Перекрестный Год культуры России и Великобритании обещает небывалый за всю историю сотрудничества двух стран фейерверк культурных проектов. Во взаимоотношениях такое часто случается: соринка, промах, столкновение интересов – и вот уже проблем нагорожено столько, что за ними не видно ничего хорошего. Великобритания и Россия решили расчистить скопившиеся проблемы в отношениях, объявив 2014-й перекрестным Годом культуры. Событий запланировано очень много, столько, сколько не было за всю обозримую историю русско-британских отношений, и растянутся они на весь текущий год по последние числа декабря. Часть из них уже состоялись, в том числе на Параолимпиаде в Сочи. Но «полевые» наблюдения корреспондента Exclusive не перестают удивлять: как минимум, пять событий в Москве и других городах страны уже присвоили себе статус «официального открытия кросс-культурного года». Попробуем разобраться в этом многообразии и сориентировать читателя, чтобы как-то канализировать поток и расставить метки. Особый упор постараемся сделать на важность и качество предлагаемого.
Выставка не «для тех, кто понимает», а для всех без исключения. «Другой Лондон. Жизнь города в объективе мировых фотографов. 1930–1970-е» порадует англоманов любого калибра и оттенка. Длится она по 20 апреля по любимому продвинутой Москвой адресу Мультимедиа Арт Музей, Остоженка, дом 16. «Другой Лондон» другим боком – событие не только перекрестного Года культуры, но и центральный проект Фотобиеннале-2014, главная тема которой – «Британия и британская фотография в фокусе». Британская столица на ней выглядит живым существом, меняющимся на протяжении почти полувека. Поклонники Дживса и Вустера получат порцию удовольствия от классической британской эксцентрики, бесконечно обаятельной благодаря еще и отстраненности во времени: по городским улицам идут джентльмены в цилиндрах под ручку с надменными дамами и увешанные свертками полуджентльмены в потертых «приличных» сюртуках. Помешательства на глянцевом ракурсе нет, все очень живо, есть Букингемский дворец и Гайд-парк, Стрэнд-стрит и городской рынок, звезды и прост люд. В то же время специалисты Мультимедиа Арт Музея считают, что «Другой Лондон» – это весомая часть истории мировой фотографии означенных годов. Не напрасно же сейчас эти фотографии принадлежат музеям, например, знаменитой Тейт-галерее.
Звезды фотокамеры Эмиль Хоппе, Роберт Франк, Лутц Дилле, Эл Ванденберг, Инге Морат, Джеймс Барнор и другие приезжали в Лондон работать или жить. Все без исключения влюблялись в него и фиксировали живую жизнь Лондона, с его воздухом, архитектурой и жителями. Конечно, это в большой степени взгляд снаружи, уроженца британской столицы вряд ли зацепит большинство из удивлявших фотографов сцен. Российского зрителя наверняка зацепят даты: например, в 1937 году у британцев были свои заботы коронация короля Георга VI. Фотографии на самом деле живые: тросточки и котелки прохожих, густой туман над Темзой, красные телефонные будки и легендарные двухэтажные автобусы double-decker. Словом, старая добрая Англия с чаем five-o-clock, какой ее привык видеть весь остальной мир. И какой она, честно говоря, остается во многом и по сей день.
Специалисты видят в этом бесконечно уютном фотообразе Англии нетипичную для нее общемировую эстетику и даже модернистский стиль. А все потому, что в мире фотографии почти за полвека фиксации Лондона подоспел прогресс: развились фотоагентства и иллюстрированные журналы, все больше людей сочли себя фотохудожниками, способными ловить в камеру мир в особом ракурсе. Но, скажем честно, запечатленному в фотографиях городу эти тенденции не повредили. Как говорят сами британцы, Windsor Castle will stay without you. Один из самых обаятельных мегаполисов современного мира прекрасен и в фотографиях.
Если вы что-нибудь слышали о манифестах русского авангарда, забудьте это «что-нибудь» напрочь. Выставка «Золотой век русского авангарда» не предполагает ни просвещенческого пафоса, ни наивной зауми теоретиков-основателей, ни традиционного способа музейной подачи экспоната. Этот грандиозный проект придуман специально для большого ЦВЗ «Манеж» голландским куратором Саскией Боддеке и великим магом и волшебником Питером Гринуэем. Длится он при поддержке Британского совета с 14 апреля по 26 мая и уж действительно станет одним из ключевых проектов перекрестного Года культуры. Вместо картин на веревочках со скромной подсветкой и грамотными табличками 400 важнейших работ русского авангарда XX века в объемной мультимедиа-инсталляции. С ее помощью Питер Гринуэй и Саския Боддеке оживляют шедевры, хранящиеся в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее,Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева, Театральном музее им. А.А. Бахрушина, а также в частных коллекциях.
Масштаб затеи даже представить себе трудно. Манеж громаден, 5000 квадратных метров. Собранные вместе 400 полотен и скульптур делаются объемными с помощью самой современной проекционной, световой и звуковой техники. На выходе – сочетание кинематографа и живописи, анимации и 3D-технологий. Зрелище в непривычном цифровом формате должно обострить у зрителя восприятие. Точка опоры одна: самое известное произведение русского авангарда, «Черный квадрат» Казимира Малевича, будет фокусировать взгляд и мысль как основа и центральная метафора экспозиции. А, по уверениям кураторов, расширенный на ножество экранов русский авангард ХХ века способен создать новую визуальную реальность и даже усилить акценты в истории изобразительного искусства. Ведь благодаря технологиям зритель получает связанное одной идеей гиперизображение, новую реальность в новых подробностях. Будь живы классики русского авангарда, они бы с Гринуэем наверняка подружились.
Хотя первыми вдохновили кудесника не они: проект продолжит список «оживленных» Питером Гринуэем шедевров, среди них «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Брак в Кане Галилейской» Паоло Веронезе, «Ночной дозор» Рембрандта. Сам Гринуэй скромничает, определяет эту работу как прикладное искусствоведение, рассказ об искусстве не с помощью текста, а средствами самого искусства.
Краеугольный раздел перекрестного Года культуры театральная программа. Английский театр давно считается ведущим в мире, и традиции русско-британских театральных связей могут дать фору любым контактам в сфере политики, науки и бизнеса. С 13 мая по 26 июня московские зрители увидят совместную постановку Национального театра Шотландии (Глазго) и Королевского Шекспировского театра (Стратфорд-на-Эйвоне), спектакли Балета Шотландии (Глазго), Компании «Гекко» (Ипсуич, Саффолк) и известнейших лондонских театров – «Сэдлерс-Уэллс»/Рассел Малифант Продакшн, шекспировского «Глобуса», театра «Янг Вик». От списка представляющих свои работы мэтров замирает
сердце, в нем сплошь мировые звезды первой величины: хореографы Мэтью Боурн и Рассел Малифант, режиссеры Кэти Митчелл и Доминик Дромгул. Будет и плеяда молодых авторов, чьи имена только предстоит запомнить. Важно также, что лучшие спектакли этих авторов покажут не только в обеих российских столицах, в гастрольном списке Псков, Воронеж, Казань, Екатеринбург, Челябинск и даже хронически прохладные Тюмень и Ханты-Мансийск. Столь объемную программу при поддержке Министерства культуры России и Британского совета готовил опытный игрок – Международный театральный фестиваль имени Чехова. По-хорошему, смотреть полный список спектаклей и запасаться билетами надо непосредственно на театральных сайтах, но для ориентировки на местности укажем самое любопытное. Твердь и основа – «Гамлет» от шекспировского театра «Глобус» (Лондон) 13 и 14 мая в Театре им. Маяковского. Тут не стоит вопрос: быть или не быть? Причем шансы есть, ибо гуманные к зрителям, а не к артистам организаторы предусмотрели дневные и вечерние спектакли. Второй столп – «Дунсинан» от Национального театра Шотландии и Королевского Шекспировского театра (Стратфорд-на-Эйвоне) 15–18 мая в Театре им. Моссовета. Тут тоже во все дни, кроме последнего, по два спектакля, но желающих будет много: драматический сиквел трагедии Шекспира «Макбет» соединит исторические реалии Шотландии с шекспировским шедевром. Зрелище захватывающее, тонкое и остроумное, не чуждое мрачной поэтики и актуальных провокаций.
Поклонников самого изящного искусства в перекрестный Год культуры ждут именины сердца. Нет, это не Королевский балет Ковент Гарден, а активный, любопытный, ориентированный на собственный оригинальный репертуар Шотландский балет из Глазго. Судить о его уровне можно из заявленной гастрольной афиши, полное перечисление которой в журнале невозможно. Но выдержки дадут представление: одноактные балеты «Силуэт» и «Лунный Пьеро» на музыку соответственно Пуленка и Шенберга 4–8 июня в Театре им. Моссовета. Программа из 9 (!) миниатюр современных британских хореографов днем 5–7 июня в Театральном центре на Страстном. На эту программу хорошо бы приводить в образовательных целях всех мало-мальски думающих творцов столицы для повышения IQ, ибо диапазон музыки, на которую поставлены эти танцы, от мугамов Шираза в аранжировке «Кронос квартета» до Гюстава Малера и от электронной музыки Сусуму Йокота до прелюдии Рахманинова. Умница и лукавый охальник Мэтью Боурн, известный в России главным образом как автор мужской версии «Лебединого озера», докажет, что для него национальная принадлежность переосмысленного шедевра не имеет значения. С тем же Шотландским балетом он приготовил «Шотландский перепляс» со множеством открытий чудных на музыку классической «Сильфиды», который будет представлен 11–15 июня в Театре им. Моссовета. Кому было обидно на его лихих «Лебедином озере» или «Спящей красавице», приходите, сможете сравнить.
Этот раздел программы ориентирован не на киноманов в чистом виде, а на тех, кто лоялен к сочетанию кино и музыки. Кросс-культурный год здесь монтируется с проходящим уже пять лет на разных площадках московским фестивалем Beat, и прежде показывавшим документальные фильмы Великобритании. В этом году в афише ретроспектива известной компании Pulse Films, для представления которой приедет в Москву ее основатель Томас Бенски. Среди пяти фильмов будут нашумевшие «Оборотни в Америке» и «Кэти Перри: часть меня–3D», а также российская премьера фильма «Двадцать тысяч дней на земле», главную роль в котором исполняет Ник Кейв. На момент верстки номера журнала дат проведения показов еще нет, но кто предупрежден, тот найдет и время, и место.
Полина Лазарева – внучка прославленных актеров Светланы Немоляевой и Александра Лазарева, дочь Александра Лазарева-младшего – с первого появления в главной роли в пьесе Тургенева «Месяц в деревне» подтверждает, что актерскую профессию она избрала не случайно и достойно продолжает актерскую династию.