Любой фестиваль, глубоко убежден Роман Должанский, рождается из желания поделиться тем, что понравилось, с родными, коллегами, соотечественниками, прохожими. Привезти и показать. Так 15 лет назад появился фестиваль NET – Новый европейский театр.
Частная инициатива двух профессионально разбирающихся в театре людей – Романа Должанского и Марины Давыдовой (Роман Должанский – обозреватель «Коммерсанта», заместитель Евгения Миронова в Театре наций, эксперт, отборщик спектаклей на «Золотую маску», Марина Давыдова – главный редактор журнала «Театр», куратор московской «Платформы» и будущий куратор театральной программы Венского фестиваля (Wiener Festwochen). Они ведут отчет NETа с конца 90-х. Тогда, вспоминает Марина, на фестивалях в Авиньоне и в Белграде ее поразило, что европейские сверстники (им было около 30) становятся известными постановщиками с большими проектами, а в России по-прежнему царит геронтофильское сознание: «тридцатилетние режиссеры – это «щенки»». Кроме того, Москва стала к тому времени терять свои позиции. Старые, многолетние связи разрывались. Лучших режиссеров из восточно-европейских стран легче было встретить в том же Авиньоне. Захотелось восстановить репутацию Москвы как места встречи, места знакомства, места европейского культурного центра. Создать, сформировать публику сродни той, что на белградском фестивале «Битов» – думающую, готовую к непривычным, сложным постановкам. И если в 1999 году со спектакля Алвиса Херманиса «треть зала ушла, треть скривила рот, то теперь его знают все российские театралы и он вписан в европейский пантеон».
Эта задача – открывать новые имена – главная. И судя по тому, что в Москве знают, любят Виктора Бадо, Михаэля Тальхаймера, Кетти Митчелл, которые определяют сегодняшнее лицо театра и которые впервые приехали в Россию на фестиваль NET, цели достигнуты.
Еще один аргумент в пользу того, что все получилось. В Москве очень много фестивалей. Должанско-Давыдовскому приходится конкурировать с такими монстрами, как Чеховский и Балтийский дом. Но именно те спектакли, которые привозились на крохотный NET, уже пять (!) раз награждались «Золотой маской» в номинации «Лучший зарубежный». Роман сравнивает публику, которую им с Мариной, как селекционерам, удалось возделать за эти 15 лет, с ядрами: «Распространение нового театра, новых идей похоже на ядерную реакцию. Сначала одно ядро облучает два следующих, они начинают излучать все дальше, дальше, дальше. Ты же не можешь облучить всех, но достаточно подействовать на правильные ядра, и они сами становятся источниками облучения. И это очень сложно, чтобы увидеть те, кому это нужно. Это дается неимоверным трудом, знанием людей, правильным позиционированием. Самое важное, чтобы был правильный зал». И приводит пример, греющий и убеждающий, что их многолетние усилия незряшные. Он связан с той же постановкой Алвиса Херманиса, которую в 1999 году мало кто понял: «Мне недавно два режиссера, независимо друг от друга, признались, что тогда, 14 лет назад, были на этом спектакле. И во многом именно он каждого из них подвиг пойти в театр, начать заниматься режиссурой. Мы облучили двух человек позитивным облучением, а они сейчас меняют наш театр».
Патриарх российского театра Юрий Любимов:
«Я хожу на NET, потому что меня позвали друзья. Те, кто придумал и устраивает этот замечательный фестиваль. Я доверяю Роме и Марине. Отбирать спектакли должны не дилетанты, а люди, разбирающиеся в театре. Тогда они не будут тухлятину привозить или какой-нибудь выплеск молодых, за которыми ничего нет».
Автор Гуля Балтаева
Полина Лазарева – внучка прославленных актеров Светланы Немоляевой и Александра Лазарева, дочь Александра Лазарева-младшего – с первого появления в главной роли в пьесе Тургенева «Месяц в деревне» подтверждает, что актерскую профессию она избрала не случайно и достойно продолжает актерскую династию.