«На роду написано...» или «Сам себе режиссер...»?

ПсихологияБывает ли у вас ощущение, что нынешняя проблемная ситуация как две капли воды похожа на проблемную ситуацию недельной или месячной давности? Словно вы попали в некий заколдованный круг и вы не хозяин своей жизни, а Петрушка в руках опытного кукловода…

Если это так, то я вас поздравляю! Нас – большинство! Причем здоровое (психически) большинство! А стереотипно повторяющееся поведение – проявление жизненного сценария. 

По мнению психологов, жизненный сценарий – это некая стратегия, которая непроизвольно, автоматически проявляется у человека в стрессовых ситуациях. Интересно, что эта стратегия была выработана нами в детстве как единственно «правильный» ответ на некие стрессовые ситуации. «Правильный» с точки зрения возможности ребенка разрядить стрессовую ситуацию и выйти из нее с минимальными потерями.

Классик мировой психологии Эрик Берн по этому поводу писал: «Сценарий нашей жизни уже написан, и вы его автор. Вы начали писать его с момента рождения. К четырем годам уже решили, каким будет в общих чертах его сюжет. К семи годам ваш сценарий был в основном завершен. С семи до двенадцати вы шлифовали его, добавляя детали. В подростковом возрасте вы пересмотрели свой сценарий, придав ему более реалистичные черты…»

Если мы вспомним «детство золотое», то для нас самым важным было ежеминутное подтверждение любви со стороны самых важных для нас фигур – мамы и папы (или тех, кто их замещал). А свидетельством любви для ребенка является не только сюсюканье и похлопывание по розовой попке, но и одобрение: «Главное, чтобы мама и папа не сердились и не ругали!»
Например, трехлетний мальчуган упал, сильно ударился и заплакал. Папа его поднял, отряхнул и сказал: «Не плачь, ты же мужчина, а мужчины не плачут!» Чтобы получить одобрение отца, мальчик старается перетерпеть боль и сдержать слезы. В следующий раз, упав, он будет терпеть, как бы ни было больно, и не плакать: «Это не понравится папе». Его подсознание как бы говорит ему: «Если ты будешь плакать, папа тебя перестанет любить. А я – мужчина. Я буду терпеть, чтобы папа любил меня…»

Вот так, из таких житейских мелочей ткутся одежды нашего поведения, которые мы продолжаем носить, став взрослыми.

Став взрослым, мальчик, с большой вероятностью, будет проявлять свое мужское начало выдержкой, игнорированием своих эмоций – «мужчины не плачут!». В целом все логично и правильно. Но иногда игнорирование своих эмоций, отсутствие их видимых проявлений мешают окружающим воспринимать его адекватно. К тому же постоянное сдерживание эмоций не очень полезно для здоровья.

С течением времени ситуации нашего детства забываются, а установки, которые нам помогли сформировать родители, остаются.

Да это, в определенном смысле, и хорошо: они упрощают нашу жизнь, как упрощается все, что происходит автоматически. Но только в определенном смысле, тогда, когда не надо «включать голову»: в простых ситуациях и тогда, когда эти установки правильные и когда они адекватны для данной ситуации.

А в нашей обыденной жизни много простых ситуаций? А существуют ли они вообще, «простые» ситуации? А все ли так понятно и просто с правильностью и адекватностью этих установок?
Поэтому-то иногда эти «детские одежки» жмут взрослым дядям и тетям. Некомфортно бывает с ними, а снять непросто: «Вдруг голым окажусь – так ведь засмеют!»

Указания, ставшие в процессе нашей жизни личными стереотипами, которым мы неосознанно следуем в сложных жизненных ситуациях, называются побудителями.

По мнению профессора В. Макарова, поведение под давлением побудителей не всегда бывает эффективно, а требования побудителей часто невыполнимы. Действуя под давлением побудителей, мы показываем определенные способы поведения, которые, в принципе, могут не соответствовать конкретной ситуации.

Таким образом, побудители, с одной стороны, облегчают нашу жизнь, делают ее проще и понятнее. С другой стороны, причиной многих проблемных ситуаций является несоответствие сформировавшегося отношения к жизни сегодняшним реалиям.

Из того, насколько искусно человек управляется со своими побудителями, насколько умело он использует их сильные стороны, учитывает их слабости и ограничения, и складывается его жизненный сценарий.

Несмотря на то, что у каждого своя история жизни, а значит, и свои побудители, все они могут быть сведены к пяти базовым: «Будь совершенным!», «Радуй других!», «Будь сильным!», «Пытайся!», «Спеши!».

Как видно, все они звучат весьма правильно и способны обеспечить человеку успешный жизненный сценарий. Но, как известно, губит не вещество, а доза. Поэтому следует изучить ее повнимательнее.

психологияДля более глубокого понимания, насколько важно не переусердствовать в безусловном следовании этим побудителям и когда следует сказать себе «Стоп», используем примеры из древнегреческой мифологии.

«Будь совершенным!» Еще одно название этого побудителя – «Прежде». Олицетворением его является Геракл  – герой, сын бога Зевса и Алкмены – жены фиванского царя Амфитриона.
Его рождению предшествовал не очень хороший поступок Зевса по отношению к Алкмене. Наверное, поэтому Зевс, стремясь хоть как-то загладить свою вину, пообещал Алкмене позаботиться о сыне, взяв его на Олимп. Но другие боги воспротивились такому самоуправству и поставили условие: он станет бессмертным и сможет гостить у папаши на Олимпе, когда заслужит это.
И Геракл, чтобы заслужить сию высокую честь, начал совершать подвиг за подвигом. И совершил аж двенадцать! И заслужил-таки звание бессмертного героя-полубога. Ура!
Существуют многочисленные варианты этого лозунга, но во всех содержится одна мысль: «Ни что хорошее недопустимо, прежде чем не будет закончено что-то менее хорошее».

Что делать? Освобождением из стереотипной круговерти «Прежде» являются следующие действия.

Во-первых, осознание того, что этот побудитель тебе начал мешать.

Во-вторых, формирование новых жизненных установок. Например: «Я и сейчас достаточно хорош», «Свою работу я исполняю отлично», «Я получаю удовольствие от работы на всех ее этапах», «Мне не надо быть совершенным».

В-третьих, делайте работу с удовольствием или поменяйте ее на ту, где это будет возможным.

«Радуй других!». Другое название этого побудителя – «После».

Поможет ярче представить, что из себя представляет этот побудитель, миф о Дамокле.

Дамокл, по преданиям, был фаворитом сиракузского тирана Дионисия I. Дамокл мужиком был завистливым. Завидовал он прежде всего своему покровителю: уж больно красиво, ярко, весело и счастливо, по мнению Дамокла, проводил свои дни на троне его владыка.

Дионисий как-то заметил грусть и зависть во взоре своего подданного и предложил ему на один день занять его трон, поправить царством, попировать, повеселиться от души.

Заняв трон владыки, Дамокл стал веселиться и пировать. Но вдруг, в самый разгар веселья, он увидел, что над троном царя висит на одном единственном конском волоске огромный меч, острие которого нацелено аккурат в самое темечко сидящего на троне. Ух!

Человек, который живет по сценарию «После», полагает, что может веселиться сегодня лишь за счет того, что завтра на него падет дамоклов меч судьбы.

Схема «После» представляет собой перевертыш схемы «Прежде».

«Ты благополучен лишь тогда, когда радуешь других», «Я надеюсь, что радую других, но боюсь, что в любой момент все закончится и меня накажут». «Мне сейчас так хорошо, но что будет завтра? Мое благополучие зависит от вашего настроения».

Что делать? Освобождением из схемы «После» являются следующие действия.

Во-первых, осознание того, что этот побудитель тебе начал мешать.

Во-вторых, формирование новых жизненных установок. Например: «Я могу радовать себя сам», «Мое благополучие уже не зависит от настроения других, и я могу освободиться от страха наказания».

«Будь сильным!» Другое название – «Никогда».

Иллюстрацией, как может мешать нам этот побудитель, является миф о Тантале. Тантал, согласно мифологии, был царем во Фригии. Его папа – Зевс, мама – нимфа Плуто.

Он попросил папку Зевса разрешить ему участвовать в пирах богов. Быстро стал их любимцем и сильно возгордился этим. Гордыня заставила его хвалиться этим своим положением перед людьми и рассказывать им о сокровенных делах и замыслах богов. Боги оскорбились и отправили очередного сынка Зевса в царство мертвых, где он был приговорен стоять посреди бассейна, на одной стороне которого были напитки, а на другой – яства. При этом он одновременно не мог дотянуться до всего этого. Сильно страдал, но вида не показывал. Гордец!

Действуя по схеме «Никогда», человек подобен древнегреческому Танталу, обреченному стоять в центре бассейна, не осознавая, что мог бы достать и пищу, и воду, стоило ему лишь сделать шаг в сторону. Так ведет себя и человек по сценарию «Никогда». Он мог бы получить то, что ему нужно, сделав шаг в этом направлении. Но он его не делает.

Человек, находящийся в зависимости от этого побудителя, имеет установку: «Я никогда не могу получить то, чего мне хочется больше всего».

Этот побудитель также может провоцировать человека на то, чтобы скрывать свои слабости. Например: «Ты благополучен лишь тогда, когда скрываешь свои чувства и желания от других», «Не давай им повода думать, что ты слабый». Он, как Тантал, окружен бесценными дарами жизни, признания, любви, но не может их взять, так как он сильный и выше этого. Часто такое поведение приводит к равнодушному отношению к другим людям.

Что делать? Освободиться от схемы «Никогда» можно следующим образом.

Во-первых, осознание того, что этот побудитель тебе начал мешать.

Во-вторых, учиться давать, просить, принимать то, что прежде всего нужно людям и тебе: внимание, любовь, уважение, чувства.

«Пытайся!» Другое название – «Всегда».

Поможет нам понять, как может мешать этот побудитель, миф об Арахне.

Арахна в древнегреческой мифологии – дочь красильщика Идмона из лидийского города Колофон, славилась искусством ткачества.

Возгордившись своим мастерством, Арахна заявила, что превзошла в ткачестве саму Афину, считавшуюся покровительницей этого ремесла, и решила вызвать богиню на состязание. Афина приняла вызов, и состязание состоялось.

Афина выткала на полотне сцену своей победы над Посейдоном. Арахна изобразила сцены из похождений Зевса. Афина признала мастерство соперницы, но возмутилась тем, что в сюжете было проявлено неуважение к богам, и уничтожила творение Арахны, превратив ее и все ее потомство в пауков, чтобы те вечно плели свою паутину. Грустно!

Человек, действующий по схеме «Всегда», задается вопросом: «Почему со мной всегда это случается?» Он думает: «Чтобы быть благополучным, я должен пытаться и пытаться». Думать-то думает, а делать не делает. 

Другой вариант этого сценария состоит в том, чтобы придерживаться первоначального неудовлетворительного выбора вместо того, чтобы выбрать что-то получше. 

Что делать? Во-первых, осознать, что этот побудитель тебе начал мешать.

Во-вторых, вместо того, чтобы пытаться, начать делать.

«Спеши!» Альтернативное название – «Почти».

Психология

Иллюстрацией этого побудителя является Сизиф.

Сизиф, в древнегреческой мифологии царь Коринфа, не отличался высокими морально-нравственными качествами, был хитрым, порочным и корыстолюбивым человеком. За проступки Сизифа приговорили к жестокому наказанию: вечно вкатывать на гору тяжелый камень. Причем было поставлено условие: как только Сизиф вкатит камень на вершину, он освободится от этого наказания. Но Сизифу до вершины всегда недостает нескольких миллиметров. Камень срывается вниз, а проклятый богами Сизиф, еле успевая отскочить от громадной каменюки, снова тащится к подножию горы, чтобы повторять раз за разом бессмысленную работу.

Действуя по схеме «Почти», человек наших дней говорит, подобно Сизифу: «На этот раз мне это почти удалось».

Существует два типа этого сценария. Человек, живущий по сценарию «Почти I типа», не доводит начатого до конца.

В случае «Почти II типа» человек действительно достигает вершины. Но вместо того, чтобы поставить свой камень и закрепить, сесть, насладиться видом и отпраздновать победу, такой человек даже не замечает, что он достиг цели. Не останавливаясь, он отыскивает взором гору повыше и тут же начинает толкать на нее камень. А водрузив, озирается в поисках новой вершины.

Люди, находящиеся в плену этого побудителя (особенно второго типа), обычно трудоголики. Они много достигают в жизни. Однако для них часто характерно эмоциональное выгорание. Они не умеют замечать свои достижения и радоваться им. Что делать? Во-первых, осознать, что этот побудитель тебе начал мешать.

Во-вторых, научиться фиксировать свои достижения и праздновать свои победы.

Освободить себя от побудителей, которые стали вам мешать, можно, дав себе разрешение вести себя по-другому. Это трудно, но можно. Делать это целесообразно тогда, когда понимаешь, что необходимо что-то менять в своей жизни. Как только появляется такое ощущение, значит, пришла пора осознать свой жизненный сценарий, и, если он тебя перестал устраивать, начинай его менять.

Во имя чего? Во имя того, чтобы стать хозяином своей жизни – сценаристом, режиссером и главным героем в одном лице. И пусть у вас на роду будет написано: «Сам себе режиссер своей жизни»!

В статье использованы материалы книг, лекций, семинаров и тренингов по жизненным сценариям В.В. и Г.А. Макаровых

А.Б. Стрельченко проводит консультации и тренинги по жизненным сценариям (www.ozdr.ru, http://panicheskie-ataki-lechenie.ru).

Читайте в этом номере
  • В дни сочинской Олимпиады специально для павильона компании OMEGA знаменитый русский фотограф Антон Ланге подготовил выставку, в которой отразился его авторский взгляд на жизнь спортсменов в олимпийской столице и размышления на тему времени.
  • Мировая популярность пришла к англичанке Элис Темперли после того, как герцогиня Кембриджская стала ее постоянной клиенткой. Кейт Миддлтон не раз появлялась на торжественных мероприятиях в нарядах бренда Temperley London, чем привлекла к марке повышенное внимание публики.
  • Улыбка, как известно, красит человека. Это знают все. Помните призыв знаменитого фантазера и философа барона Мюнхгаузена: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» Известная японская косметическая компания POLA добавляет: «Дамы, улыбайтесь без боязни, мы позаботились о вашей молодости и красоте».
  • Знаменитая балерина и актриса Илзе Лиепа – автор уже нескольких книг. Но книжку для детей она написала впервые. Новинка – «Театральные сказки» – вышла в начале нынешнего года в издательстве «Рипол классик». Поводом для создания книги послужило, пожалуй, самое главное событие в жизни Илзе Лиепы – рождение четыре года назад дочери Надежды.
  • Драматург, писатель, музыкант и затворник Патрик Зюскинд написал свой «Контрабас» для радио. Но вот уже более 30 лет драматические актеры не оставляют желания воплотить на сцене этот монолог одинокого музыканта  – гения в восприятии красоты, но ремесленника в искусстве.
  • Перекрестный Год культуры России и Великобритании обещает небывалый за всю историю сотрудничества двух стран фейерверк культурных проектов. Во взаимоотношениях такое часто случается: соринка, промах, столкновение интересов – и вот уже проблем нагорожено столько, что за ними не видно ничего хорошего. Великобритания и Россия решили расчистить скопившиеся проблемы в отношениях, объявив 2014-й перекрестным Годом культуры.
  • Уважаемые читатели, сегодня у меня в гостях Валерия – народная артистка РФ, талантливейшая певица, очаровательная женщина, заботливая мать, образцовая жена, кроме того, философ с богатым внутренним миром, да и просто интереснейший человек. Мы решили встретиться и поговорить на разные темы без каких-либо специально заготовленных вопросов. Как пойдет за чашкой чая...
  • Основная причина, по которой народный артист СССР Василий Лановой соглашается или отказывается от роли, – его гражданские убеждения: «Для меня важно, чтобы герой имел свою позицию. А наше рыночное время идеализирует торговца, сейчас везде доминирует коммерция. Но потребительство – это страшный грех, оно уничтожает духовность человечества».
  • Евросоюз, лучшая политическая идея ХХ века, демонстрирует явную «усталость металла» в веке ХХI. Устали все и от всех. Европейские чиновники от национальных министров; старые демократии от молодых и прытких новых членов; директора крупнейших фирм от еврокомиссаров. К такому полному противоречий существованию все уже привыкли.
  • «У артели часто оставалось единственное неоспоримое доказательство своей работы – намытое золото» – Вадим Туманов, золотодобытчик, друг Владимира Высоцкого, из автобиографической книги «Все потерять – и вновь начать с мечты»
  • Карло Бай (Carlo Bay) – знаменитый итальянский парикмахер-стилист, который определяет современные тенденции в мире моды причесок, создатель Академии парикмахерского искусства во Флоренции (1990) и более 30 авторских салонов красоты Carlo Bay. Сотрудничает с Roberto Cavalli, Hermano Chervino и Stefano Ricci.
  • Швейцарский часовой бренд Jaquet Droz впервые представил в Москве новую коллекцию женских часов с символичным названием Lady 8. На ее создание знаменитых швейцарских мастеров вдохновила женщина: в ее переменчивой натуре они нашли бесконечный источник вдохновения. Новое детище марки объединило в себе элегантность, верность традициям и креативный подход к ювелирному искусству.
  • Всемирноизвестный скрипач рассказывает, как в Новосибирске возник Транссибирский арт-фестиваль, какие мировые звезды в нем участвуют и какие сюрпризы ожидают публику.
  • «Я пригласил вас, чтобы…» – так в марте 1943 года обратился к своим коллегам по Художественному театру один из его основателей, Владимир Иванович Немирович-Данченко. Никакого «пренеприятного известия» не последовало. Последовал разговор о школе. От слов к делу, и вот уже Школа-студия МХТ разменяла восьмой десяток лет.
  • Ваниль, карамельный уд и драгоценные камни. Интервью с создательницей Дома эксклюзивной парфюмерии The House of Sillage Николь Мазер (Nicole Mather).
  • С 29 марта по 6 апреля в Центральном доме художника проходит весенний XXXVI Российский антикварный салон – центральное событие на отечественном рынке старого искусства. За 18 лет существования салоны стали важной составляющей профессиональной деятельности коллекционеров и антикваров, местом для обмена опытом представителей арт-бизнеса.
  • OMEGA – официальный хронометрист Олимпиады в Сочи – в дни соревнований пригласила  легендарных покорителей космоса рассказать о своих внеземных приключениях и исследованиях.
  • Полина Лазарева – внучка прославленных актеров Светланы Немоляевой и Александра Лазарева, дочь Александра Лазарева-младшего – с первого появления в главной роли в пьесе Тургенева «Месяц в деревне» подтверждает, что актерскую профессию она избрала не случайно и достойно продолжает актерскую династию.

  • В нашем кинематографе слово «продюсер» появилось относительно недавно. В советское время, например, существовали директора картины. В чем особенность работы продюсера? Об этом мы попросили рассказать президента Гильдии продюсеров России, генерального продюсера компании «Интерфест», режиссера Рената Давлетьярова.
  • Появление на эстрадном горизонте нового яркого лица – всегда событие. Слишком уж поредели ряды «голосистых», умеющих удивить не нарядами, не смазливой внешностью в стиле унисекс, не скандальными разоблачениями и светскими похождениями, а «всего-то» голосом. Сергею Волчкову это удалось.
  • На протяжении многих десятилетий ее имя ассоциируется с шоком в мире моды. Непредсказуемо талантливая выдумщица Эльза Скиапарелли, которая в эпоху своего расцвета была главной соперницей Коко Шанель, парижской звездой моды и музой сюрреалистов, заслуживает большой выставки или книги в России.
  • Пять последних лет Гайдая – два фильма, сценарий третьего... Москва, Одесса, Ялта, Нью-Йорк, Иерусалим... Пять незабываемых лет рядом с Мастером... Хотя познакомился я с Гайдаем гораздо раньше. И очень трудно было предположить великого комедиографа в этом долговязом, весьма тощем и слегка сутулом, старомодно одетом человеке со встрепанным седым хохолком...
  • Любой фестиваль, глубоко убежден Роман Должанский, рождается из желания поделиться тем, что понравилось, с родными, коллегами, соотечественниками, прохожими. Привезти и показать. Так 15 лет назад появился фестиваль NET – Новый европейский театр.
  • Для любителей оперы, да и не только, имя Хибла звучит как пароль, не требующий расшифровки. Журнал Vogue называет Герзмаву оперной певицей нового типа, «когда важен не только голос, но и шоу, блеск бриллиантов,изящество движения по сцене, актерская игра». Назабываемым сказочным видением запомнилась Хибла Герзмава на фантастическом шоу закрытия Олимпиады в Сочи.
  • 17 февраля запомнится всем геликоновцам и художественному руководителю – отцу-основателю Московского музыкального театра «Геликон-опера» Дмитрию Бертману  – надолго! В этот день состоялась торжественная церемония безвозмездной передачи оперы «Царица» (композитор Давид Тухманов, либретто Юрия Ряшенцева и Галины Поллиди) семейным фондом Николая Цветкова – ФП «МЕТА».