Музыкальный Транссиб Вадима Репина

Всемирноизвестный скрипач рассказывает, как в Новосибирске возник Транссибирский арт-фестиваль, какие мировые звезды в нем участвуют и какие сюрпризы ожидают публику. 

Музыкальный фестиваль в Новосибирске

«Знаменитый новосибирский скрипач Вадим Репин задумал Транссибирский арт-фестиваль» – так написала одна из местных газет после того, как вы представили свою идею в родном городе.

– Так и есть. Новосибирск всегда для меня был домом. Там я родился, вырос, получил основу будущей профессии. Там живет до сих пор моя мама. Считаю, что такой крупный город с большими культурными традициями заслужил собственный музыкальный форум.

– Вами очень гордятся в Новосибирске. 

– Меня радует такое отношение. Появление серьезного фестиваля на моей малой родине – это дело чести, если хотите. Подобно тому, как Транссибирская магистраль более столетия способствовала превращению Новосибирска в индустриальную, научную и культурную столицу Сибири, так и Транссибирский арт-фестиваль, на мой взгляд, привлечет внимание превосходных артистов, даст толчок зарождению новых традиций, новых ярких имен и уникальных достижений в области искусства в регионе. Ведь, когда говоришь Транссиб, первое, что приходит в голову, – путешествие, необычное, романтическое. Наша идея – сделать это музыкальное путешествие по любимым произведениям как можно интереснее. Наш воображаемый музыкальный маршрут, мы надеемся, подарит слушателям и зрителям немало приятных, красивых и запоминающихся сюрпризов.

Светлана Захарова Фото ИТАР-ТАСС/ Артем Коротаев– Вы не сразу откликнулись на приглашение местного руководства возглавить и организовать фестиваль. На чем основывается ваша уверенность в успехе проекта?

– Новосибирская филармония получила год назад долгожданный подарок – новый концертный зал имени Арнольда Каца, выдающегося дирижера и основателя симфонического оркестра, о котором сейчас говорят: «В Новосибирске три достопримечательности: Академгородок, Театр оперы и балета и симфонический оркестр Арнольда Каца». Своим детищем, рожденным в 1956-м, музыкант руководил полвека, фактически до конца жизни. Наш фестиваль мы посвящаем 90-летию со дня рождения дирижера. Мне посчастливилось играть с ним и записать одну из первых своих пластинок на фирме «Мелодия». Это было, правда, очень давно. На открытии нового зала в прошлом году мы выступали с Владимиром Спиваковым, и мы по достоинству оценили его акустику. Появился зал, куда теперь не стыдно пригласить друзей из любой страны света.
Новый зал – один из тех китов, на которых держится наш фестиваль. Наличие симфонического оркестра в городе, безусловно, второй. А третий – поддержка экс-губернатора, правительства области и мэра Новосибирска. Без этой поддержки я бы не отважился взяться за такой масштабный проект.

– И вот что вышло, если говорить цифрами: за 13 фестивальных дней 14 событий, 200 музыкантов из 15 стран от США до Японии, 21 солист, четыре оркестра. Две мировые премьеры и одна российская.

– Да! И география наших музыкальных путешествий обширнее Новосибирска, мы выступаем в Академгородке, Искитиме, Бердске. Это же здорово – пригласить коллег и слушателей в музыкальное путешествие!

– А как зарубежные коллеги и друзья отреагировали на ваше приглашение в Сибирь? Не испугались встречи с медведями на улицах?

– Да. Правда, этот миф мы как раз не хотели развеять, это же романтично. Но наши «медведи» оказались очень культурные, любящие искусство. В Новосибирске же шесть театров на одном пятачке, четыре музыкальных лицея, консерватория. Потрясающий Оперный театр – один из крупнейших в Европе. Балет, которым сейчас руководит знаменитый танцовщик Игорь Зеленский. Постановки театра гремят, симфонический оркестр – визитная карточка города. Мы организовали презентацию Новосибирска в Америке, Китае, Великобритании для людей, которые ищут новые впечатления. И которые должны знать, что Новосибирск, Сибирь – это романтично, это интересно. Фестиваль поможет им обрести здесь друзей.

– А чем фестиваль Вадима Репина отличается от других? Например, от Пасхального Валерия Гергиева, в котором вы часто принимаете участие. Маэстро специально нашел один вечер между выступлениями в Лондоне, чтобы вместе с вами и Новосибирским симфоническим оркестром исполнить финальный концерт фестиваля.

– Да, Валерий Абисалович – уникальный путешественник, недаром ходят легенды о том, что он одновременно может находиться в противоположных частях света. Мне за ним не угнаться. Чем отличается мой фестиваль? В каждом концерте звезда: фантастическая оперная дива Ольга Бородина, дирижеры Кент Нагано и Гинтарас Ринкявичус, Александр Сладковский, пианист Николай Луганский, виолончелист Марио Брунелло, Английский камерный оркестр, джазовый скрипач Дидье Локвуд… Правда, у Гергиева та же история со звездами. А вот вам «креатив»: я предложил коллегам исполнить произведения по их желанию и настроению, что на момент фестиваля хочется исполнить, по чему душа горит… Знаю по своему опыту: прилетаю куда-нибудь на фестиваль в предвкушении удовольствия оттого, что буду играть сегодня классный концерт! Отсюда градус эмоции. Это же лучше, чем формально что-то планировать. Публика это сразу чувствует.

Вадим Репин вручил стипендии своего имени– Да, опыт – великая вещь!

– Конечно! Я же из своих 43 лет почти 40 на сцене. Регулярно выступаю на многих фестивалях, и у меня сформировалось свое видение: нужен праздник жанров. Поэтому у нас будет и документальное кино о великих Ростроповиче и Нуриеве британского режиссера Джона Бридката, и балет, и джаз… Скрипичный трюкач и мой давнишний друг Алексей Игудесман придумал оригинальный конферанс. Шутки, которые превращают музыкальное шоу «Скрипкомания» в капустник. Это же совершенно другой дух! И гостем программы будет мировая звезда джаза – скрипач Дидье Локвуд. Программа – максимум. Ведь что такое фестиваль? Праздник, чтобы привлечь больше публики, поднять настроение.

– А у вас самого что в разделе «любимое»?

– На открытие фестиваля – «Испанская симфония» Лало, а на закрытие – Первый концерт Шостаковича для скрипки с оркестром. Никогда не забуду, как много лет назад мы исполняли этот концерт в Роттердаме с Валерием Гергиевым. Ощутил невероятное, ни с чем не сравнимое состояние невесомости, транса. Маэстро – настоящий маг! Ожидаю что-то подобное вновь пережить в нашем концерте на родине.

– А вы в Новосибирск всей семьей? С дочкой Аней?

– Конечно! Со Светланой (Захарова – прима-балерина Большого театра. – Ред.) у нас заготовлена российская премьера гала-концерта «Па-де-де на пальцах и для пальцев». Диалог, синтез балета и музыки. Нас много лет просили о чем-то подобном. Мы показали эту программу однажды на фестивале в Швейцарии. Света пригласила любимых хореографов и партнеров – Йохана Кобборга, Владимира Варнаву, Андрея Меркурьева, Дмитрия Загребина. Я тоже постараюсь удивить чем-то интересным, неожиданным земляков и гостей.

– А как пришла вам идея пригласить на фестиваль Наталью Водянову с ее фондом «Обнаженные сердца»?

– С Наташей мы давно знакомы, дружим, это не первая наша совместная благотворительная акция. Но в России это делаем впервые. Мы пригласили на фестиваль воспитанников детских домов и детей с ограниченными возможностями. Детей, которые, скорее всего, никогда раньше не слышали такую музыку, и уж точно – такого уровня исполнителей.
Наталья не раз бывала в Новосибирске, знает многих директоров детских домов. Сама, увы, приехать не смогла: в приятном ожидании четвертого (!) ребенка. Но мы договорились обязательно продолжить сотрудничество и в следующем году на нашем фестивале.
Кроме того, мы включили в нашу программу совместное музицирование мастеров–участников фестиваля с учениками и выпускниками новосибирского колледжа и консерватории. От репетиции до концерта. Своего рода мастер-класс.

– Ну вот, придумали хороший фестиваль, а дальше что?

– Мы идем дальше. Хотим развиваться. Транссибирская дорога же большая. Надеюсь, что через год-другой артистам мирового уровня придется преодолевать тысячи километров не ради одного концерта, а ради нескольких.

– Как в Китае, где недавно вы выступали? Билеты разошлись молниеносно, желающих оказалось так много, что вас попросили дать еще концерт?

– Не попросили, а настояли. В 15 часов дня. Как на сеанс кино в советское время.

– А вам кто-то помогает с организацией Новосибирского фестиваля?

– Я собрал команду высокопрофессиональных и креативных людей во главе с давним другом Олегом Белым, которому с полной уверенностью доверяю свое имя. Мы в контакте каждый час. Обсуждаем концепт с первого дня подготовки. У него опыт, энергия, много идей.

– Но именно благодаря вашему авторитету удалось заманить в далекую и загадочную Сибирь звезд мирового уровня!

– Будем осваивать сибирские пути вместе!

– Это ведь они к вам так относятся, с уважением?

– Надеюсь, и к Новосибирску. И к России.

ИНТЕРЕСНО

Вадим РепинВадим Репин родился в Новосибирске в 1971 г., в пять лет начал заниматься на скрипке. Ученик знаменитого педагога Захара Брона. В 11 лет юный скрипач завоевал золотую медаль на Международном конкурсе им. Венявского (1982), в возрасте 14 лет уже выступал в Токио, Мюнхене, Берлине и Хельсинки; в 15  дебютировал в нью-йоркском Carnegie Hall. В 1989 г. стал самым молодым победителем Конкурса королевы Елизаветы в Брюсселе. После этой победы к музыканту пришло мировое признание. Ровно через 20 лет, в 2009 г., музыкант принял участие в этом судьбоносном конкурсе уже в качестве члена жюри.

Вадим Репин – желанный гость в самых престижных залах мира, где выступает с сольными и камерными концертами и с лучшими оркестрами. В числе дирижеров, с которыми он сотрудничал, П. Булез, И. Менухин, Р. Шайи, Ш. Дютуа, М. Янсонс, Дж. Ливайн, К. Мазур, З. Мета, Р. Мути, К. Нагано, М.-В. Чунг, С. Рэттл, Э.-П. Салонен, Д. Гатти, М. Ростропович, Ю. Темирканов, В. Спиваков, В. Гергиев, В. Юровский и другие. Скрипач активно пропагандирует современную музыку: исполнил концерт Дж. Адамса с Чикагским симфоническим оркестром и оркестром Сан-Франциско, «Офферториум» Софьи Губайдулиной  – с Бостонским и Бирмингемским симфоническими оркестрами и Берлинским филармоническим оркестром. В 2010 г. состоялась мировая премьера cкрипичного концерта Дж. Макмиллана с Валерием Гергиевым и Лондонским симфоническим оркестром.

Вадим Репин – частый гость на Московском Пасхальном фестивале, «Звездах белых ночей», фестивалях ВВС Proms, Шлезвиг-Гольштейн, в Зальцбурге, Голливуде, Тэнглвуде, Равинии, Гштааде, Рейнгау, Вербье, Дубровнике, Ментоне, Кортоне, им. Паганини в Генуе. Его партнеры в камерных программах  – Марта Аргерих, Юрий Башмет, Михаил Плетнев, Николай Луганский, Евгений Кисин, Миша Майский, Борис Березовский, Ланг Ланг, Итамар Голан.

Скрипач записал более 30 дисков, отмеченных такими престижными международными премиями, как Echo Award as Instrumentalist of the Year 1999, Diapason d’Or, Prix Caecilia и Edison Award. Среди них – уникальное собрание из десяти CD на Warner Classics.

С 2006 г. сотрудничает с Deutsche Grammophon. «Действительно лучший, самый совершенный скрипач из тех, которых я слышал», – говорил Иегуди Менухин, записавший с Репиным концерты Моцарта. В 2010 г. музыканту вручен орден Почетного легиона и присуждена самая престижная французская национальная премия в области классической музыки Les Victoires de la musique classique в высшей номинации Les Victoires d’honneur, лауреатами которой являются также Мстислав Ростропович, Монтсеррат Кабалье, Тереза Берганса, Евгений Кисин, Анне-Софи Муттер.

Вадим Репин играет на скрипке Lafont Гварнери дель Джезу (1736).

Читайте в этом номере
  • В дни сочинской Олимпиады специально для павильона компании OMEGA знаменитый русский фотограф Антон Ланге подготовил выставку, в которой отразился его авторский взгляд на жизнь спортсменов в олимпийской столице и размышления на тему времени.
  • Мировая популярность пришла к англичанке Элис Темперли после того, как герцогиня Кембриджская стала ее постоянной клиенткой. Кейт Миддлтон не раз появлялась на торжественных мероприятиях в нарядах бренда Temperley London, чем привлекла к марке повышенное внимание публики.
  • Улыбка, как известно, красит человека. Это знают все. Помните призыв знаменитого фантазера и философа барона Мюнхгаузена: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!» Известная японская косметическая компания POLA добавляет: «Дамы, улыбайтесь без боязни, мы позаботились о вашей молодости и красоте».
  • Бывает ли у вас ощущение, что нынешняя проблемная ситуация как две капли воды похожа на проблемную ситуацию недельной или месячной давности? Словно вы попали в некий заколдованный круг и вы не хозяин своей жизни, а Петрушка в руках опытного кукловода...
  • Знаменитая балерина и актриса Илзе Лиепа – автор уже нескольких книг. Но книжку для детей она написала впервые. Новинка – «Театральные сказки» – вышла в начале нынешнего года в издательстве «Рипол классик». Поводом для создания книги послужило, пожалуй, самое главное событие в жизни Илзе Лиепы – рождение четыре года назад дочери Надежды.
  • Драматург, писатель, музыкант и затворник Патрик Зюскинд написал свой «Контрабас» для радио. Но вот уже более 30 лет драматические актеры не оставляют желания воплотить на сцене этот монолог одинокого музыканта  – гения в восприятии красоты, но ремесленника в искусстве.
  • Перекрестный Год культуры России и Великобритании обещает небывалый за всю историю сотрудничества двух стран фейерверк культурных проектов. Во взаимоотношениях такое часто случается: соринка, промах, столкновение интересов – и вот уже проблем нагорожено столько, что за ними не видно ничего хорошего. Великобритания и Россия решили расчистить скопившиеся проблемы в отношениях, объявив 2014-й перекрестным Годом культуры.
  • Уважаемые читатели, сегодня у меня в гостях Валерия – народная артистка РФ, талантливейшая певица, очаровательная женщина, заботливая мать, образцовая жена, кроме того, философ с богатым внутренним миром, да и просто интереснейший человек. Мы решили встретиться и поговорить на разные темы без каких-либо специально заготовленных вопросов. Как пойдет за чашкой чая...
  • Основная причина, по которой народный артист СССР Василий Лановой соглашается или отказывается от роли, – его гражданские убеждения: «Для меня важно, чтобы герой имел свою позицию. А наше рыночное время идеализирует торговца, сейчас везде доминирует коммерция. Но потребительство – это страшный грех, оно уничтожает духовность человечества».
  • Евросоюз, лучшая политическая идея ХХ века, демонстрирует явную «усталость металла» в веке ХХI. Устали все и от всех. Европейские чиновники от национальных министров; старые демократии от молодых и прытких новых членов; директора крупнейших фирм от еврокомиссаров. К такому полному противоречий существованию все уже привыкли.
  • «У артели часто оставалось единственное неоспоримое доказательство своей работы – намытое золото» – Вадим Туманов, золотодобытчик, друг Владимира Высоцкого, из автобиографической книги «Все потерять – и вновь начать с мечты»
  • Карло Бай (Carlo Bay) – знаменитый итальянский парикмахер-стилист, который определяет современные тенденции в мире моды причесок, создатель Академии парикмахерского искусства во Флоренции (1990) и более 30 авторских салонов красоты Carlo Bay. Сотрудничает с Roberto Cavalli, Hermano Chervino и Stefano Ricci.
  • Швейцарский часовой бренд Jaquet Droz впервые представил в Москве новую коллекцию женских часов с символичным названием Lady 8. На ее создание знаменитых швейцарских мастеров вдохновила женщина: в ее переменчивой натуре они нашли бесконечный источник вдохновения. Новое детище марки объединило в себе элегантность, верность традициям и креативный подход к ювелирному искусству.
  • «Я пригласил вас, чтобы…» – так в марте 1943 года обратился к своим коллегам по Художественному театру один из его основателей, Владимир Иванович Немирович-Данченко. Никакого «пренеприятного известия» не последовало. Последовал разговор о школе. От слов к делу, и вот уже Школа-студия МХТ разменяла восьмой десяток лет.
  • Ваниль, карамельный уд и драгоценные камни. Интервью с создательницей Дома эксклюзивной парфюмерии The House of Sillage Николь Мазер (Nicole Mather).
  • С 29 марта по 6 апреля в Центральном доме художника проходит весенний XXXVI Российский антикварный салон – центральное событие на отечественном рынке старого искусства. За 18 лет существования салоны стали важной составляющей профессиональной деятельности коллекционеров и антикваров, местом для обмена опытом представителей арт-бизнеса.
  • OMEGA – официальный хронометрист Олимпиады в Сочи – в дни соревнований пригласила  легендарных покорителей космоса рассказать о своих внеземных приключениях и исследованиях.
  • Полина Лазарева – внучка прославленных актеров Светланы Немоляевой и Александра Лазарева, дочь Александра Лазарева-младшего – с первого появления в главной роли в пьесе Тургенева «Месяц в деревне» подтверждает, что актерскую профессию она избрала не случайно и достойно продолжает актерскую династию.

  • В нашем кинематографе слово «продюсер» появилось относительно недавно. В советское время, например, существовали директора картины. В чем особенность работы продюсера? Об этом мы попросили рассказать президента Гильдии продюсеров России, генерального продюсера компании «Интерфест», режиссера Рената Давлетьярова.
  • Появление на эстрадном горизонте нового яркого лица – всегда событие. Слишком уж поредели ряды «голосистых», умеющих удивить не нарядами, не смазливой внешностью в стиле унисекс, не скандальными разоблачениями и светскими похождениями, а «всего-то» голосом. Сергею Волчкову это удалось.
  • На протяжении многих десятилетий ее имя ассоциируется с шоком в мире моды. Непредсказуемо талантливая выдумщица Эльза Скиапарелли, которая в эпоху своего расцвета была главной соперницей Коко Шанель, парижской звездой моды и музой сюрреалистов, заслуживает большой выставки или книги в России.
  • Пять последних лет Гайдая – два фильма, сценарий третьего... Москва, Одесса, Ялта, Нью-Йорк, Иерусалим... Пять незабываемых лет рядом с Мастером... Хотя познакомился я с Гайдаем гораздо раньше. И очень трудно было предположить великого комедиографа в этом долговязом, весьма тощем и слегка сутулом, старомодно одетом человеке со встрепанным седым хохолком...
  • Любой фестиваль, глубоко убежден Роман Должанский, рождается из желания поделиться тем, что понравилось, с родными, коллегами, соотечественниками, прохожими. Привезти и показать. Так 15 лет назад появился фестиваль NET – Новый европейский театр.
  • Для любителей оперы, да и не только, имя Хибла звучит как пароль, не требующий расшифровки. Журнал Vogue называет Герзмаву оперной певицей нового типа, «когда важен не только голос, но и шоу, блеск бриллиантов,изящество движения по сцене, актерская игра». Назабываемым сказочным видением запомнилась Хибла Герзмава на фантастическом шоу закрытия Олимпиады в Сочи.
  • 17 февраля запомнится всем геликоновцам и художественному руководителю – отцу-основателю Московского музыкального театра «Геликон-опера» Дмитрию Бертману  – надолго! В этот день состоялась торжественная церемония безвозмездной передачи оперы «Царица» (композитор Давид Тухманов, либретто Юрия Ряшенцева и Галины Поллиди) семейным фондом Николая Цветкова – ФП «МЕТА».