Основная причина, по которой народный артист СССР Василий Лановой соглашается или отказывается от роли, его гражданские убеждения: «Для меня важно, чтобы герой имел свою позицию. А наше рыночное время идеализирует торговца, сейчас везде доминирует коммерция. Но потребительство – это страшный грех ,оно уничтожает духовность человечества». Согласитесь, не всякий художник руководствуется сегодня в творчестве столь высокими нравственными критериями. А для Ланового они норма жизни.
Родом из детства
Пословица «Жизнь прожить – не поле перейти» по отношению к любимому артисту не просто фраза. Его фамилия происходит от украинского слова «лан» – поле. А поле жизни Ланового никогда не было гладким…Выбор профессии
В 1950-м семья Лановых поселилась в районе ЗИЛа, где получила однокомнатную квартиру на пять человек. От влияния уличной шпаны Васю спас театр: как-то они с другом Володей Земляникиным прочли объявление: «Сегодня во Дворце пионеров состоится спектакль по книге М. Твена ″Том Сойер″ – ″Друзья из Питсбурга″». Это было первое театральное потрясение: на сцене играли их ровесники, и оба мальчика немедленно захотели стать артистами. После спектакля они пошли за кулисы и умолили руководителя студии Сергея Штейна принять их в коллектив.
На пути к главным ролям Лановому пришлось серьезно работать над двумя проблемами: заиканием и сильным украинским акцентом. Еще был соблазн стать летчиком! Вася даже сдал документы в летное училище после 7-го класса. Но Сергей Львович Штейн бросился в приемную комиссию, чтобы забрать документы Ланового, прозорливо видя в нем будущего великого актера. А в 1951-м Василий получил первую главную роль Валентина Листовского в спектакле «Аттестат зрелости». Успех был оглушительным: гастроли, Первая премия на Всесоюзном конкурсе самодеятельных театров. И первый гонорар, который он с гордостью отдал родителям.
Казалось, никаких сомнений в выборе будущей профессии и быть не может. К тому же юноша успешно выдержал предварительный отбор в Театральное училище имени Щукина. Однако выпускник, окончивший школу с золотой медалью, отнес документы на журфак МГУ. В приемной комиссии уже знали о его сценических успехах и документы взяли с условием: никаких театров.
«Вам телеграмма!»
После всех экзаменационных волнений летом 1953-го они с Земляникиным отправились отдыхать в Керчь. А через пару дней Лановой получил телеграмму вызов на пробы для фильма «Аттестат зрелости». Пришлось выбирать: либо съемки, либо учеба в МГУ. Хорошо, что в «Щуке» приняли документы обратно.
Успех фильма «Аттестат зрелости» радовал всех, кроме педагогов. И студенту Лановому пришлось отказываться от всех предложений, чтобы сосредоточиться на учебе. Но любовь законам педагогики не подчиняется. В 1952-м на совместном вечере ВГИКа и «Щуки» юноша увидел красавицу Зинаиду Кириенко. Непостижимо, но тогда Вася ей активно не понравился. Он даже сватался к неприступной красавице через ее тетю, но и та не смогла уговорить строптивицу.
На втором курсе в отрывке из спектакля «Сверчок на печи» по Диккенсу его партнершей стала Татьяна Самойлова. Актриса вспоминает: «Лановой вскоре после того, как увидел меня в Щукинском училище, подошел и напрямую спросил: ″Кто ты?″ Я почему-то ответила: ″Я дочь своих папы и мамы″. И началась взаимная нежная, лирическая любовь.Правда, будущий тесть был не в восторге: «Вася нам не жених!», но летом 1956-го свадьба все-таки состоялась.
«Павка Корчагин»
На Киностудии имени Довженко в Киеве Лановой снимался в картине «Триста лет тому…». Там его и увидели молодые режиссеры, начинавшие работать над экранизацией романа Николая Островского Как закалялась сталь. Василий Семенович рассказывает: «В 56-м, когда Алов и Наумов начали снимать на Студии Довженко фильм, изначально на роль Павки был утвержден Жора Юматов, но он в очередной раз, что называется, ″заболел″, и тогда режиссеры кинулись на поиски юноши, похожего на Иисуса Христа.
В работе над фильмом молодому исполнителю пришлось не менее сложно, чем его герою, ведь нагрузки были просто нечеловеческие: с 9.00 до 12.00 репетиция роли Чацкого в училище, к 13.00 он ехал во Внуково, чтобы лететь в Киев. С 16.00 до 24.00 надо было находиться на съемочной площадке.К 5 утра возвращался в Москву, но из аэропорта мчался не домой, а в училище, где в гимнастическом зале до начала занятий спал мертвым сном на матах. Такие перегрузки продолжались три месяца. При этом в «Щуке» почти никто не знал о съемках, ведь за участие в них студентов нещадно исключали.
Гром грянул, когда в газете «Правда» поместили большой портрет с подписью: «Студент третьего курса Василий Лановой снимается в роли Павла Корчагина». Ректор Борис Захава понимал: отчислить за роль Корчагина будет идеологически неверно. Тогда Ланового в наказание перевели на курс ниже. Василий Семенович и сегодня не отрекается от своего героя: Главное достоинство самого Островского в полном его бескорыстии. Слепой инвалид с диагнозом «окостенение позвоночника», он по реестру написал светлый роман гимн не эгоизму, а самоотречению человеческому.
«Я – нормальный мужик»
Так о себе говорит Василий Семенович, которого откровенно коробит от ярлыков «секс-символ» или «звезда». Верный своим творческим принципам, он категорически отказывался от роли Анатоля Курагина в «Войне и мире» (1965), не желая играть очередной «фрачный» образ: «В сценарии не было самого главного для меня эпизода, когда Анатолю после Бородинского сражения отрезают в лазарете ногу. Тут уж, как старый лис, я стал торговаться: ″Если, Сергей Федорович (Бондарчук. – Прим. авт.), сцену с ногой включишь, тогда по рукам, а нет извини!″ Он сразу же согласился: ″Включу, все включу, что захочешь″ – и не прогадал, на мой взгляд, это лучшая сцена в картине. «Не могу точно сказать, почему я так выгляжу и активно работаю в таком возрасте, рассуждает он. Но я ставлю это в заслугу в первую очередь не себе, а родителям. Очевидно, это родовая черта, которая помогает мне и в 80 лет делать зарядку каждый день по 20–30 минут. А еще каждый день делаю упражнения для тренировки голоса. Поэтому и преподаю, играю, концертирую. Профессия, конечно, держит в тонусе».
Один театр на всю жизнь
Главным делом жизни для себя Лановой считает театр.Еще на последнем курсе училища он сыграл Ахмета в спектакле «Чудак» по Назыму Хикмету. Тогда-то педагог «Щуки» А. Ремизова посоветовала режиссеру Вахтанговского театра Рубену Симонову пригласить юношу в труппу. Радость от такого важного события омрачилась разводом. Василий Семенович вспоминает: «Мы виделись с Таней только вечерами, поедая холодную манную кашу. Репетиции, учеба, съемки занимали все время. И только ночью мы вспоминали о наших чувствах. Мне очень хотелось детей, и Таня забеременела. Но врачи рожать не советовали: у нее был туберкулез легкого. Аборт сделали нелегально. Все это время я ждал ее на улице. Часа через два она вышла. Мы шли домой и оба плакали. Я ее уговаривал бросить учебу, съемки и только лечиться. Убеждал, что буду зарабатывать много денег. У своего подъезда Таня внезапно перестала плакать и сказала: ″Теперь ничего не хочу. Давай расстанемся. Мне будет без тебя лучше″. Нам было по 23 года.
Трудно было и в театре: по каким-то своим соображениям, Симонов не спешил давать молодому актеру роли. Несколько лет Лановой промаялся на задворках сцены и, отчаявшись, уже собрался уходить. Но Рубен Николаевич предложил ему ввестись на роль Гостя Лауры в «Каменном госте».
От эксцентрики до романтики
Среди своих 60 работ в кино любимой ролью Лановой в шутку называет 20-секундный эпизод в «Полосатом рейсе» с легендарной репликой: «Хорошо плывут вон та группа в полосатых купальниках. Для комедии лицом, говорили, не вышел ну что возразишь? – грустит актер. – Может, они и правы, но в театре я озорничал во множестве водевилей и очень любил именно комедийные, характерные роли».
А в кино за ним закрепился образ идеального романтического героя, в которого влюблялись миллионы девчонок.Молодой актер пытался хотя бы на сцене бороться с коварным амплуа и, сыграв Фортинбраса в «Гамлете», Дон Гуана в «Каменном госте» и гусара Роланда в «Девушке-гусаре», просто умолил Симонова не назначать его на роль Принца в «Золушке», а дать возрастную роль маркиза Па де Труа. Но от роли принца Калафа в восстановленном спектакле «Принцесса Турандот» (1962), символа Вахтанговского театра, отказаться было невозможно. С этим спектаклем связана знаменитая театральная байка: «Рубен Симонов сказал актеру Гриценко: ″Николай, мы уже десять спектаклей сыграли, а вы все один и тот же текст произносите. В ″Турандот″ можно импровизировать - ну придумайте же хоть что-нибудь!″»
Буквально на следующем спектакле Гриценко объявил: «Роль принцессы Турандот исполняет Юлия Борисова. Под этой масочкой скрывается депутат Верховного Совета РСФСР. Роль Калафа исполняет Лановой Вася, про которого один поэт сочинил:
″Семен Михайлович Буденный...
Василь Семеныч Лановой...
Один рожден для жизни конной,
Другой для жизни половой...″»
Зал, конечно, зарыдал от смеха, а Симонов впал в ярость: «Я запрещаю вам импровизировать! С ума сошел: Лановой – половой, обалдел!»
Приход в театр на должность худрука Римаса Туминаса (2007) Лановой поначалу, в силу своего консерватизма, воспринял сложно. А вот режиссер говорит о нем с большим пиететом: «Он железный человек с железным характером, человеческим и актерским». Сейчас Василий Семенович занят в нескольких спектаклях.
Алые паруса для любимой
В начале 60-х Василий Семе нович женился на актрисе Театра имени Пушкина Тамаре Зябловой, ради которой был готовна самые романтические поступки. Так, играя капитана Грея,он уговорил капитана киношхуны, оснащенной алыми парусами, подойти к пирсу возле гостиницы в Ялте, где жила супруга. «Подплывая, я увидел, что Тамара ждала меня на пирсе. Вышел на берег, и нас обступила толпа. Все совали какие-то бумажки,требуя автограф. Тогда я совершил второе чудо: мы сумели вырваться из толпы и скрыться в подъезде гостиницы. Мы были счастливы еще целый год. Тамара, будучи беременной, разбилась в автокатастрофе. Справиться с горем мне помогли друзья,работа. Не скрою, хотелось все ″залить″ по-русски или умереть.Сложные были годы. Но мне дали роль в пьесе ″Перед заходом солнца″». Работа спасла Ланового от депрессии и отчаяния.
«Офицеры» под музыку Вивальди
Василий Лановой один из немногих актеров, которому довелось при жизни удостоиться памятника. 9 декабря 2013 года на Фрунзенской набережной в Москве он присутствовал на открытии монумента «Есть такая профессия – Родину защищать», воссоздающего одну из сцен фильма «Офицеры» (1971).
А ведь он отказывался от роли, считая ее «сиропной». К тому же был еще один серьезный претендент Олег Ефремов.
«Так случилось, – вспоминает актер, – что именно в это время я увлекся замечательной, вдохновенной музыкой Вивальди, был просто покорен ею, много и с удовольствием слушал ее. Именно эта музыка и стала импульсом, толчком на пути к образу. И добавляет: «Иван Варрава – иллюстрация романтической части русского офицерства».
Крутые повороты судьбы
Третьей супругой Ланового стала коллега по театру – Ирина Купченко. В 1972-м они поженились, и почти 40-летний Василий стал отцом: на следующий год родился Александр, а в 1976-м Сергей. Сыновья получили имена в честь великих поэтов: Александра Пушкина и Сергея Есенина.
Брат-близнец Александра не выжил. Несмотря на публичность профессии, супруги сделали все, чтобы не позволить «акулам пера» вмешиваться в их личную жизнь.В одном из интервью Лановой говорил: «Мы с женой оберегали своих детей от театра. Не хотели даже, чтобы они спектакли видели с нашим участием. Профессия актера опасна. Она не для каждой нервной системы». Один сын стал экономистом, второй историком.
Буквально накануне 80-летия Василия Семеновича случилась трагедия: 9 октября 2013-го в Санкт-Петербурге был найден мертвым 37-летний сын Сергей. Чего стоило супругам выдержать измышления «желтой» прессы трудно представить. Сами они категорически отказались от комментариев.
О россказнях же Андрона Михалкова-Кончаловского в книге «Возвышающий обман» по поводу Ирины Купченко отзывается строго: «Раньше после таких откровений люди просто напросто становились руконеподаваемыми».
День сегодняшний
О своей нынешней творческой жизни Василий Семенович рассказывает так: «Я иногда выступаю с чтецкими программами, читаю стихи А. Пушкина, В. Маяковского, А. Блока и других поэтов, но моей главной нишей всегда был и остается театр. Правда, и от интересных предложений в кино он не отказывается. В недавней версии «Трех мушкетеров» Лановой блестяще сыграл кардинала Ришелье. При этом 80-летний мэтр, по словам режиссера Сергея Жигунова, сам рвался скакать на лошадях и делать трюки. А в сериале «Линия Марты» (2014) поразительное мастерство Ланового создает чудо: зритель верит, его герой Юра 70 лет хранит любовь к Марте, с которой 13-летним мальчишкой его разлучила блокада Ленинграда.
Главный инструмент в творчестве мастера экрана и сцены сегодня слово. С 1985-го он преподает сценическую речь в альма-матер. Профессор Лановой строг, не терпит разгильдяйства, опозданий, невыполненных обещаний, гордится коллегой ректор ″Щуки″ Евгений Князев. – Он сам очень пунктуальный, дисциплинированный. Но к каждому студенту Василий Семенович относится как к личности, с большим уважением. И они сами под его влиянием становятся более сознательными, глубокими, думающими».
Накануне 80-летия Патриарх Кирилл обратился к юбиляру: «Созданные вами образы героев, отличающихся сильным характером и внутренним благородством, снискали признание и любовь нескольких поколений наших соотечественников и по праву были отмечены высокими государственными и общественными наградами. Тут, как говорится, ни убавить, ни прибавить.
Полина Лазарева – внучка прославленных актеров Светланы Немоляевой и Александра Лазарева, дочь Александра Лазарева-младшего – с первого появления в главной роли в пьесе Тургенева «Месяц в деревне» подтверждает, что актерскую профессию она избрала не случайно и достойно продолжает актерскую династию.