«Я пригласил вас, чтобы…» – так в марте 1943 года обратился к своим коллегам по Художественному театру один из его основателей, Владимир Иванович Немирович-Данченко. Никакого «пренеприятного известия» не последовало. Последовал разговор о школе. От слов к делу, и вот уже Школа-студия МХТ разменяла восьмой десяток лет.
В честь знаменательной даты на сцене «подшефного» для Школы-студии МХТ театра прошел юбилейный вечер. Зал основной сцены МХТ им. А.П. Чехова зрительным назвать было нельзя. Все «свои» составили привычный для этих стен аншлаг. Вместить более двух с половиной тысяч человек, а именно столько выпустила Школа-студия театральных специалистов, зал МХТ, конечно, не мог, да и «иных уж нет, а те далече», но по рядам кресел, занятым выпускниками, как по листкам календаря, можно было проследить хронологию школы. В почетном первом ряду – выпускники первого набора 1943 года: Маргарита Юрьева, Маргарита Анастасьева, Елена Хромова, Геннадий Печников. Переломный год войны, так получилось, стал знаменательным и для истории театра. Сейчас кажется невероятным, что в отборочной комиссии были такие легендарные фамилии, ставшие нарицательными, как Качалов, Москвин, Книппер-Чехова…
Нарицательными стали и фамилии знаменитых выпускников: Ефремов, Толмачева, Волчек, Кваша, Евстигнеев, Табаков, Баталов, Броневой, Козаков, Невинный, Высоцкий, Караченцов, Машков, Панин, Безруков… Список этот можно продолжать очень долго, а глядя на нынешних студентов, хочется верить, что ему не будет конца.
Открыли и завершили вечер страницами воспоминаний о Мастерах-педагогах, учениках, подвижниках. Старые фото и фрагменты кинохроники зал встретил стоя и аплодисментами. Вспомнить всех помог и специально изданный к юбилею «Семейный альбом 60+10». Выпускники Школы-студии и по сей день ощущают себя членами одной большой семьи, ведь все годы их альма-матер была им матерью. Своими «семейными» воспоминаниями в этот вечер поделились Светлана Крючкова, вспомнившая поименно своих преподавателей и наставников, Гарри Бардин, представивший фрагмент своего нового анимационного фильма, Авангард Леонтьев, не только рассказавший о первом и главном детище Школы-студии – театре «Современник», но и исполнивший почетную миссию – декламацию поздравительного стихотворения Валентина Гафта, не сумевшего присутствовать на торжестве.
«Да, она (школа) должна знать, что такое искусство Художественного театра, но это не значит, что должна всецело ему подчиняться. В начале, может быть, и будет увлечение, а постепенно, с ростом студийцев пусть вырабатывается свое понимание искусства…» – прозорливо писал идеолог школы Вл. Немирович-Данченко. На фоне театрально-музыкальных поздравлений от родственных Школе-студии театров, таких как Театр А. С. Пушкина, «Сатирикон», «Гоголь-центр», «Табакерка» и собственно МХТ (им Школа-студия исправно поставляет кадры), пожалуй, самым запоминающимся стало поздравление от Московского губернского театра под руководством Сергея Безрукова. Этот номер был задуман в лучших «капустных» традициях, которыми славен МХТ: делегация крепостных актеров из «замкадья» приветствовала публику, собравшуюся в Камергерском. У бьющих челом честной театральной компании было послание, которое «по неграмотности» артисты никак не могли прочесть. На выручку «крепостным» пришел их барин, вместо пряника захвативший с собой кнут. Сергей Безруков поведал, что и сам из крепостных, только недавно получил «вольную от Табакова». «Люблю правду в лицо! – заявил ″барин″, помахивая хлыстиком, и добавил: – Молчать!» После чего запели. «А теперь крамольное, – объявил чуть слышно Безруков и обратился в зал: – Мы живем под давлением системы! – и после паузы – Станиславского!»
Ведущего вечера, нового ректора Школы-студии МХТ Игоря Золотовицкого запечатлели на картине «Три богатыря» в компании с Олегом Табаковым и Анатолием Смелянским, 13 лет возглавлявшим Школу-студию, а ныне ставшим ее президентом. Золотовицкому передали скипетр и наказ, а державу Табаков и Смелянский решили на всякий случай попридержать.
Специальный номер подготовил курс американских студентов Школы-студии. «В Америке – деньги, а у нас Станиславский», – предварил их выступление ректор. Выпускники рассеяны по свету: Школа-студия ведет активную международную деятельность. Например, студенты специального американского курса, изучавшие не только актерское мастерство, но и русский язык, вернувшись домой, основали «Студию 6», то есть продолжили славную мхатовскую традицию.
Много веселого, радостного и даже легкомысленного, несмотря на солидный возраст учебного заведения, было в этот вечер. Но, как верно заметил Гарри Бардин, он прошел «на слезе». Возраст есть возраст, и если школа молодеет своими птенцами, то вылетевшие
Автор Эмилия Деменцова
Полина Лазарева – внучка прославленных актеров Светланы Немоляевой и Александра Лазарева, дочь Александра Лазарева-младшего – с первого появления в главной роли в пьесе Тургенева «Месяц в деревне» подтверждает, что актерскую профессию она избрала не случайно и достойно продолжает актерскую династию.