Космаль (1973–1993), погибла в автомобильной катастрофе. Младший сын Людвиг и внук Шимон.
– Дорогая Барбара! Приближается новый год, а значит, по телевизору снова покажут «Иронию судьбы» и вся страна в какой уж раз будет переживать за Надю, ставшую нам родной. А в Польше у вас был такой же успех после этого фильма?
– По-моему, такого успеха вообще не бывает! До сих пор не понимаю, каким образом популярность «Иронии судьбы» (1975) держится почти 40 лет. Тем более что жизнь так сильно изменилась. Теперь, во времена коммерции, фильм называют не иначе как «раскрученным брендом». Когда мы его снимали, никто даже не мог предположить, что картину ждет такая исключительная удача. «Ирония судьбы», по сути, ваше «народное кино».
Все, что происходит с героями фильма, может случиться только в России. На первый взгляд сюжет как анекдот и состоит из череды нелепых происшествий. Но ведь вы романтики, настоящие славяне и готовы верить в чудеса. А рядовых зрителей Западной Европы, увы, зацепить трудно. Они другие. В Польше картину показали один или два раза и она не вызвала у моих соотечественников особого интереса. Поляки ревновали и злились, особенно после вручения мне Государственной премии СССР (1978), как будто я совершила предательство, военную тайну выдала. Даже мелкие пакости устраивали. Звонит, к примеру, режиссер в «Фильм Польски» (аналог «Совэкспортфильма». – Ред.) и разыскивает Барбару Брыльску. А там ему отвечают: «Брыльская в Союзе», хотя я была в Варшаве. Потом все постепенно успокоились. Кажется, простили! А мне хотелось, чтоб мама обязательно посмотрела фильм и оценила, за что же меня в России так полюбили. И я привезла ей кассету. Она не отрываясь следила за всеми перипетиями моей героини и в конце сказала только одну фразу: «Ах, какая ты была молодая!» К сожалению, близкие люди редко воспринимают актерскую проофессию как серьезную работу. Вот и моя роль в фильме вызвала у мамы только сожаление по поводу минувшего времени! Неужели «Иронию судьбы» у вас показывают каждый год до сих пор?!
– Да! И всегда в новогоднюю ночь!
– Примите мои искренние соболезнования! (Смеется.)
– Ни за что! Это я прошу вас принять мое искреннее восхищение! Успех картины в огромной степени связан с вашим участием. В советские фильмы редко приглашали артистов из-за рубежа. Что же должно было случиться, чтобы роль русской учительницы сыграла полька? Барбара, с чего началась ваша «ирония судьбы»?
– Однажды в моей квартире раздался телефонный звонок. Звонил из Москвы Эльдар Рязанов. Я от волнения едва не лишилась чувств. У нас режиссер никогда сам не позвонит актеру, а поручит это своему ассистенту. Так вот, звонит Эльдар, которого, кстати, я знала по фильму «Карнавальная ночь», и предлагает мне приехать в Москву на кинопробы. Я в шоке! Опомнившись, тут же задаю вопрос: «Как у вас возникла идея пригласить именно меня?» Эльдар отвечает, что недавно посмотрел фильм «Анатомия любви» и находится под большим впечатлением. Ему на главную роль в новом фильме нужна настоящая женщина, и он решил, что это я. И тут я понимаю, что могу его разочаровать: «О боже! Но теперь я блондинка! Меня уже перекрасили»… Он не задумываясь: «Не имеет значения!» И я с облегчением выдыхаю: «Значит, останусь блондинкой!» Приезжаю на «Мосфильм»… И то, что я услышала от Эльдара, повергло меня в ужас. Оказывается, я должна была не просто сыграть сцену, а оправдать надежду режиссера. Потому что все (!!!) будет зависеть только от меня! Я должна была понравиться руководству Госкино, которое не соглашалось на заграничную «звезду». Представьте, какой это был для меня жуткий стресс! Разумеется, я пытаюсь взять себя в руки и, пока ассистенты подбирали мне платье и делали грим, узнаю, что на роль учительницы претендуют лучшие российские актрисы… Достаточно назвать Алису Фрейндлих и Людмилу Гурченко – великие актрисы! В то время самые популярные. Теперь я понимаю, что Эльдар нервничал ничуть не меньше, чем я. «Сделай все, чтоб они (чиновники. – Ред.) мне поверили! Ты должна убедить их в том, что я прав!!!» – внушал Эльдар и решительно поставил меня перед камерой. В то время я еще плохо говорила по-русски. Мне ничего не оставалось, как только вызубрить текст. И так же решительно, как Эльдар, его проговорить. Звучит команда режиссера: «Камера! Мотор!Начали!» И я выкладываюсь на всю катушку. Хотелось доказать самой себе, что справлюсь. Я очень упорная и честолюбивая. Если за
– Да! Вы победили! Фильм называют культовым. Это мало сказано! Не представляю себе Новый год без «Иронии судьбы». Ежегодный показ картины не только традиция, а необходимый атрибут праздника, как застолье с гостями! Как салат оливье и шампанское! Подсчитайте, сколько всего зрителей его посмотрело, и получится рекорд Гиннесса!
– Рекорд – это результат, он появился позже. А когда мы работали на площадке, то у меня не было никаких особых предчувствий. Все было как обычно. Вот только впервые в моей жизни снимали сразу три камеры, а не одна. За моими плечами был к тому моменту 21 фильм. И я не считала роль Нади своим главным творческим достижением. Первая моя российская картина «Освобождение» (1971) – военная эпопея Юрия Озерова, в которой мы с Даниэлем Ольбрыхским сыграли польских подпольщиков. Потом был фильм «Города и годы» (1973) по роману Константина Федина в постановке Александра Зархи. В этой картине я сыграла одну из главных ролей. Но ни фильму, ни роли не суждена была долгая счастливая жизнь. Тут не угадаешь! Государственную премию СССР я получила за «Иронию судьбы». Впервые ее вручили иностранке. Снимали быстро – за два месяца. Я даже умудрялась ездить к маленькой дочке в Варшаву. Она жила у бабушки. С мужем, которого я по-прежнему любила, все чаще стали возникать конфликты. Людвиг не хотел смириться с разлукой. В то время как у моей героини Нади жизнь складывалась счастливо, моя личная жизнь катилась под откос. Вот такая ирония судьбы!
«У русских все по-настоящему» И потом я часто возвращалась в Москву и выступала в телепрограммах в связи с очередным юбилеем фильма. Но больше всего мне запомнилось «Поле чудес». За игровым столом стоим я и Андрей Мягков. Представьте себе, как мне трудно отгадывать буквы в словах, которых я попросту не знаю. Ну что остается делать? Отвечаю наобум! Снова мой ход – и вдруг мне выпадает сектор «Приз». Ведущий предлагает: «Приз или деньги?» – Я выпаливаю: «Деньги!» Режиссер передачи останавливает съемку и делает мне замечание: «Барбара, у нас по сценарию вы должны бороться за приз! Надо переснять!» Ну ладно! Приз, так приз! Леонид Якубович торгуется и доводит ставку до какой-то гигантской денежной суммы. Интересно, что они придумали? Я непреклонно, как велел режиссер, твержу: «Приз! Приз!» Ну что ж – вот ваш приз! Якубович открывает черный ящик, достает оттуда тарелку с заливной рыбой и подает мне. Андрей даже вскрикнул: «Дорогая рыба!» Я жутко разочарована. «А теперь попробуйте!» – не унимается ведущий. Отрезаю кусочек рыбы, тыкаю в нее вилкой и неожиданно поддеваю связку ключей. «Главный приз – автомобиль!» – объявляет ведущий. В следующее мгновение помощники выкатывают «Дэу Тико», набитый доверху банками растворимого кофе, обвязанный лентой с огромным бантом. Зал бешено аплодирует! А я думаю, что это постановочный трюк. И автомобиль мне никто отдавать не собирается. В Польше на телевидении есть такие программы, когда в игру приглашают «звезд» для рейтинга, а призы потом передают в больницы и детские дома. Ну нет! У русских все по-настоящему. За кулисами мне принесли документы на машину и отдали ключи. И тут снова ирония судьбы! Вывезти автомобиль в Польшу я бы смогла. Надо заплатить пошлину, размер которой в то время составлял 80 процентов стоимости машины. То есть выходит, что я получаю машину в подарок, но прежде надо заплатить несколько тысяч долларов за таможенное оформление. Бред! Но ничего не поделаешь! А завтра мне надо возвращаться в Польшу. Знакомые посоветовали срочно продать машину, а другие стали искать покупателя. В результате «Дэу» ушла за бесценок. Коробки с кофе благополучно приехали домой, и я долго пила его и раздаривала друзьям.
– А как вы отнеслись к продолжению фильма, снятому в 2007 году?
– Ну что ж, спустя 30 лет после выхода фильма
Поскольку идея снять продолжение мне сразу понравилась, то я каждый день с невероятным упорством принималась за покорение русского языка. Вопросов было больше, чем прочитанного текста. Наконец из Москвы позвонила помощница режиссера, и я набросилась на нее с расспросами. Тут выяснилось, что в новом фильме две Нади! Я и моя дочь, тоже Надя. Ее должна сыграть Елизавета Боярская. Так вот оно что! Выходит, я напрасно мучилась, изучая все Надины диалоги. Кроме того, мои съемочные дни, а я уже прикинула по сценам их количество, сразу сократились в пять раз. Успокоилась при мысли, что без меня фильм все равно не состоится. Во время съемок с Константином Хабенским и Сергеем Безруковым я им даже в шутку сказала: «Ребята! Вы можете не надрываться! Зрители пойдут смотреть в первую очередь на меня!» Продолжение без моего участия невозможно, значит, я смогу назначить за роль любой гонорар! (лукаво улыбается). Иначе у продюсера просто нет выхода! Не бойтесь, я приличный человек, и съемочная группа режиссера Тимура Бекмамбетова без труда справилась с моими притязаниями. В проекте собрались почти все прежние герои. Только Лия Ахеджакова отказалась, объясняя, что она «не предаст Эльдара Рязанова». Жаль!.. Я совершенно уверена, что соперничать с успехом того фильма и досадить мастеру никто не собирался. Что же касается моей роли в продолжении, то я не высоко оцениваю свою работу. Мне кажется,
Все, что происходит с героями фильма, может случиться только в России. На первый взгляд сюжет как анекдот и состоит из череды нелепых происшествий. Но ведь вы романтики, настоящие славяне и готовы верить в чудеса. А рядовых зрителей Западной Европы, увы, зацепить трудно. Они другие
– А в Польше?
– «Фараон» (1966) режиссера Ежи Кавалеровича. Кстати, фильм получил номинацию на премию Американской киноакадемии «Оскар». О чем мечтает любой молодой актер, снявшийся в кино? Проснуться знаменитым! Со мной это действительно произошло. Благодаря «Фараону» я стала известна не только в Польше, но и за границей, объехала полмира, с тех пор меня с удовольстием снимали за рубежом. Вторая очень важная для меня картина – «Анатомия любви» (1972). История современных Адама и Евы. Польская love story. Я сыграла серьезную драматическую роль, где моя героиня испытывает сильную любовь, ревность, боль и отчаяние! Ей было суждено прожить несколько этапов развития любовных отношений, когда на смену внезапно возникшей страсти приходит глубокое взаимное чувство. Режиссер фильма Роман Залуский впервые отважился показать на экране откровенную эротику.
– В Советском Союзе этот фильм стал хитом! Чтобы купить билет в кинотеатр, надо было целую ночь простоять в очереди. Постельные сцены были практически вырезаны, но зрители все равно ощутили пронзительную чувственность вашей героини. Барбара, вы были так убедительны в этой роли. Скажите, а вам трудно играть любовные сцены?
– Это моя работа! Во время съемки я концентрируюсь только на своей задаче, на том, что я должна сыграть. Очень редко «экранные страсти» оставляют в душе какой-то след. К тому же в реальной жизни мое сердце всегда было занято. Актеры должны уметь «открываться» в интимных сценах: страстно целоваться, нежиться обнаженными в постели, ласково прикасаться друг к другу. Мы должны это делать! Поверьте, не всем это нравится. А для меня – так и вовсе принуждение. Быть убедительной в любовной сцене очень нелегко. Со мной на курсе в Театральной школе учился Ежи Зельник. Была им сильно увлечена, и, когда режиссер Кавалерович искал исполнителя на главную мужскую роль, я привела своего возлюбленного. Поскольку я вначале была утверждена на роль жрицы Камы, то моя протекция подействовала. Как я мечтала о том, чтоб Ежи играл вместе со мной. Наши чувства помогли на пробных съемках, мы были раскованны и искренны. Кроме того, мы невероятно подходили друг другу. Как он был красив! И вообще, это мой тип мужчины. Мужественный, обаятельный, достойный, остроумный. Режиссер его утвердил. И вот настали съемки в павильоне. Сцена, когда влюбленный Рамзес ищет меня, а я от него прячусь. Он взволнован. Я должна была неожиданно появиться из темноты и закрыть ему глаза. Фараон обнимает меня и дальше идет сцена близости. Сыграли первый дубль. Режиссер недоволен и стал нам показывать, как надо играть любовь. Повторяем дубль. И снова одни замечания. Мы вышли из павильона, а Ежи мне говорит: «Я не понимаю, чего он от меня хочет, ведь все чувства на лице написаны! Мы же по-настоящему любим друг друга, робеем и трепещем. Так, почему на пленке все получается плоским и фальшивым?» Потому что, чувствовать – это одно, а уметь убедительно показать эти чувства – совсем другое. Мне приходилось сниматься обнаженной. В откровенных сценах. Но это всегда было оправдано драматургией. Кроме того, у меня была идеальная фигура. С эстетической точки зрения я на экране воплощала совершенство. Но когда у меня появились дети, я стала отказываться от подобных предложений, чтобы детей не дразнили в школе.
– Барбара, вас настолько любят в России, что где бы вы ни оказались – в любом городке, селе или мегаполисе – и если вы постучите в любую дверь, вам откроют и примут как самого желанного гостя. Хозяева вас угостят, и начнется долгий разговор по душам. И наверняка всех будет интересовать, какая их любимая Барбара в жизни?
– Начну с того, что я по гороскопу БЛИЗНЕЦ и праздную два дня рождения: родилась я 29 мая, а в метрику записали 5 июня, чтобы не платить штраф, так как мама не успела меня зарегистрировать в установленный срок. Могу быть очень доброй и очень сердитой. У меня два главных принципа: не врать и не опаздывать. Мой зодиак помогает переживать гигантский спектр разных состояний. Прекрасно себя ощущаю застенчивой и нерешительной. И с легкостью перевоплощаюсь в раскованную и смелую! Постоянно борюсь за правду. Такой уж у меня бойцовский характер. Бывало, эмоции опережают… Но я давно научилась сдерживаться. Раньше мне казалось, что смогу изменить мир.
Теперь знаю: мир не изменишь!В детстве я была тощая, бледная и угловатая. Таких обычно называют «гадкий утенок». Но однажды случайно услышала разговор учительниц. Одна, кивнув в мою сторону, сказала: «Бася будет красоткой!» Тогда меня это очень удивило. Я всегда любила рисовать и поэтому незадумываясь выбрала художественный лицей. Однажды на урок пришла ассистентка с киностудии. Она искала девочку для эпизода в фильме. Выбрали меня. Я решила, что это мой шанс: теперь стану богатой и знаменитой! Фильм под названием «Калоши счастья» обязательно должен принести мне удачу! На съемках заработала первые в своей жизни деньги. А через три дня сказка закончилась, и я вернулась за парту. Больше на съемки меня не позвали. Но идею стать знаменитой не оставила и в выпускном классе стала посещать театральный кружок, сыграла старуху Ниловну в спектакле «Мать» по Горькому. Директриса написала в характеристике, что у меня явные актерские способности, и велела поступать в киношколу. На экзамен я пришла после операции аппендицита с перевязанным животом. Как назло, мне предложили пластический этюд. Выступила я не лучшим образом. «Вам стоит подумать о другой профессии», – сказал секретарь приемной комиссии. Меня эта фраза убила и одновременно подхлестнула. Я решила: во что бы то ни стало добиться своего. «Нет уж, я стану актрисой!» Впереди второй тур. На экзамене сидел студент последнего курса Ежи Камас. Он подошел ко мне и предложил позаниматься. Я была тихой, домашней девочкой и, несмотря на грозное предупреждение отца, звучащее в моей голове: «Всем мужикам нужно только одно!» – тут же согласилась пойти с ним. Невероятно, но уроки студента дали мне больше, чем многолетняя учеба в институте. Бояться мне было нечего, ведь у меня уже был к тому времени жених на шесть лет старше меня. Познакомились мы совершенно случайно, в поезде. Наш класс поехал на экскурсию в Краков. У окна стоял очень, как мне тогда казалось, взрослый мужчина и пристально смотрел на меня. Вылитый Жан Марэ. Когда мы стали выходить, незнакомец передал мне записку. Но я не успела ее прочитать. Учительница, заметив это, вырвала бумажку из рук и сунула себе в карман. В окне поезда я увидела расстроенное лицо моего несостоявшегося ухажера. В классе надо мной долго хихикали. Но «Жан Марэ» сумел меня отыскать в большом городе, зная только одно мое имя. Не дожидаясь окончания урока, он вызвал меня в коридор и… оробел. В поезде я показалась ему взрослей. Яну было двадцать три года. Он жил в Варшаве и работал в Институте вычислительной техники. Когда Ян приехал в следующие выходные, то попросил представить его моим родителям. Отец на удивление весьма дружелюбно воспринял моего нового знакомого. Вскоре мы поженились и я перебралась из Лодзи в Варшаву. Мне было семнадцать лет. Если честно, я усвоила от Яна много важных вещей, считаю, что именно он, а не родители меня воспитал.
В детстве я была тощая, бледная и угловатая. Таких обычно называют «гадкий утенок». Но однажды случайно услышала разговор учительниц. Одна, кивнув в мою сторону, сказала: «Бася будет красоткой!» Тогда меня это очень удивило
Чтобы продолжить учебу, поступила в Театральную школу. Много снималась, подолгу уезжала из дома. Стала хорошо зарабатывать, но Ян никогда не брал мои деньги. Со временем у меня и у него стали появляться увлечения на стороне.Мы были вместе одиннадцать лет, и кто знает, сколько бы еще прожили, если бы не та роковая встреча! На съемках фильма «Белые волки» (1969) – продолжение знаменитой серии фильмов «Виннету – вождь апачей» и «След Сокола» (производство ГДР–Югославия) – я встретила актера Слободана Димитриевича – самого главного мужчину моей жизни. Это была любовь с первого взгляда.
Мы не сводили друг с друга глаз. Прощаясь, он сказал: «Скоро увидимся». И на следующий день уехал домой в Белград. Но между нами уже возникла тайная связь. Ожидание было нестерпимым. Когда он наконец вернулся и взял меня за руку, я была готова идти за ним на край света! Наш роман длился один год. Мы жили в Германии уже не в гостинице, а на вилле, которую он снимал. Меня ошеломила его страсть, раскованность и невероятная нежность. Ради него я готова была бросить все: семью, работу, страну. Мне казалось, что я не могу без него жить, дышать… Слободан был знаменитым, востребованным актером с яркой карьерой. Он снимался в США и у себя в Югославии. Строил планы на будущее. Но после нашей встречи, казалось, его интересовала только наша совместная жизнь: «Если хочешь быть моей женой, то бросай кино! Я не хочу, чтоб на тебя все пялились. Зачем тебе работать? Семья у меня богатая. Денег хватит! Найму трех прислуг, чтобы убирали и готовили, а ты будешь мне детей рожать. Ты – самая красивая! И станешь мне верной женой!» – «Да, любимый!» – только и оставалось мне ему сказать. Меня сразило его желание иметь детей. Я почувствовала в его властном тоне ту самую надежность, которая необходима для создания прочной семьи. Слободан повез меня в родной дом, где мы с ним прожили целый месяц. Семья действительно была очень богата. Мать Слободана – итальянка, двоюродная сестра выдающейся актрисы Анны Маньяни. Она обожала сына и жутко ревновала его ко мне. Постоянно замечала на себе ее придирчивый взгляд. Как ни старалась. а растопить ее сердце мне так и не удалось. Зато бабушка Слободана меня признала и полюбила. Слободану пришла повестка из армии отслужить месяц в военных лагерях. Его гарнизон располагался на краю города, и он частенько бывал дома. Как мы тогда были счастливы! Все в наших отношениях указывало на скорую свадьбу. Я по-прежнему пыталась понравиться будущей свекрови и демонстрировала свои кулинарные способности. Готовила сложные и изысканные блюда. Обычно она была сдержанна, но иногда сама заговаривала со мной. Как выяснилось, лишь для того, чтоб разузнать подробности моей жизни и воспользоваться информацией для очередной издевки. Однажды спросила: чем занимаются мои родители. Но, услышав ответ, с презрением сообщила бабушке по-французски: «Мон шери! Ты слышала кто ее отец? Простой часовщик». Слободан просил меня не обращать на это внимание. И, смеясь, рассказал о предназначенной ему невесте: «По традиции наследник древнего итальянского рода должен жениться на девушке из знатной семьи. Мать твердит, что родственники уже заранее договорились. Чушь какая-то! Я эту невесту вообще не знаю! Ха-ха! Ей нет и шестнадцати! Какая она мне жена? – И после долгой паузы, продолжительностью в поцелуй, добавил: Все равно мы с тобой будем вместе! Быстрей разводись с мужем. Я пришлю тебе приглашение, и мы уже никогда не расстанемся!» Я развелась, но приглашение так и не получила. Съемки в Германии продолжались. В день рождения Слободана я послала ему букет роз через авиакомпанию. В ответ – молчание. Не находила себе места. Что с ним? Почему молчит? Не выдержав, позвонила ему домой. Трубку взяла мать Слободана: «Он в больнице. Нет, ничего серьезного! Если вы любите моего сына, оставьте его в покое. Жаль, что не можем вернуть ваш подарок…» Не успела проговорить ни слова, как в трубке раздались короткие гудки. В тот вечер я приняла приглашение Гойко Митича и осталась в его номере. Известный актер, мечта женщин, пополнил свой донжуанский список очередной победой. Даже не подозревая, что меня привели к нему вынужденные бстоятельства. Ведь однажды в сердцах я предупредила Слободана: «Если изменю тебе, между нами все будет кончено!» Так я поставила точку нашему роману. Прощай, Слободан.
Спустя много лет я узнала, что Слободан женился на известной журналистке и у него все вроде бы в порядке… А недавно он умер от неизлечимой болезни. Раньше я чувствовала на расстоянии, что с ним происходит. Почему же в тот день, когда он ушел из этого мира, в моей душе ничего не дрогнуло? Ах! Как мы были счастливы! Расставшись со Слободаном, я пребывала в депрессии. Мой однокурсник познакомил меня с другом: Людвиг Космаль – гинеколог. Хорош собой, воспитан, прекрасно образован. Вскоре он стал моим вторым мужем. Я человек, который дает. Мой первый муж тоже давал. И все у нас было хорошо, кроме секса. Будь у нас дети, возможно, все сложилось бы иначе. А второй муж – человек, который берет. Людвигу повезло, когда он нашел меня. Молодой врач, модный и красивый мужчина, в то время не так уж много зарабатывал. Но, используя мои связи, вскоре смог заняться частной практикой. Стал преуспевающим. Когда мы поженились, мне было двадцать девять лет. Я получала тысячи писем, во всех журналах печатались мои фотографии. Людвиг постоянно ревновал. Всегда был зациклен на себе. Устроил даже странное соревнование: кто больше зарабатывает, кто знаменитее, у кого больше поклонников. Его любимая фраза: «Тебе за мной не угнаться!» А я и не стремилась. Семья для меня оставалась самым главным. Однажды после очередного скандала Людвиг, желая причинить мне боль, крикнул: «Хватит! Надоело! Ищи себе мужика!» И хлопнул дверью. У меня опустились руки, не было сил бороться за семью. Вечером я записала в своем дневнике: «А что если я воспользуюсь предложением?» Знала ли я тогда, что брошенная сгоряча фраза притянет любовный роман? Вскоре я отправилась на съемки в Болгарию. Моим партнером стал известный актер Стефан Данаилов. Мужественный, высокий, красивый, в длинной, до пят, норковой шубе, он поразил меня с первого взгляда. При знакомстве я от смущения даже опустила глаза. Он будто околдовал меня своим голосом, манерами и внимательным отношением. Неудивительно, что я потеряла голову …Ох уж эти обольстительные, чувственные, любвеобильные балканцы! Случай со Слободаном ничему меня не научил! Почувствовала, что случилось непоправимое… Через две недели, приехав домой, сразу вызвала у Людвига подозрения: «Ты что, влюбилась?» – «Да!» И в слезах покаялась, наивно полагая, что встречу с его стороны понимание и прощение. Людвиг же всю ночь кричал и оскорблял меня. Вернувшись на съемки, я вновь встретила милого и заботливого Стефана. И призналась ему в своей беде. Мой возлюбленный побледнел: «Прости, что стал причиной семейного конфликта. Я разведусь. Переезжай в Болгарию». Я согласна. Но Людвиг даже слышать не хотел о разводе. «Любовь и слезы!» – пишу я в своем дневнике. Странно, но все так в результате и вышло.
Опоенные любовью, мы со Стефаном всюду появлялись вместе. Ради меня он приехал в Варшаву работать эстрадным конферансье. Сидим
Проработав в Токио два месяца, она получила первое место и титул «Лицо года». Она снималась в фильме, но увидеть картину на экране ей было уже не суждено… Бася погибла в автомобильной катастрофе 15 мая 1993 года. В тот день она возвращалась со съемок в Варшаву. У нее был билет на поезд. Но приятель уговорил ее ехать на машине. Ему хотелось похвастаться дорогим автомобилем, купленным месяц назад. Потом мне рассказали, что Бася долго стояла у машины, все не решалась в нее сесть. Как знала… Всю дорогу ее спутник шутил. Дорога была пустая, и ничто не предвещало опасности. Он нагнулся за упавшей кассетой. Рука соскользнула с руля, и машина на скорости врезалась в дерево. Когда к ней подбежали случайные очевидцы, они увидели разбитый автомобиль и молодого человека, который, схватившись за голову, причитал: «Ах, моя бедная машина!» Дочь была без сознания. Вдруг, опомнившись, он схватил ее за руки: «Бася! Не умирай! Умоляю тебя, не умирай!» Она казалось совсем невредимой, только капелька крови выступила у нее на виске. «Бася!» – кричал он в отчаянии. Она открыла глаза и закрыла их навсегда. Врач «скорой помощи», прибывший к месту аварии, рассказал мне, что у Баси еще прощупывался пульс…Но не долго: «Впервые я не стал констатировать смерть, чтоб не бросать ее на пыльной дороге в знойный день. Она была так молода и так красива! И мы повезли ее в больницу». Эти воспоминания убивают меня. Я живу, хотя моя жизнь оборвалась вместе с жизнью дочери. Только теперь я поняла, что прежде была по-настоящему счастлива. Но недооценивала это, обращала внимание на мелочи. Теперь я уже никогда не буду счастливой. Радуюсь иногда с друзьями. Научилась скрывать тоску. Живу счастьем сына.
Всю жизнь я искала счастье. Много работала. Обрела славу и достаток. И поняла одну истину: нельзя получить все сразу, приходится
Автор НАТАЛИЯ ПАНТЮШКОВА,
заслуженный деятель культуры Польши
Варшава–Москва
Прошедший 2013 год для баритона Василия Ладюка, одного из лидеров молодого поколения русской оперной школы, успешно развивающего международную карьеру, оказался юбилейным втройне: 10 лет – «первая ступень ракеты» (по его собственному выражению) – он активно востребован на оперной сцене, 10 лет – ведущий солист Московского театра «Новая опера», и 14 декабря ему исполнилось 35 лет.
«Роза Хутор» – знаковое место. Именно здесь, в долине и на склонах «Розы Хутор», в 48 км от аэропорта Адлера, за невероятно короткий срок – какие-то три-четыре года – впервые в России построили достойнейший курорт мирового уровня, и все говорит о том, что «Роза Хутор» ждет большое и яркое будущее. С самого начала уникального проекта «Сочи-2014» именно этот олимпийский объект был лидером всегда и во всем.
В Оперном центре Галины Вишневской на Остоженке открылся новый сезон, первый без его великой основательницы. Мы попросили рассказать о планах и жизни коллектива нового художественного руководителя и дочь – Ольгу Ростропович.
Инвестиции в искусство – крайне экстравагантный термин, имеющий отношение исключительно к самой искушенной аудитории – хайнетов, для которых сделки в десятки и сотни миллионов долларов – дело ежедневное.