Context Божественной Вишневой

Диана ВишневаС шести лет Диана самостоятельно добиралась с окраины Ленинграда в центр, в хореографическую студию Дворца пионеров. С 11  лет – из района новостроек, где родители-химики получили квартиру, на улицу Зодчего Росси, в Училище имени Вагановой. Еще студенткой, она испытала триумф на самом престижном для молодых танцовщиков конкурсе в Лозанне. Теперь – прима-балерина Мариинского театра, солистка АBT (Американского театра балета), с которым сотрудничает уже десять лет, обладательница четырех премий «Золотая маска», титула «Божественная» (собственно, так с латинского и переводится ее имя) и самого разнообразного репертуара в мире. Работает с самыми известными хореографами, которые сочиняют специально для нее. Основала фонд, который помогает талантливым детям и ветеранам. Танцует, «где хочет и что хочет». 

Диана Вишнева с 4 по 7 декабря 2013 г. провела в Москве стремительный, трехдневный и невероятно насыщенный фестиваль современного танца. В списке Ханс ван Манен, Иржи Килиан, Сиди Ларби Шеркауи, Марсело Гомес, Марина Акелькина, Владимир Варнава, Константин Кейхель. Программу курирует именитый Самуэль Вюрстин, шеф Rotterdamse Dansacademie и Holland Dance Festival, а, чтобы консервативная публика не волновалась, в главы попечительского совета пригласили легендарную Майю Плисецкую.

Зачем это понадобилось самой востребованной в мире российской балерине, Диана рассказала в интервью.

Диана Вишнева– Вы назвали свой фестиваль «Context. Диана Вишнёва». Это тот контекст, то пространство, в котором вы существуете и которым хотите поделиться? Или намерены ввести Россию, учитывая, что проект международный, в мировой контекст современного танца?
– О! Это было бы очень самонадеянно (улыбается). Я делаю это впервые, и мне самой ужасно интересно. Очень насыщенные три дня фестиваля, включающие в себя мастер-классы, конференции с обсуждениями проблем современного танца. Для меня стало сюрпризом, какой ажиотаж вызвал фест: желающих оказалось гораздо больше, чем могли вместить «Платформа», Гоголь-центр и кинотеатр «Доккино», где проходил фестиваль. И теперь я понимаю, как сложно найти площадку в Москве с балетным полом, где могли бы экспериментировать молодые хореографы.
Для чего я это делаю? В моей жизни уже были три современных индивидуальных проекта, и это было открытие, замечательный опыт. Говорю не только о contemporary, то есть современном балете, который появляется у нас с каждым годом все больше, но это далеко не все, что можно объять, поэтому в фестивале Context представлено много стилей, направлений, с которыми хотела познакомить зрителей. Говорят, что постановщиков современной хореографии недостаточно, но надо же их растить. А не давать делать сразу что-то грандиозное, когда они еще не готовы. Им нужны какие-то ступени. Самое важное, что я даю молодым хореографам шанс. И эти ворк-шопы, фестивали и дают возможность «взрослеть» и (что самое важное для меня) образовываться. Поэтому автору той работы, что окажется самой сильной, я дам возможность отправиться на стажировку к Каролин Карлсон, с которой я познакомилась и сделала то (смотрит наверх, в сторону, пытаясь найти формулировку поточнее)… даже не знаю… Я НИКОГДА НИЧЕГО ПОДОБНОГО НЕ ДЕЛАЛА. ДАЖЕ НЕ МОГЛА ПРЕДСТАВИТЬ. Это – балет On The Edge.

– Премьера которого недавно прошла в Калифорнии?
– Да, в ноябре. И скоро я покажу его в России.

Диана Вишнева– А что такого невероятного в работе Карлсон, в ее школе, поездкой в которую вы собираетесь наградить талантливого молодого хореографа?
– Она относится к тому поколению, которое отличается «многослойностью» – знаний, опыта, и САМОЕ ГЛАВНОЕ, открыта и, готова делиться с молодыми. Очень интересно совмещение танца с театром, с оперой. Как у Барака Маршала. Человек-самородок, который, без балетного образования, в какой-то момент своей жизни почувствовал тягу к танцу и создал свой, невероятный, страстный танец. На Западе очень много возможностей для тех, кого называют «фрилансеры» – свободные художники. Государство предоставляет субсидии, существует что-то вроде сетки таких субсидий, где каждый может что-то найти для себя. У нас не то чтобы совсем плохо. Я вижу нарастающий потенциал российских хореографов и хочу помочь молодым раскрыться.

– А когда к вам пришла идея провести подобный фестиваль? Вы же очень востребованный человек. Много танцуете. И классики, и современной хореографии. Прима Мариинского театра. Вам есть чем заняться.
– Конечно. Вот я и хотела свой опыт и имя использовать, чтобы сделать что-то социально значимое, для людей полезное. Вижу глаза танцовщиков, которые «вкусили» это новое и постоянно мне звонят: «Диана, мы хотим участвовать в ваших фестивалях, проектах». И это очень радостно.

– Вы, как фея, которая дарит шанс.
– Фея легко и просто все может, по мановению волшебной палочки, а для меня фест – огромный труд.

– А чем еще порадуете ваших почитателей?
– Сделала сама себе огромный профессиональный подарок с Иржи Килианом – номер называется Nuages – «Облака», который исполнила на своем фестивале. Он гениальный мастер. К счастью, его работы уже стали появляться в крупных российских театрах – в Большом, в Музыкальном театре Станиславского. В Мариинке еще нет, но идут переговоры. Дело в том, что Килиан не выезжает из Голландии: у него фобия передвижения – не летает, не ездит на поезде, только на автомашине. Поэтому мы репетировали в Гааге. Этот номер у него не новый, но в России не показывался. Будем танцевать с моим любимым партнером Марсело Гомесом этот танец и еще один, придуманный Марио Бигонцетти.

– Я наблюдала за его репетициями в Калифорнии, где готовилась программа «Отражения» с лучшими представительницами московской балетной школы. Этот хореограф умеет вдохновить танцовщиц.
– Безумно люблю наши великие театры, но, когда ты оказываешься наедине с Мастером, в маленькой компании вроде той, что у Ноймайера или у Эдварда Лока, где ничего не отвлекает и не надо срочно впрыгивать в какой-нибудь очередной спектакль, а погружаешься в работу над новым номером на месяц-два, – это дает совершенно другие результаты. Когда постоянно живешь этим, и даже когда пьешь чай, тебя это не отпускает.
Перед началом работы с Каролин Карлсон она мне написала, что будем работать по шесть часов в день. Я даже представить такого себе не могла, чтобы одна, без партнера, без кордебалета! Подумала, это невозможно!.. Но речь идет не только о физической работе, а идет исследование истории того, что хочешь сказать музыкой, поэзией, фотографией, кинематографом. Это касается всей твоей жизни, даже детства. Каролин, кстати, влюблена в фильмы Андрея Тарковского и стихи Арсения Тарковского. Это о чем-то говорит. И когда работаешь с такой личностью, тоже становишься другим человеком, расширяешь сознание.

Читайте в этом номере
  • Настоящий праздник для поклонников популярной немецкой марки Bogner организовала дистрибьюторская компания «Ирида-Плей» по случаю открытия нового монобрендового бутика в Москве.
  • Что мы знаем о Венгрии? Какие ассоциации возникают у нас в связи с этой страной? Автобусы «Икарус»? Консервы «Глобус»? Оперетты Имре Кальмана? Когда-то так оно и было... Но времена изменились, а вместе с ними изменились и ассоциации.
  • Зрелище было незабываемым. Даже сейчас, по прошествии 33 лет, так и стоит перед глазами улетающий в звездное небо симпатичный Мишка – талисман московской Олимпиады-80, творение художника Виктора Чижикова. Мишка помахал лапой, прощаясь с миллионами любителей спорта, и отправился, по словам поэта Николая Добронравова, «в свой сказочный лес». 
  • Репортаж с фестивалей в Южной Корее и Японии. Вектор фестивальной моды переменчив. Все чаще он нацелен на Восток. Фильмы из Китая, Таиланда, Южной Кореи вызывают гораздо больший энтузиазм у мировой киноэлиты, нежели изрядно подуставшее европейское кино.
  • «Слова “режиссер” нет в женском роде, что вполне естественно. Это занятие требует нечеловеческого терпения, которым редко обладает женщина», – размышляет бессменный худрук и главный режиссер театра “Современник”» Галина Борисовна Волчек, 19 декабря отметившая 80-летие.
  • Благотворительность – явление древнее, как само общество. Впервые слово «благотворительство» упоминается у Карамзина в романе о Петре и Магелане. В Новом словаре русского языка у Ефремова термин «благотворительность» трактуется как «оказание частными лицами или общественными организациями материальной помощи нуждающимся». 
  • В новогодние каникулы на телеэкраны страны выходит новый четырехсерийный фильм кинокомпании «Эверест» «Особенности национальной маршрутки» режиссера Петра Степина («Мое любимое чудовище»). 
  • Фильмы «Застава Ильича» Марлена Хуциева и «Я шагаю по Москве» Георгия Данелия сняты 50 лет назад. Оба – по сценариям Геннадия Шпаликова, во всяком случае, так мы считали долгие годы. Но, оказывается, «Застава Ильича» написана была главным образом Феликсом Миронером и самим Хуциевым.
  • Роман ПОЛЯНСКИЙ – польский, французский, американский режиссер, сценарист, актер и продюсер. Его творческая карьера вызывает восхищение публики и критиков. Король жанров!  Диапазон сюжетов потрясает. И в этом смысле Полянскому нет равных.
  • Легендарная гостиница «Метрополь» преподнесла городу и гостям столицы новогодний подарок – коллекцию художественных инсталляций витрин, посвященных русским сказкам, выполненных известными дизайнерами и художниками.
  • С детства встреча Нового года была счастьем всей нашей семьи. Рождества в СССР не справляли, но елку рождественскую ставили и украшали красивыми, часто старинными игрушками. Елки эти страшно сыпались, их иголки попадали в щели неплотно положенного советского паркета и потом долгие месяцы напоминали о прошедшем празднике.
  • «Любовь должна быть настоящей, без кольца на пальце, – жизненное кредо знаменитой французской актрисы Фанни Ардан. – Получить благословение у кюре – словно подписать контракт на увязание в болоте. Не стоит связывать себя браком, если не хочешь разрушить чувства».
  • Международный ювелирный экономический форум «Развитие ювелирной отрасли России и укрепление ее роли на международном рынке» впервые прошел 13–14 сентября в Москве. Организатор мероприятия  – Гильдия ювелиров России совместно с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации.
  • стр. 18-29

    – Дорогая Барбара! Приближается новый год, а значит, по телевизору снова покажут «Иронию судьбы» и вся страна в какой уж раз будет переживать за Надю, ставшую нам родной.

     А в Польше у вас был такой же успех после этого фильма? 

  • стр. 45-51

    Прошедший 2013 год для баритона Василия Ладюка, одного из лидеров молодого поколения русской оперной школы, успешно развивающего международную карьеру, оказался юбилейным втройне: 10 лет – «первая ступень ракеты» (по его собственному выражению) – он активно востребован на оперной сцене, 10 лет – ведущий солист Московского театра «Новая опера», и 14 декабря ему исполнилось 35 лет. 

  • стр. 107-109

    «Роза Хутор» – знаковое место. Именно здесь, в долине и на склонах «Розы Хутор», в 48 км от аэропорта Адлера, за невероятно короткий срок – какие-то три-четыре года – впервые в России построили достойнейший курорт мирового уровня, и все говорит о том, что «Роза Хутор» ждет большое и яркое будущее. С самого начала уникального проекта «Сочи-2014» именно этот олимпийский объект был лидером всегда и во всем.

  • стр. 31-35

    В Оперном центре Галины Вишневской на Остоженке открылся новый сезон, первый без его великой основательницы. Мы попросили рассказать о планах и жизни коллектива нового художественного руководителя и дочь – Ольгу Ростропович.

  • стр. 87-83

    Инвестиции в искусство – крайне экстравагантный термин, имеющий отношение исключительно к самой искушенной аудитории – хайнетов, для которых сделки в десятки и сотни миллионов долларов – дело ежедневное.