Фанни Ардан. Рожденная свободной

Фанни Ардан«Любовь должна быть настоящей, без кольца на пальце, – жизненное кредо знаменитой французской актрисы Фанни Ардан. – Получить благословение у кюре – словно подписать контракт на увязание в болоте. Не стоит связывать себя браком, если не хочешь разрушить чувства». И, верная этому принципу, она родила трех дочерей, но ни с одним из своих мужчин не пошла под венец.

Жгучая Фанни

Фамилия Ардан созвучна французскому слову ardent – горячий, пылкий, жгучий, что в случае с Фанни можно расценить как знак судьбы.

Фанни Маргарит Джудит, таково полное имя актрисы, родилась 22 марта 1949 года в семье блестящего кавалерийского офицера. Детство малышки прошло в Швеции, Испании и Англии, где работал ее отец, а затем он получил престижную должность управляющего дворцом князя Монако.

Сейчас в это почти невозможно поверить, но, как признается актриса, в юности она была очень недовольна своей внешностью. «Я не была хорошенькой. Но я сама себя сделала, создала свой стиль, научилась быть сильной, – говорит Фанни без ложной скромности. – И все это потому, что в своей семье я была очень счастлива, меня все любили».

Родители не сомневались: умница дочь сделает карьеру в любой интеллектуальной области. А она после окончания лицея объявила, что хочет стать актрисой. «Ты погубишь свою жизнь!» – кричали растерявшиеся домашние, слезно умоляли образумиться и поступить в университет.

Жалея родителей, но не желая отступать от мечты, Фанни нашла выход: «Я выбрала факультет политологии только потому, что занятия на нем велись всего три года, тогда как на всех остальных – четыре. Это был мой пропуск в свободную жизнь».

Жившая в родительском доме абсолютно беззаботно, она стала добиваться материальной независимости, переменив массу профессий – от горничной до служащей в адвокатской конторе.

Диплом университета Экс-де-Прованс и перспектива блестящей дипломатической карьеры не поколебали намерений Ардан: студенткой, она посещала актерские курсы Жана Перимона и в 20 лет начала театральную карьеру.

Ее Рубикон

«Работа в театре не принесла мне никакой популярности, – признается Ардан. – Зато я получила такую школу, что могу теперь сыграть любого персонажа – трагичного, комедийного».

В те периоды, когда у дебютантки не слишком складывалось с актерской профессией, мама напоминала: «Не забывай, что у тебя в кармане диплом!»

«Но я не поддалась соблазну», – смеется упрямица.

Первые годы Ардан вела жизнь кочевой актрисы, сознательно отказываясь от предложений сниматься в кино, решив, что с такой внешностью «великий иллюзион» не для нее.

1975 год был достаточно сложным для молодой женщины: ей пришлось выбирать между работой и семьей.

«У меня был такой момент, – признается Фанни. – Но, когда родился первый ребенок, врач, принимавший роды, сказал: «Не думайте, что вы принесете ребенку радость, если бросите ради этого карьеру. Наоборот, вы должны быть актрисой хотя бы для того, чтобы сделать вашу дочь счастливой»». Люмир Левер выросла без отца.

Эпоха Трюффо

Фанни АрданНа Рождество 1979-го по французскому телевидению шла мелодрама «Соседки». Случайно оказавшийся у экрана прижизненный классик кино Франсуа Трюффо был потрясен внешностью и игрой неизвестной актрисы. Один звонок – и он узнал имя. Затем последовало приглашение посетить дом.

Они стали встречаться, часто ужинали вместе и размышляли о будущем фильме, главная роль в котором предназначалась бы Фанни.

31 января 1981 года на вечеринке, посвященной вручению десяти «Сезаров» фильму «Последнее метро», Фанни Ардан присоединилась к Трюффо. Триумфатор сидел за одним столиком с Жераром Депардье. Увидев эту пару вместе, режиссер окончательно решил сделать их любовниками в фильме.

Мэтр, вдохновленный необычной актрисой, писал диалоги для картины «Соседка» ежедневно, забывая о выходных. За эту роль Ардан была удостоена своего первого «Сезара».

Небывалый творческий подъем объяснялся еще и личными обстоятельствами: между этими талантливыми людьми не мог не вспыхнуть роман.

Репутация Трюффо оставляла желать лучшего: он всегда влюблялся в своих героинь. Так, блестящая Катрин Денев была его музой во время создания фильма «Последнее метро».

Фанни знала: у Франсуа прогрессирует опухоль мозга, но это трагическое обстоятельство не смогло заставить ее отказаться от желания родить ребенка. И дочь Жозефина появилась на свет в 1983 году.

«Трюффо ушел от меня, – вспоминает Ардан, – когда ему было всего лишь 52. Но прожил он удивительно насыщенную жизнь. Главный принцип его жизни: каждый день сделать таким, чтобы он доставил радость. Он был очень нежным и чутким, восхищался женщинами, считая их более мудрыми, чем мужчины».

За кулисами

Во всем, что касается личной жизни, Фанни – женщина-загадка. Как ей это удается в эпоху интернета, сказать сложно. Завеса тайны Ардан слегка приоткрылась только в начале июня 2008 года, когда вездесущие репортеры проникли на венчание ее старшей дочери. Тогда 33-летняя Люмир Левер вышла замуж за Оливье Валленсиена, главу общества реставраторов. Новоиспеченная теща явилась в сопровождении двух младших дочерей: 25-летней Жозефины Трюффо и 18-летней Баландин, папой которой пресса называет режиссера Фабио Конверси.

Однако «акулы пера» не преминули отметить: отцов ни новобрачной, ни младшей дочери актрисы на торжестве не было.

«Что касается семьи, то я всегда вела беспорядочную жизнь, – без малейшего раскаяния говорит Фанни. – Наверное, это и стало причиной появления моих детей на свет. Но при всем хаосе я все же любила их отцов…».

Воспитание по-ардановски

Никакой специальной системы воспитания для своих трех дочерей Ардан не придумывала. Просто она всей жизнью показывает девочкам, что для нее главное – свобода. И, чтобы сберечь ее, Фанни сознательно отказалась от того, что именуют «цепи»: дома, загородные виллы, яхты и даже собственная машина. Зато ей не приходится соглашаться на съемки только потому, что нужно чинить крышу или нечем заплатить прислуге.

«Я выбрала свободу отказываться от ролей, которые мне не нравятся! – говорит Ардан. – У меня достаточно денег, чтобы быть независимой, но, что такое роскошь, я не знаю! У меня три дочери, и я всегда говорю им: ищите работу, в которой вам будет нравиться все! Любовь может пройти, дети вырастут и уедут. Что у вас останется, кроме работы? Поэтому она должна быть любимой!»

Ни одна из трех дочерей актрисы, к ее нескрываемой радости, не захотела продолжить династию.

Люмир занимается современным искусством и подготавливает выставки для галереи Энрико Наварры. «Мама была рада, видя, что я выбрала путь современного искусства, потому что она мало знает об этом, – говорит дочь, – а она обожает тех, кто знает что-то , что неизвестно ей. Она мне сказала: «Будь неутомимой в работе, никогда не нужно расслабляться, хотя это и хуже для каникул. Сейчас или никогда, после 30  уже все»».

Люмир не может не тревожить статус «дочери звезды». «Мы не одного возраста, у нас разные пути, и я спрашиваю себя, стану ли я однажды такой же женщиной, свободной, бескомпромиссной и одновременно простой, – откровенничала она в интервью. – Я хотела бы когда-нибудь стать на нее похожей, и есть риск, что так и будет, так как обычно я слушаю только ее».

Но в личной жизни Люмир не стала следовать примеру матери, а вышла замуж и в этом браке родила дочь. «Пожалуй, я самая красивая бабушка Франции», – смеется кинодива.

Средняя дочь Жозефина с юности увлеклась криминалистикой, что, по мнению Фанни, «ужасно мужская специальность». Но упорная девушка занялась любимым делом.
Проблему общения с уже взрослыми дочерьми Фанни решает со свойственным ей стремлением к независимости: она вообще не посвящает их в подробности интимной жизни. «Я могу все слышать от них. Но я ничего не буду рассказывать о себе», – только так, по мнению Ардан, она может оставаться для своих дочерей авторитетом.

Поэтому, когда плачет, закрывается в ванной. И выходит, лишь успокоившись.

Мир, который создала Фанни Ардан

«Я всегда считала, что борьба за свои желания – это борьба за продвижение личности вперед, – говорит актриса. – Кто-то выбирает «тихое счастье» (в которое я не верю), кто-то – духовное и творческое развитие. Главное – не уставать желать, желать любви, успеха, достижений в искусстве».

В выборе ролей Ардан слепо подчиняется своей интуиции и признает: каждая из сыгранных героинь оказывает влияние на ее личность, но особо выделяет фильм Франко Дзеффирелли «Каллас навсегда», в котором сыграла потерявшую голос и любовь оперную диву.

Фанни всю жизнь сознательно морит себя голодом, чтобы сохранить великолепную фигуру. «Я почти ничего не ем», – без всякого сожаления признается она и продолжает активно работать.

Одна из последних работ актрисы – фильм «Распутин»   (2011), где Ардан сыграла русскую императрицу Александру Федоровну, а Жерар Депардье – старца.

Фанни Ардан

Она знает, что наделена даром предвидения, «особенно грядущих бед и катастроф». Признает трудности своего характера, но не считает себя фатальной женщиной.

В комедии «Лучшие дни еще впереди», премьера которой прошла в июне этого года во Франции, а в сентябре лента была показана на Международном кинофестивале в Торонто, Фанни Ардан играет стоматолога, вышедшую на пенсию. О своем персонаже актриса отзывается так: «Моя героиня заводит любовника не потому, что ей больше не интересен ее муж. Просто это оказывается самым простым вариантом совершить диверсию, если можно так сказать, лучше понять свою жизнь и осознать себя».

Премьеру второй режиссерской работы, снятой по ее собственному сценарию, – фильм «Навязчивые ритмы» – Фанни Ардан привезла в Москву в конце ноября, опередив показ на декабрьском фестивале «Французское кино сегодня».

«Мне хотелось рассказать историю об уходящей любви, что происходит, когда она исчезает. У нас во Франции говорят так: счастливые люди не имеют историй. Действие в фильме начинается 31 декабря и заканчивается в Пасху. Виток неизбежности, что происходит за столь короткий период, – вот что было важно показать», – говорит неутомимая Фанни.

Главное достижение самой Ардан – она не боится старости. Ведь, по мнению этой сильной женщины, «старости не существует. Ведь ты сам не изменился – изменился лишь взгляд на тебя других людей».

«Я хотела бы продолжать честно двигаться вперед, ничего не отвергая, никого не обманывая, без страха. Чтобы, когда войду в спальню смерти, сказать: „Я жила. Я ничем не поступилась“ – и крикнуть: «Да здравствует свобода!»» – так может позволить себе сказать только Фанни Ардан, всей жизнью доказывающая право быть свободной.

Читайте в этом номере
  • Настоящий праздник для поклонников популярной немецкой марки Bogner организовала дистрибьюторская компания «Ирида-Плей» по случаю открытия нового монобрендового бутика в Москве.
  • С шести лет Диана самостоятельно добиралась с окраины Ленинграда в центр, в хореографическую студию Дворца пионеров. С 11  лет – из района новостроек, где родители-химики получили квартиру, на улицу Зодчего Росси, в Училище имени Вагановой. Еще студенткой, она испытала триумф на самом престижном для молодых танцовщиков конкурсе в Лозанне.
  • Что мы знаем о Венгрии? Какие ассоциации возникают у нас в связи с этой страной? Автобусы «Икарус»? Консервы «Глобус»? Оперетты Имре Кальмана? Когда-то так оно и было... Но времена изменились, а вместе с ними изменились и ассоциации.
  • Зрелище было незабываемым. Даже сейчас, по прошествии 33 лет, так и стоит перед глазами улетающий в звездное небо симпатичный Мишка – талисман московской Олимпиады-80, творение художника Виктора Чижикова. Мишка помахал лапой, прощаясь с миллионами любителей спорта, и отправился, по словам поэта Николая Добронравова, «в свой сказочный лес». 
  • Репортаж с фестивалей в Южной Корее и Японии. Вектор фестивальной моды переменчив. Все чаще он нацелен на Восток. Фильмы из Китая, Таиланда, Южной Кореи вызывают гораздо больший энтузиазм у мировой киноэлиты, нежели изрядно подуставшее европейское кино.
  • «Слова “режиссер” нет в женском роде, что вполне естественно. Это занятие требует нечеловеческого терпения, которым редко обладает женщина», – размышляет бессменный худрук и главный режиссер театра “Современник”» Галина Борисовна Волчек, 19 декабря отметившая 80-летие.
  • Благотворительность – явление древнее, как само общество. Впервые слово «благотворительство» упоминается у Карамзина в романе о Петре и Магелане. В Новом словаре русского языка у Ефремова термин «благотворительность» трактуется как «оказание частными лицами или общественными организациями материальной помощи нуждающимся». 
  • В новогодние каникулы на телеэкраны страны выходит новый четырехсерийный фильм кинокомпании «Эверест» «Особенности национальной маршрутки» режиссера Петра Степина («Мое любимое чудовище»). 
  • Фильмы «Застава Ильича» Марлена Хуциева и «Я шагаю по Москве» Георгия Данелия сняты 50 лет назад. Оба – по сценариям Геннадия Шпаликова, во всяком случае, так мы считали долгие годы. Но, оказывается, «Застава Ильича» написана была главным образом Феликсом Миронером и самим Хуциевым.
  • Роман ПОЛЯНСКИЙ – польский, французский, американский режиссер, сценарист, актер и продюсер. Его творческая карьера вызывает восхищение публики и критиков. Король жанров!  Диапазон сюжетов потрясает. И в этом смысле Полянскому нет равных.
  • Легендарная гостиница «Метрополь» преподнесла городу и гостям столицы новогодний подарок – коллекцию художественных инсталляций витрин, посвященных русским сказкам, выполненных известными дизайнерами и художниками.
  • С детства встреча Нового года была счастьем всей нашей семьи. Рождества в СССР не справляли, но елку рождественскую ставили и украшали красивыми, часто старинными игрушками. Елки эти страшно сыпались, их иголки попадали в щели неплотно положенного советского паркета и потом долгие месяцы напоминали о прошедшем празднике.
  • Международный ювелирный экономический форум «Развитие ювелирной отрасли России и укрепление ее роли на международном рынке» впервые прошел 13–14 сентября в Москве. Организатор мероприятия  – Гильдия ювелиров России совместно с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации.
  • стр. 18-29

    – Дорогая Барбара! Приближается новый год, а значит, по телевизору снова покажут «Иронию судьбы» и вся страна в какой уж раз будет переживать за Надю, ставшую нам родной.

     А в Польше у вас был такой же успех после этого фильма? 

  • стр. 45-51

    Прошедший 2013 год для баритона Василия Ладюка, одного из лидеров молодого поколения русской оперной школы, успешно развивающего международную карьеру, оказался юбилейным втройне: 10 лет – «первая ступень ракеты» (по его собственному выражению) – он активно востребован на оперной сцене, 10 лет – ведущий солист Московского театра «Новая опера», и 14 декабря ему исполнилось 35 лет. 

  • стр. 107-109

    «Роза Хутор» – знаковое место. Именно здесь, в долине и на склонах «Розы Хутор», в 48 км от аэропорта Адлера, за невероятно короткий срок – какие-то три-четыре года – впервые в России построили достойнейший курорт мирового уровня, и все говорит о том, что «Роза Хутор» ждет большое и яркое будущее. С самого начала уникального проекта «Сочи-2014» именно этот олимпийский объект был лидером всегда и во всем.

  • стр. 31-35

    В Оперном центре Галины Вишневской на Остоженке открылся новый сезон, первый без его великой основательницы. Мы попросили рассказать о планах и жизни коллектива нового художественного руководителя и дочь – Ольгу Ростропович.

  • стр. 87-83

    Инвестиции в искусство – крайне экстравагантный термин, имеющий отношение исключительно к самой искушенной аудитории – хайнетов, для которых сделки в десятки и сотни миллионов долларов – дело ежедневное.