Бенефис Константина Хабенского в спектакле «Контрабас»

Константин Хабенский «Контрабас»Драматург, писатель, музыкант и затворник Патрик Зюскинд написал свой «Контрабас» для радио. Но вот уже более 30 лет драматические актеры не оставляют желания воплотить на сцене этот монолог одинокого музыканта  – гения в восприятии красоты, но ремесленника в искусстве. В нем есть все или почти все: трагедия маленького человека, неразделенная любовь, разговоры о музыке, которую он потрясающе чувствует, – от благоговейного преклонения перед ней до баек из жизни композиторов, которых этот человек рассматривает через весьма необычную призму: а каков вклад этого композитора в искусство контрабаса?

Несколько лет назад в польской Торуни прошел даже международный фестиваль, посвященный только этому тексту. Наш «Контрабас» (тогда его играл Константин Райкин в спектакле Елены Невежиной) туда не поехал по очень простой причине: все театральные братья по «Контрабасу» играют эту пьесу в камерном пространстве малой сцены, а Райкин играл на тысячный зал и втискивать свой спектакль в прокрустово ложе камерного пространства не собирался. Хотя реквизит его спектакля был минимален и вписался бы в любое пространство – несколько ящиков из-под пива, пивные бутылки да его величество контрабас. А вокруг музыка и космос.

На «Контрабас» заглядывались и Евгений Миронов с Кириллом Серебренниковым, и Константин Хабенский. Последний довел свою мечту до воплощения вместе с молодым режиссером Глебом Черепановым, который весьма удачно дебютировал на сцене МХТ с «Удивительным приключением кролика Эдварда», сделанного с детским задором, изобретательной мастеровитостью и недетской печалью. Они тоже предпочли большую сцену, да еще и сочинили целую пространственную и звуковую партитуру: герой Хабенского практически не остается один на один с текстом, музыкой и публикой.

В обитое полосатыми матрасами пространство, как в преисподнюю, сваливается закутанный человечек с неподъемным футляром, который предназначен для какого-то инструментального «акселерата». К футляру приделана горка, по которой человечек неуклюже скатывается в свое жилище, путаясь в пальто и фалдах непомерно длинного фрака, явно с чужого плеча. Как и предполагалось, нормального контрабаса в футляре нет, зато есть еще один матрас, молоток, пивные бутылки. Человечек старается поскорее заколотить дверь последним матрасом, торопится, бьет себя по пальцу (рабочему инструменту!), лелеет ушибленный палец, с яростью отправляет «провинившийся» молоток в мусоропровод, ставит пластинку, запутывается в пальто, не успевая вытащить голову к любимому мотиву и дирижируя с застрявшей головой…

Убежище сумасшедшего точно ведет с ним диалог. Контрабасист давно надрессировал его так, что любой предмет готов отвечать звуками на зов своего хозяина. Он играет на бутылках, перекладинах в спинке стула, ежике для унитаза. В качестве «успокоительного» хватается за музыкальную шкатулку, накручивая ручку от presto к largo. Порой он даже ставит пластинки, которые развешаны на стене огромного шкафа, но пластинки заедает на самых любимых местах. Музыка, гармония не дается этому повелителю звуков. Музыка звучит в его душе, но в реальности откликается скрежетом и стуком. Даже контрабас вместо положенных ему мужественно глухих звуков издает какой-то жалобный скрежет – его обладатель водит по струнам шарфом. Но, признаться, даже в этот момент интуиция еще не подсказывает, какой финал задумали актер и режиссер.

А забитая матрасами конура между тем вовсе не гарантирует защиты. С грохотом вываливается мусор от живущей выше соседки, уставшей от звуков контрабаса; распахивается дверца огромного шкафа, откуда веет мусорный ветер. Но когда контрабасист распахивает окно, чтобы показать, как шумна его улица, за ним царит зловещая тишина и чернота. Обитая матрасами обитель оборачивается мороком и наваждением. А когда контрабасист стреляет из пистолетика, воображая, как застрелит его охранник в театре за дерзкий крик посреди спектакля, матрасы с лампами и вовсе обрушиваются, превратив жилище музыкального отшельника в зияющий хаос. Контрабасист, кажется, этого даже не замечает, но от игрушечного выстрела в его мозгу что-то окончательно замыкается, и перед нами предстает безумец.

Константин Хабенский, у которого преступно давно не было премьер в театре, решительно расправляется с имиджем романтического героя. Все свое мастерство он вкладывает в едкий образ абсолютного неудачника, который «дошел до самой сути» в науке несчастья. Любовь и музыка, которой он верно служит, перебродили и скисли в его душе, отравили и ослепили ее. Хабенский показал механизм рождения маньяка, потерявшего всякую связь с реальностью (только вряд ли Патрик Зюскинд писал именно об этом). Собираясь на вечерний концерт, контрабасист проделывает было обратный путь наверх, но неожиданно застревает в дверях и приковывает себя наручниками к футляру-гиганту. А затем и вовсе обнаруживает «скелет в шкафу» – труп юной Сары в холодильнике. Так, маленький человек с большими страстями становится своеобразным младшим братом Питера Гренуя – главного героя самого знаменитого романа Зюскинда «Парфюмер».

Но режиссер и актер не захотели оставлять публику с финалом триллера и подарили еще один финал – театральный: точно музыканту, прикованному наручниками к контрабасу и к трупу убитой, явилось сладкое видение, в котором он наконец познакомился с Сарой и даже нашел музыку, которую они могут исполнять вместе, сопрано и контрабас. На абсолютно пустой сцене, «когда опера становится Вселенной», деревянный голосок куколки-сопрано (Ольга Воронина) и робкий бас туттиста (Константин Хабенский специально освоил контрабас для этой сцены) исполняют арию Генделя Lascia ch’io pianga. Но ее величество Музыка так и не дается им в руки.

Читайте в этом номере
  • В дни сочинской Олимпиады специально для павильона компании OMEGA знаменитый русский фотограф Антон Ланге подготовил выставку, в которой отразился его авторский взгляд на жизнь спортсменов в олимпийской столице и размышления на тему времени.
  • Мировая популярность пришла к англичанке Элис Темперли после того, как герцогиня Кембриджская стала ее постоянной клиенткой. Кейт Миддлтон не раз появлялась на торжественных мероприятиях в нарядах бренда Temperley London, чем привлекла к марке повышенное внимание публики.
  • Улыбка, как известно, красит человека. Это знают все. Помните призыв знаменитого фантазера и философа барона Мюнхгаузена: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» Известная японская косметическая компания POLA добавляет: «Дамы, улыбайтесь без боязни, мы позаботились о вашей молодости и красоте».
  • Бывает ли у вас ощущение, что нынешняя проблемная ситуация как две капли воды похожа на проблемную ситуацию недельной или месячной давности? Словно вы попали в некий заколдованный круг и вы не хозяин своей жизни, а Петрушка в руках опытного кукловода...
  • Знаменитая балерина и актриса Илзе Лиепа – автор уже нескольких книг. Но книжку для детей она написала впервые. Новинка – «Театральные сказки» – вышла в начале нынешнего года в издательстве «Рипол классик». Поводом для создания книги послужило, пожалуй, самое главное событие в жизни Илзе Лиепы – рождение четыре года назад дочери Надежды.
  • Перекрестный Год культуры России и Великобритании обещает небывалый за всю историю сотрудничества двух стран фейерверк культурных проектов. Во взаимоотношениях такое часто случается: соринка, промах, столкновение интересов – и вот уже проблем нагорожено столько, что за ними не видно ничего хорошего. Великобритания и Россия решили расчистить скопившиеся проблемы в отношениях, объявив 2014-й перекрестным Годом культуры.
  • Уважаемые читатели, сегодня у меня в гостях Валерия – народная артистка РФ, талантливейшая певица, очаровательная женщина, заботливая мать, образцовая жена, кроме того, философ с богатым внутренним миром, да и просто интереснейший человек. Мы решили встретиться и поговорить на разные темы без каких-либо специально заготовленных вопросов. Как пойдет за чашкой чая...
  • Основная причина, по которой народный артист СССР Василий Лановой соглашается или отказывается от роли, – его гражданские убеждения: «Для меня важно, чтобы герой имел свою позицию. А наше рыночное время идеализирует торговца, сейчас везде доминирует коммерция. Но потребительство – это страшный грех, оно уничтожает духовность человечества».
  • Евросоюз, лучшая политическая идея ХХ века, демонстрирует явную «усталость металла» в веке ХХI. Устали все и от всех. Европейские чиновники от национальных министров; старые демократии от молодых и прытких новых членов; директора крупнейших фирм от еврокомиссаров. К такому полному противоречий существованию все уже привыкли.
  • «У артели часто оставалось единственное неоспоримое доказательство своей работы – намытое золото» – Вадим Туманов, золотодобытчик, друг Владимира Высоцкого, из автобиографической книги «Все потерять – и вновь начать с мечты»
  • Карло Бай (Carlo Bay) – знаменитый итальянский парикмахер-стилист, который определяет современные тенденции в мире моды причесок, создатель Академии парикмахерского искусства во Флоренции (1990) и более 30 авторских салонов красоты Carlo Bay. Сотрудничает с Roberto Cavalli, Hermano Chervino и Stefano Ricci.
  • Швейцарский часовой бренд Jaquet Droz впервые представил в Москве новую коллекцию женских часов с символичным названием Lady 8. На ее создание знаменитых швейцарских мастеров вдохновила женщина: в ее переменчивой натуре они нашли бесконечный источник вдохновения. Новое детище марки объединило в себе элегантность, верность традициям и креативный подход к ювелирному искусству.
  • Всемирноизвестный скрипач рассказывает, как в Новосибирске возник Транссибирский арт-фестиваль, какие мировые звезды в нем участвуют и какие сюрпризы ожидают публику.
  • «Я пригласил вас, чтобы…» – так в марте 1943 года обратился к своим коллегам по Художественному театру один из его основателей, Владимир Иванович Немирович-Данченко. Никакого «пренеприятного известия» не последовало. Последовал разговор о школе. От слов к делу, и вот уже Школа-студия МХТ разменяла восьмой десяток лет.
  • Ваниль, карамельный уд и драгоценные камни. Интервью с создательницей Дома эксклюзивной парфюмерии The House of Sillage Николь Мазер (Nicole Mather).
  • С 29 марта по 6 апреля в Центральном доме художника проходит весенний XXXVI Российский антикварный салон – центральное событие на отечественном рынке старого искусства. За 18 лет существования салоны стали важной составляющей профессиональной деятельности коллекционеров и антикваров, местом для обмена опытом представителей арт-бизнеса.
  • OMEGA – официальный хронометрист Олимпиады в Сочи – в дни соревнований пригласила  легендарных покорителей космоса рассказать о своих внеземных приключениях и исследованиях.
  • Полина Лазарева – внучка прославленных актеров Светланы Немоляевой и Александра Лазарева, дочь Александра Лазарева-младшего – с первого появления в главной роли в пьесе Тургенева «Месяц в деревне» подтверждает, что актерскую профессию она избрала не случайно и достойно продолжает актерскую династию.

  • В нашем кинематографе слово «продюсер» появилось относительно недавно. В советское время, например, существовали директора картины. В чем особенность работы продюсера? Об этом мы попросили рассказать президента Гильдии продюсеров России, генерального продюсера компании «Интерфест», режиссера Рената Давлетьярова.
  • Появление на эстрадном горизонте нового яркого лица – всегда событие. Слишком уж поредели ряды «голосистых», умеющих удивить не нарядами, не смазливой внешностью в стиле унисекс, не скандальными разоблачениями и светскими похождениями, а «всего-то» голосом. Сергею Волчкову это удалось.
  • На протяжении многих десятилетий ее имя ассоциируется с шоком в мире моды. Непредсказуемо талантливая выдумщица Эльза Скиапарелли, которая в эпоху своего расцвета была главной соперницей Коко Шанель, парижской звездой моды и музой сюрреалистов, заслуживает большой выставки или книги в России.
  • Пять последних лет Гайдая – два фильма, сценарий третьего... Москва, Одесса, Ялта, Нью-Йорк, Иерусалим... Пять незабываемых лет рядом с Мастером... Хотя познакомился я с Гайдаем гораздо раньше. И очень трудно было предположить великого комедиографа в этом долговязом, весьма тощем и слегка сутулом, старомодно одетом человеке со встрепанным седым хохолком...
  • Любой фестиваль, глубоко убежден Роман Должанский, рождается из желания поделиться тем, что понравилось, с родными, коллегами, соотечественниками, прохожими. Привезти и показать. Так 15 лет назад появился фестиваль NET – Новый европейский театр.
  • Для любителей оперы, да и не только, имя Хибла звучит как пароль, не требующий расшифровки. Журнал Vogue называет Герзмаву оперной певицей нового типа, «когда важен не только голос, но и шоу, блеск бриллиантов,изящество движения по сцене, актерская игра». Назабываемым сказочным видением запомнилась Хибла Герзмава на фантастическом шоу закрытия Олимпиады в Сочи.
  • 17 февраля запомнится всем геликоновцам и художественному руководителю – отцу-основателю Московского музыкального театра «Геликон-опера» Дмитрию Бертману  – надолго! В этот день состоялась торжественная церемония безвозмездной передачи оперы «Царица» (композитор Давид Тухманов, либретто Юрия Ряшенцева и Галины Поллиди) семейным фондом Николая Цветкова – ФП «МЕТА».