Русское Рождество

Русское РождествоС детства встреча Нового года была счастьем всей нашей семьи. Рождества в СССР не справляли, но елку рождественскую ставили и украшали красивыми, часто старинными игрушками. Елки эти страшно сыпались, их иголки попадали в щели неплотно положенного советского паркета и потом долгие месяцы напоминали о прошедшем празднике. 

Мамины подарки я находил утром под подушкой, чаще всего это были гуашевые краски, я просил родителей об этом и был рад рисовать снова и снова. Торжественным был традиционный семейный выход к моей тетке Ирине Павловне на Новый год в старинную коммунальную квартиру в Орликовом переулке на Садовом кольце. Там была елка меньше и ниже нашей. А украшали ее еще игрушками 1910-х и 1920-х годов, сделанными из ваты и бумаги.

Мой папа родился в 1911 году, и я помню его рассказы о том, как важно было в царское время сделать елочные игрушки самим детям. В Самаре, где жила семья дедушки, они запирались от родителей в детской и, сопя, клеили и раскрашивали головки, домики и золотили грецкие орехи. Эти детские подарки на елку, их творчество, были проявлением любви к прекрасному, ведь искусство было всегда лейтмотивом всей семьи.

В России до революции очень любили елочные бусы и подсвечники на прищепках. Однако свечи – опасное украшение, от них елочка может быстро загореться. А еще были популярные в те времена ватные игрушки, обмазанные крахмалом и раскрашенные, очень хороши, на мой вкус. Но сегодня они настоящий раритет. Сколько предрождественской фантазии вкладывалось в этих ватных хрюшках, слониках, конькобежцах и сидящих на санках Ванек и Маринок! Любили в России и бумажные игрушки. Многие кондитерские фабрики  – «Эйнем», «Жорж Борман», «Абрикосов» – делали елочные игрушки и подарки, обладание коими составляет ныне заветное желание отечественных эстетов и знатоков.

Русское Рождество

До революции одним из главных рождественских символов считался вертеп – миниатюрная копия пещеры с фигурками Богоматери, святого Иосифа и Младенца-Христа, воспроизводящими сцену рождения Спасителя. Одни вертепы были искусно выполнены мастерами-резчиками, другие – изготавливались своими руками из картона или папье-маше, третьи  – из фарфора, гипса и глины – покупались в рождественских лавках. Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие, они стали неотъемлемой частью рождественского убранства многих российских домов.

Так продолжалось вплоть до 1918 года, когда прекрасные традиции празднования Рождества, сложившиеся за две тысячи лет, вместе с вертепами, Вифлеемской звездой, очаровательными рождественскими открытками и старым укладом русской жизни, исчезли после большевистского переворота. Новая власть, безбожная и бездуховная, запрещала справлять в нашей стране Светлое Рождество Христово на протяжении почти 80 лет. Заменой ему стал Новый год, а саму красавицу рождественскую елку сначала объявили мещанским пережитком, а потом переименовали в новогоднюю елку. На долгие годы была потеряна связь с историческим и культурным прошлым, делающая человека вневременным.

Появились игрушки в виде дутых из стекла танков, парашютов, самолетов и дирижаблей с надписью «СССР». В моей парижской коллекции есть подобные курьезы. И вы, читатели, берегите их. Спрячьте подальше тайваньские и американские шарики, обратитесь к бабушкам и тетушкам, пусть покопаются в своих закромах. И может, найдут для вашей елки какие-нибудь флажки, глобусы, гирлянды и ватные игрушки. Вешайте на елку морковки и орешки, а подарки детям непременно кладите в чулок.

Русское РождествоПопав в 1982 году в Париж, я был поражен, как быстро французы выбрасывают рождественские елки – буквально на следующий день, 26 декабря, десятки, сотни елок выносились на обочины парижских тротуаров, ожидая машин мусорщиков. Сейчас уже не то! Кризис заставляет парижан экономнее расходовать денежки, елок покупают гораздо меньше! Редко, когда мерцающую китайскими гирляндами елочку увидит прохожий в темных окнах парижских домов, но и такое бывает. Я лично очень часто украшаю живую елку в Париже старинными русскими игрушками, дождиком, бусами, шарами. Мне даже довелось раз в Петербурге увидеть у приличного антиквара на улице Марата коллекцию позолоченных и посеребренных игрушек середины XIX века – маленькие картонные кареты, лошадок, зайчиков, собачек, петушков и прочую сентиментальную живность. Купить мне это не удалось – их увезли в Царскосельский музей, слава богу, это сохранится там. Все мои праздники под елкой сопровождаются брызгами шампанского, запеченной с яблоками благоухающей индейкой, красной икрой и музыкой из «Щелкунчика», одного из моих любимых сказочно-рождественских балетов Чайковского, оформлять который мне пришлось семь раз на самых разных сценах мира – от Японии до Риги, от Лас-Вегаса до Антверпена.

Русское РождествоНаверное, самым замечательным и экзотическим русским Новым годом для меня был тот, что я справлял в русском доме в Южной Америке, в Чили. Много сезонов подряд мне было суждено быть декоратором в Муниципальной опере Сантьяго, и я познакомился там со многими русскими эмигрантами, поселившимися в этой благодатной стране на берегу Тихого океана в основном после Второй мировой войны. Так как декабрь в южном полушарии приходится на самый теплый летний месяц, устраивать елку со снегом и снежинками там вовсе не легко. В доме доктора Чернецова, куда для съемок русского Рождества для гламурного чилийского глянцевого журнала меня пригласила моя давняя приятельница Марина Эйсмонт-Бородаевская, елку поставили в саду рядом с пальмами! Нарядили красивыми игрушками и припорошили ватным снегом. И стол был накрыт самый изысканный. Одна из русских жительниц Сантьяго, бывшая харбинка Марина, приготовила настоящий русский стол с заливной рыбой, пирогами и расстегаями, кутьей и прекрасными, совсем уже забытыми в России старинными десертами. Водочка в стопочках из ледника и колядушки. Кому-то это описание покажется старомодным и сентиментальным в эпоху глобализма, а по мне – так это просто сохранение живых традиций. Вот с того-то дня я и полюбил русский рождественский стол и его удивительные рецепты, которые, к счастью, сохраняются в отдельных эмигрантских семьях по всему свету. Ведь нас можно изгнать из России, а вот Россию из нас изгнать невозможно.

А, говоря о самых замечательных новогодних праздниках в Париже, хочется припомнить 2000 год – рубеж веков и тысячелетий. Бриллиантами светилась в ту ночь Эйфелева башня, эйфория праздника на Елисейских Полях, тысячи людей с шампанским и фейерверки. Все ждали новогоднего подарка – евро, хотели его ввода и не знали, бедолаги, к чему этот необдуманный шаг приведет европейскую экономику. Но мы-то все празднично ждали, ели ложками черную икру, которую я привез прямо с Волги, пили шампанское из старинных русских бокалов мальцевского стекла 1830-х годов, смеялись, шутили и пели. А в праздничных шарах моей елки отражались свечи, старинные портреты и прекрасные лица очаровательных дам и гостей моего праздника в удивительном, романтическом Париже, который теперь уходил вместе с ХХ веком, с его модами, яствами, беззаботной жизнью и вечным праздником, который некогда был всегда с нами. Во всяком случае, в эпоху Хемингуэя.

Автор: Александр Васильев

Русское Рождество8 декабря Александру Васильеву исполнилось 50 лет! Редакция поздравляет историка моды, театрального художника, коллекционера, телеведущего и постоянного колумниста журнала с юбилеем. Желаем Александру здоровья, процветания программы «Модный приговор», воплощения всех творческих планов, включая открытие Музея моды в России, что для Александра является делом жизни.

Читайте в этом номере
  • Настоящий праздник для поклонников популярной немецкой марки Bogner организовала дистрибьюторская компания «Ирида-Плей» по случаю открытия нового монобрендового бутика в Москве.
  • С шести лет Диана самостоятельно добиралась с окраины Ленинграда в центр, в хореографическую студию Дворца пионеров. С 11  лет – из района новостроек, где родители-химики получили квартиру, на улицу Зодчего Росси, в Училище имени Вагановой. Еще студенткой, она испытала триумф на самом престижном для молодых танцовщиков конкурсе в Лозанне.
  • Что мы знаем о Венгрии? Какие ассоциации возникают у нас в связи с этой страной? Автобусы «Икарус»? Консервы «Глобус»? Оперетты Имре Кальмана? Когда-то так оно и было... Но времена изменились, а вместе с ними изменились и ассоциации.
  • Зрелище было незабываемым. Даже сейчас, по прошествии 33 лет, так и стоит перед глазами улетающий в звездное небо симпатичный Мишка – талисман московской Олимпиады-80, творение художника Виктора Чижикова. Мишка помахал лапой, прощаясь с миллионами любителей спорта, и отправился, по словам поэта Николая Добронравова, «в свой сказочный лес». 
  • Репортаж с фестивалей в Южной Корее и Японии. Вектор фестивальной моды переменчив. Все чаще он нацелен на Восток. Фильмы из Китая, Таиланда, Южной Кореи вызывают гораздо больший энтузиазм у мировой киноэлиты, нежели изрядно подуставшее европейское кино.
  • «Слова “режиссер” нет в женском роде, что вполне естественно. Это занятие требует нечеловеческого терпения, которым редко обладает женщина», – размышляет бессменный худрук и главный режиссер театра “Современник”» Галина Борисовна Волчек, 19 декабря отметившая 80-летие.
  • Благотворительность – явление древнее, как само общество. Впервые слово «благотворительство» упоминается у Карамзина в романе о Петре и Магелане. В Новом словаре русского языка у Ефремова термин «благотворительность» трактуется как «оказание частными лицами или общественными организациями материальной помощи нуждающимся». 
  • В новогодние каникулы на телеэкраны страны выходит новый четырехсерийный фильм кинокомпании «Эверест» «Особенности национальной маршрутки» режиссера Петра Степина («Мое любимое чудовище»). 
  • Фильмы «Застава Ильича» Марлена Хуциева и «Я шагаю по Москве» Георгия Данелия сняты 50 лет назад. Оба – по сценариям Геннадия Шпаликова, во всяком случае, так мы считали долгие годы. Но, оказывается, «Застава Ильича» написана была главным образом Феликсом Миронером и самим Хуциевым.
  • Роман ПОЛЯНСКИЙ – польский, французский, американский режиссер, сценарист, актер и продюсер. Его творческая карьера вызывает восхищение публики и критиков. Король жанров!  Диапазон сюжетов потрясает. И в этом смысле Полянскому нет равных.
  • Легендарная гостиница «Метрополь» преподнесла городу и гостям столицы новогодний подарок – коллекцию художественных инсталляций витрин, посвященных русским сказкам, выполненных известными дизайнерами и художниками.
  • «Любовь должна быть настоящей, без кольца на пальце, – жизненное кредо знаменитой французской актрисы Фанни Ардан. – Получить благословение у кюре – словно подписать контракт на увязание в болоте. Не стоит связывать себя браком, если не хочешь разрушить чувства».
  • Международный ювелирный экономический форум «Развитие ювелирной отрасли России и укрепление ее роли на международном рынке» впервые прошел 13–14 сентября в Москве. Организатор мероприятия  – Гильдия ювелиров России совместно с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации.
  • стр. 18-29

    – Дорогая Барбара! Приближается новый год, а значит, по телевизору снова покажут «Иронию судьбы» и вся страна в какой уж раз будет переживать за Надю, ставшую нам родной.

     А в Польше у вас был такой же успех после этого фильма? 

  • стр. 45-51

    Прошедший 2013 год для баритона Василия Ладюка, одного из лидеров молодого поколения русской оперной школы, успешно развивающего международную карьеру, оказался юбилейным втройне: 10 лет – «первая ступень ракеты» (по его собственному выражению) – он активно востребован на оперной сцене, 10 лет – ведущий солист Московского театра «Новая опера», и 14 декабря ему исполнилось 35 лет. 

  • стр. 107-109

    «Роза Хутор» – знаковое место. Именно здесь, в долине и на склонах «Розы Хутор», в 48 км от аэропорта Адлера, за невероятно короткий срок – какие-то три-четыре года – впервые в России построили достойнейший курорт мирового уровня, и все говорит о том, что «Роза Хутор» ждет большое и яркое будущее. С самого начала уникального проекта «Сочи-2014» именно этот олимпийский объект был лидером всегда и во всем.

  • стр. 31-35

    В Оперном центре Галины Вишневской на Остоженке открылся новый сезон, первый без его великой основательницы. Мы попросили рассказать о планах и жизни коллектива нового художественного руководителя и дочь – Ольгу Ростропович.

  • стр. 87-83

    Инвестиции в искусство – крайне экстравагантный термин, имеющий отношение исключительно к самой искушенной аудитории – хайнетов, для которых сделки в десятки и сотни миллионов долларов – дело ежедневное.