Благотворительность – явление древнее, как само общество. Впервые слово «благотворительство» упоминается у Карамзина в романе о Петре и Магелане. В Новом словаре русского языка у Ефремова термин «благотворительность» трактуется как «оказание частными лицами или общественными организациями материальной помощи нуждающимся». Синонимы: меценатство, филантропия, спонсорство.
Основоположники христианского (да и не только христианского) учения неоднократно призывали к любви к ближнему, к благотворительности как одному из способов достичь вечного блаженства, просветления, трактуя благотворительность как одну из важнейших добродетелей. «Жадность богатого – бедность души», «В рай входят святой милостыней», «Нищий богатым питается, а богатый нищего молитвою спасается» – эти пословицы отражение многовековой мудрости народа…
В отличие от воинственных германцев или литовцев, которые избавлялись от слабых или увечных, как считал историк С. Соловьев, наши далекие предки милостиво относились к больным и убогим, а также пленным, о чем свидетельствуют в своих записках иноземные путешественники, посещавшие земли восточных славян.
С принятием христианства в Древней Руси появилось особое понятие – «нищелюбие». Раскрывая сущность этого явления, В. Ключевский пишет, вовсе этим не умаляя добрые чувства других народов, о такой особенности: «Человеколюбие у наших предков было то же, что нищелюбие, и любить ближнего прежде всего значило – накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице… Древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную благотворительность, милостыню, подаваемую из рук в руки, притом «оттай», тайком не только от стороннего глаза, но и от собственной «шуйцы» (левой руки)». А величие князей определялось не только их властью, богатством и государственными заслугами, но и тем, как они относятся к бедным, обездоленным, слабым…
В эпоху Екатерины II, когда в Россию стали проникать новые веяния – идеалы европейского гуманизма, – начинается истинная история российской благотворительности. В Москве появились первые всесословные больницы для бедных: Павловская и Екатерининская с богадельней при ней. Как правило, в медицинских учреждениях, подчинявшихся Приказам общественного призрения, лечили бесплатно.
В России XVIII–XIX веков церковной благотворительностью были охвачены практически все нуждающиеся в ней – организовывались лазареты, больницы, Божии дома (приюты), где тяжелобольных, инвалидов, сирот и бездомных обслуживали сестры и братья милосердия из числа мирян-доброхотов или послушники монастырей. Открывались столовые, чайные, в которых все нуждающиеся могли получить питание за символическую цену либо бесплатно. Создавались также производственные мастерские и церковно-приходские школы, в которых бесплатно обучали грамоте всех желающих. Ярким примером, а может быть, и высшей точкой развития церковной благотворительности в России была Марфо-Мариинская обитель, созданная в Москве в 1905–1910 годах великой княгиней Елизаветой Федоровной, принявшей впоследствии мученическую кончину близ Алапаевска…
Это был монастырь, сочетавший в себе благотворительную и медицинскую работу, монастырь, обращенный к нуждам любого нуждающегося человека. Сестры шли в дома заболевших бедняков, трудились в монастырской больнице и аптеке, в бесплатной столовой и библиотеке, трудились в госпиталях и лазаретах.
Огромную роль в благотворительности в России в ХIХ–начале ХХ века, наряду с аристократией, играло купеческое сословие и промышленники: Морозовы, Мамонтовы, Рябушинские… Примечательно, что многие крупные благотворители, как, например, Демидовы, Солдатенковы, Прохоровы, Бахрушины, Смирновы, Фирсановы, были выходцами из крестьян.
Примером всему обществу служила деятельность в области благотворительности императорской семьи, особенно проявившаяся в годы Первой мировой войны. Например, в Зимнем дворце по повелению императрицы Александры Федоровны был организован лазарет для раненых солдат, в котором наравне с медсестрами трудилась сама императрица с дочерьми.
К началу XX века в России действовала разветвленная система частных и сословных благотворительных обществ. Иные из этих обществ помогали только выходцам из своей среды, другие, напротив, лицам совершенно посторонним.
Положение изменил переворот 1917 года, когда сами понятия «милосердие», «сострадание» стали неприемлемыми для частной благотворительности как «пережитки прошлого». Ее заменило в той или иной мере государство, взявшее на себя обязанность социальных функций благотворительности и поддержки нуждающихся. И только с возрождением новой России и класса состоятельных людей в последние два десятилетия, несмотря на нерешенную проблему с льготным налогообложением за благотворительность, стали возрождаться и дореволюционные традиции частной благотворительности. Это становится модным в хорошем смысле слова. Благотворитель начинает вызывать уважение в нашем обществе.
Со знаменательным почином выступил в начале 2010 года один из крупнейших меценатов современной России Владимир Потанин. Он объявил, что большую часть своего состояния передает на филантропию, и в 2013 году первым из российских предпринимателей присоединился к глобальной инициативе Уоррена Баффита, Билла Гейтса, Марка Цукерберга – так называемой Клятве дарения (Giving Pledge).
В развитых обществах существует концепция возвращения долгов обществу: помогите нуждающимся, если вам больше повезло в жизни, чем другим. Хороший пример для подражания и сигнал к изменению цели бизнеса – создание базы для благотворительных программ. Ведь о зрелости общества судят по тому, насколько оно способно отдавать от себя на благо другим людям и стране.
На протяжении всех лет занятия бизнесом В. Потанин осуществляет благотворительные проекты, а в 1999 г. учредил благотворительный фонд, который реализует социально значимые долгосрочные проекты в области образования, культуры и развития благотворительности. Основная задача фонда – поддержка одаренных и интеллектуальных людей, тех, кто способен меняться и готов помогать другим. Фонд формирует общественную среду, где ценностями являются творчество, профессионализм и добровольческая активность. Бюджет фонда формируется из личных средств и составляет более 300 миллионов рублей ежегодно. С 2006 г. В. Потанин является также членом Общественной палаты Российской Федерации и возглавляет Комиссию по развитию благотворительности и волонтерства. Результатом этой работы, в частности, стал действующий с 2007 г. закон РФ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».
В. Потанин стал одним из основателей первого эндаумента в РФ – Фонда развития Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, членом попечительского совета которого он является с мая 2006 г. Пожертвования В. Потанина в Фонд развития МГИМО на 2012 г. составляют около $6,5 млн. С декабря 2001 г. он также является членом Совета попечителей фонда Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк), с апреля 2003 г. – председателем Попечительского совета Государственного Эрмитажа. Цель – поддержка новаторских проектов музея и содействие развитию его кадрового потенциала. В 2006–2013 гг. по Программе индивидуальных грантов «За вклад в развитие Эрмитажа» выделено более 700 грантов. В целом пожертвования В. Потанина в созданный им эндаумент-фонд Эрмитажа составляют более $5 млн.
В 2005 г. Потанин был в числе инициаторов превращения Сочи в столицу зимних видов спорта. На принадлежащем В.Потанину горнолыжном курорте «Роза Хутор» в 2014 году будут разыграны 14 комплектов олимпийских медалей по горнолыжным дисциплинам. Кроме того, здесь расположится горная Олимпийская деревня на 2600 участников Игр.
Среди олимпийских объектов В. Потанина также Российский международный олимпийский университет (РМОУ) – Международный центр подготовки высококвалифицированных менеджеров спортивной индустрии в сотрудничестве с МОК. В качестве учредителей выступают Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, Олимпийский комитет России, Оргкомитет «Сочи- 2014» и холдинговая компания «Интеррос». Все 205 национальных комитетов ежегодно будут направлять для учебы на безвозмездной основе по одному своему представителю.
Фонд Владимира Потанина является членом Европейского центра фондов, учредителем и членом российского «Форума доноров».
Владимир Потанин: «Я мечтаю о тех временах, когда благотворительность в нашей стране станет массовой и многоликой. Должны быть и бизнесмены-меценаты, и корпорации, движимые соображениями социальной ответственности, и волонтеры, способные жертвовать своим временем и силами. Я верю в то, что готовность помогать другим – неотъемлемая черта нормального человека».
Владимир Потанин – основатель и президент компании «Интеррос», которая инвестирует в металлургическую и горнодобывающую отрасли, недвижимость, туризм, инфраструктуру и средства массовой информации, с общей стоимостью активов под управлением в размере около $15 млрд, генеральный директор горно-металлургической компании «Норильский никель». Окончив в 1983 г. МГИМО по специальности «экономист-международник», В. Потанин семь лет – до 1990 г. – работал в Министерстве внешнеэкономических связей СССР, а в 1996–1997 гг. занимал должность первого заместителя председателя правительства РФ, курировал экономический блок вопросов и координировал работу Министерства экономики РФ. Также являлся управляющим от РФ в Международном банке реконструкции и развития и Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций. В. Потанин любит путешествовать и заниматься спортом: бадминтоном, горными лыжами, водными видами спорта и шахматами.
– Дорогая Барбара! Приближается новый год, а значит, по телевизору снова покажут «Иронию судьбы» и вся страна в какой уж раз будет переживать за Надю, ставшую нам родной.
А в Польше у вас был такой же успех после этого фильма?
Прошедший 2013 год для баритона Василия Ладюка, одного из лидеров молодого поколения русской оперной школы, успешно развивающего международную карьеру, оказался юбилейным втройне: 10 лет – «первая ступень ракеты» (по его собственному выражению) – он активно востребован на оперной сцене, 10 лет – ведущий солист Московского театра «Новая опера», и 14 декабря ему исполнилось 35 лет.
«Роза Хутор» – знаковое место. Именно здесь, в долине и на склонах «Розы Хутор», в 48 км от аэропорта Адлера, за невероятно короткий срок – какие-то три-четыре года – впервые в России построили достойнейший курорт мирового уровня, и все говорит о том, что «Роза Хутор» ждет большое и яркое будущее. С самого начала уникального проекта «Сочи-2014» именно этот олимпийский объект был лидером всегда и во всем.
В Оперном центре Галины Вишневской на Остоженке открылся новый сезон, первый без его великой основательницы. Мы попросили рассказать о планах и жизни коллектива нового художественного руководителя и дочь – Ольгу Ростропович.
Инвестиции в искусство – крайне экстравагантный термин, имеющий отношение исключительно к самой искушенной аудитории – хайнетов, для которых сделки в десятки и сотни миллионов долларов – дело ежедневное.