Когда редакция журнала в канун XX чемпионата мира по футболу в Бразилии поручила мне подготовить материал на футбольную тему, я тут же набрал телефонный номер заслуженного мастера спорта, заслуженного тренера СССР Анатолия Федоровича Бышовца, с которым мы давние и добрые друзья, и попросил его об интервью. Но дело не только в дружбе. В 1970 году в Мексике тогда еще совсем молодой центральный нападающий нашей команды из киевского «Динамо» на своем собственном опыте познал атмосферу чемпионата мира, став главным бомбардиром сборной СССР и, по признанию международных экспертов, одним из лучших игроков чемпионата. А если к этому добавить, что у Бышовца за плечами огромный опыт работы в качестве главного тренера не только клубных российских и зарубежных команд, но и различных сборных, и прежде всего сборной нашей страны, ставшей под его руководством чемпионом Олимпийских игр в Сеуле в 1988 году, то лучшего собеседника я просто не мог найти.
– Анатолий Федорович, спустя много лет наконец-то в чемпионате мира по футболу участвует и команда России. Каковы наши шансы? На что мы реально можем рассчитывать?
– Чемпионат мира по футболу – это большой праздник, своего рода «каннский футбольный фестиваль» с его номинациями. В Бразилию съехались лучшие команды мира, многочисленные болельщики. Этот праздник прежде всего для болельщиков. А для футболистов и тренеров это еще и дни большого испытания, физического и психологического, связанного со стремлением утвердить себя на мировом уровне.
Что касается шансов российской сборной, то, думается, они неплохие. Выйти из отборочной группы, в которую мы попали по жребию, ей по силам. Считаю, что по своим потенциальным возможностям наша сборная может дойти и до полуфинала. Первые наши соперники, а это Бельгия, Алжир и Южная Корея, уступают России в классе и опыте. К тому же надеемся на тренерский опыт главного наставника россиян итальянца Фабио Капелло, который уже проходил уроки чемпионата мира во главе сборной Англии в ЮАР. Многое, конечно, будет зависеть от адаптации наших футболистов к бразильскому климату, их умения вместе с тренерским штабом подойти к матчам в оптимальной форме.
– А как вы оцениваете игру российской сборной в ходе отборочного цикла к чемпионату мира?
– Наша команда в своей группе завоевала почетное первое место, но стабильной игры ей показать, к сожалению, не удалось. Против такого серьезного соперника, как Португалия, россияне продемонстрировали достаточно качественную игру. В то же время в матче против далеко не самой грозной Северной Ирландии был явный срыв. Так что сейчас в Бразилии надо показывать стабильно высокий уровень игры во всех матчах без исключения. Команда не должна разочаровать своих болельщиков.
– В свое время вы говорили, что во многом в основе успеха сборной России, которая во главе с Гусом Хиддинком завоевала на чемпионате Европы в 2008 году бронзовые медали, лежала ее раскрепощенная игра, поставленная голландцем. А какие козыри могут быть в руках у Капелло?
– В 2008-м над командой Хиддинка не довлел результат и она достигла достаточно высокой цели, показав при этом зрелищный атакующий футбол. Но чрезмерная раскрепощенность и, очевидно, удовлетворенность третьим местом не позволили если уж не выиграть чемпионат, то хотя бы дойти до финала. Морально волевого настроя явно не хватило. Правда, в полуфинале на пути нашей команды оказалась Испания, которая на голову была выше своих конкурентов. В конечном счете она-то и стала чемпионом Европы, а через два года и мира.
Чемпионат мира по футболу – это не только состязание лучших команд и лучших тренеров в уровне футбольного мастерства. Это также соревнование в умении наилучшим образом использовать личные качества футболистов, умении целенаправленно подготовиться к игре с каждым отдельно взятым соперником. Козыри Капелло, которые он обязательно должен использовать в Бразилии, это прежде всего его колоссальный опыт, способность четко организовать командную игру, сыграть на амбициях своих игроков.
– Кто сегодня лидер российской футбольной дружины как по игре, так и по авторитету? Кто может «завести» команду в нужный момент?
– Как ни странно это прозвучит, но, на мой взгляд, одного ярко выраженного лидера в сборной России нет. Скорее, есть лидеры в ее отдельных звеньях. На вратарской позиции это, безусловно, Акинфеев, в обороне – центральная ось Игнашевича с Березуцким, в нападении – Кокорин. Добротный креативный блок представляет собой линия полузащиты, где есть из кого выбирать: Глушаков, Денисов, Широков, Дзагоев, Жирков и отменно игравший последний сезон Самедов. Но отсутствие одного лидера не мешает российской команде быть в целом командой с отлаженной дисциплиной и строго выраженной структурой.
– Как бывшему нападающему, вам не обидно, что в нынешней российской сборной явный дефицит игроков данного амплуа? Да и в российском футболе в целом наличие качественных нападающих – большая проблема. В чем причина? Ведь все мальчишки, когда делают свой первый удар по мячу, мечтают быть именно нападающими.
– Основная причина видится в системе обучения молодых футболистов. Сегодня большинством российских тренеров взят курс на универсальность подготовки игроков, нередко в ущерб развитию их индивидуальных качеств. А роль нападающего связана прежде всего с его индивидуальным талантом. Поэтому пока у нас нет ни Месси, ни Рональдо.
Но я бы не стал драматизировать ситуацию. Молодые нападающие и игроки линии активной поддержки атаки в российском футболе, конечно, есть. Это и бывший «спартаковец», а ныне ростовчанин Дзюба, Канунников из «Амкара», «зенитовец» Шатов. И правильно, что Капелло уже привлекает некоторых из них к работе в национальной команде. Пусть они пока и не попадают в основной состав, сама возможность лично повариться в атмосфере чемпионата мира дорогого стоит. Тем более что следующий чемпионат мира по футболу пройдет в 2018 году в России.
– Сейчас в России идет горячая дискуссия о лимите на легионеров в российском футболе. Одни считают, что его надо увеличить, другие? – уменьшить, третьи – вовсе отменить. Вы принадлежите к какой из этих «партий»?
– Уже несколько лет я говорю о необходимости ориентироваться не на количество иностранных игроков, а на их качество. Однако сегодня легионеров, которые могут действительно обогащать российский футбол, служить наглядным примером для молодежи, откровенно говоря, мало. Более того, большое количество иностранцев, которых тренеры просто обязаны ставить в основной состав в силу их миллионной стоимости, априори закрывают двери перед нашими молодыми игроками, лишая их игровой практики. Я за уменьшение лимита с 7 до 5 легионеров.
– А как вы относитесь к идее Капелло предоставить российское гражданство иностранным футболистам из российского чемпионата, которые изъявят желание играть за национальную сборную нашей страны? По его мнению, это могло бы ее значительно усилить.
– К подобной натурализации я отношусь в целом отрицательно. Лучшие иностранцы из нашего чемпионата уже играют за сборные своих собственных стран. Выбирать придется из «вторых номеров», а они по уровню мастерства вряд ли превосходят наших футболистов. Да и проблемы совместимости в одной команде «своих» и «чужих своих» вряд ли удастся полностью избежать.
И еще об одном моменте в данном контексте: к сожалению, сегодня не уделяется должного значения воспитанию чувства патриотизма у игроков национальных сборных. Проявление патриотизма, который сплачивает команду,? – важнейший элемент футбола на международном уровне. Сборная СССР, которой я руководил на Олимпийских играх в 1988-м в Сеуле, уступала по звездности состава и Италии, и Аргентине, и, конечно, Бразилии. Однако, будучи одержимой желанием победы для своей страны, моя команда проявила высочайшую силу духа и единство, сыграла на пределе своих возможностей, что в итоге и принесло ей золотые медали олимпийских чемпионов. Может ли быть стопроцентным патриотом натурализованный футболист? У меня есть сомнения на этот счет.
– Что вы думаете по поводу значительного присутствия в России иностранных футбольных тренеров, иностранных специалистов в российском спорте в целом? Недавно даже В.В. Путин задался данным вопросом, поручив всем вместе подумать на эту тему.
– Действительно, футбольных тренеров-иностранцев у нас немало, и, за редким исключением, это далеко не лучшие специалисты. С учетом тех привилегированных условий, которые, в отличие от большинства отечественных тренеров, для них создаются, я не вижу особых достижений. Выигрыш чемпионата России вряд ли может считаться критерием успеха для тренера-иностранца, под которого богатый клуб может позволить себе купить практически любого игрока. Истинным критерием успеха должны быть достижения на европейской арене, как минимум, выигрыш кубка Лиги Европы. Где они эти достижения? Их нет.
– Вернемся в Бразилию. Кто главные фавориты чемпионата? Кто встретится в финале?
– История чемпионатов мира по футболу говорит о том, что, если он проходит в Южной Америке, фаворитами всегда являются команды, представляющие этот континент. Так что отнесем к ним Бразилию, Аргентину и, наверное, Уругвай. Но нельзя не видеть и мощь сегодняшнего европейского футбола, который, в силу массового присутствия в европейских национальных чемпионатах южноамериканских игроков, вобрал в себя все лучшее из футбола Южной Америки.
К фаворитам из Европы я бы смело отнес Германию, Испанию и Францию. Две из вышеназванных шести команд, судя по всему, и поборются между собой в финальном матче за звание чемпиона мира. А кто победит? Победит сильнейший.
– А легендарный бразильский футболист Пеле в своем недавнем интервью «Аргументам и фактам» в Краснодаре сказал, что мечтает о финале Бразилия– Россия. Как вам такой прогноз?
– Страна-хозяйка турнира – вполне очевидный претендент на финальный матч. Что касается высказывания Пеле о России, то это, скорее, просто политес. Если учесть, что интервью он давал российской газете.
– Ждете ли вы от чемпионата в Бразилии открытия каких-либо свежих тактических схем, новинок в ведении игры? Или в футболе сегодня уже все изобретено?
– Футбольная история знает чемпионаты мира, когда утверждались революционно новые схемы и системы ведения игры. Например, изобретенная и с успехом опробованная бразильцами на чемпионате мира в Швеции в 1958 году система 4–2–4. Сейчас ведущие команды мира, как правило, используют систему 4–3–3, которая наиболее гармонично позволяет переходить из обороны в атаку и наоборот, что является сутью современного футбола. Думаю, что построение игры по этой системе будет преобладать и в Бразилии. Принципиально новых тактических схем ожидать не следует. Однако нюансы в интерпретации господствующей на сегодня в мировом футболе тактики возможны.
– А новые звезды на футбольном небосклоне чемпионата в Бразилии зажгутся? Или там по-прежнему будут блистать аргентинец Месси с португальцем Роналдо, испанец Иньеста с французом Рибери?
– Среди тех молодых игроков, которые еще ни разу не участвовали в чемпионатах мира, можно многого ждать от бразильца Неймара. Вполне могут блеснуть и наши Кокорин и Шатов, если последнему тренеры предоставят достаточно игрового времени и он подготовится к чемпионату со всей ответственностью.
Что касается признанных звезд, есть опасение, что на их игре может негативно сказаться физическая и психологическая усталость после насыщенного сезона в национальных чемпионатах своих стран, играх за сборную и в европейских кубковых турнирах. И будем надеяться на лучшее.
– В футбольных кругах вы известны как тренер-интеллектуал. Вы всегда настаивали на том, чтобы футболисты учили иностранный язык, читали книги, ходили в театр и в музей. Кому-то это нравилось,
– Абсолютно в этом убежден. Это же прививали мои уважаемые учителя и великие тренеры Качалин, Якушин, Маслов. И своим ученикам я постоянно объяснял, что все великие футболисты нашей эпохи – разносторонне одаренные, образованные люди, что это помогает человеку добиться максимальных успехов в спорте и в жизни.
– У вас спортивная семья: вы – знаменитый тренер и футболист, жена – мастер спорта по фигурному катанию. А ваши сыновья продолжили семейную традицию?
– Оба сына играют в футбол, но только на любительском уровне, с друзьями. Занимались они в свое время теннисом и фехтованием. Однако профессиональными спортсменами не стали. Получив высшее образование, оба сделали свой выбор в пользу государственной службы. Я как человек, хорошо знающий все тяготы профессионального спортсмена, такой выбор сыновей полностью одобряю.
Интервью вел Александр Владыченко
Фото ИТАР–ТАСС
«Россия – сильная и красивая страна, которая никого не оставляет равнодушным». В начале июня президент России Владимир Путин посетил Францию с визитом. Пятый по значимости экономический партнер нашей страны в Европе, Франция долгие годы являлась и важным политическим союзником.
12 июня Бразилия отпраздновала День влюбленных и старт чемпионата мира по футболу. Представляем главных героев турнира: десять полевых игроков и вратаря, как в настоящей команде.
Во всем, что касается еды, мы легко попадаем под чужое влияние. Если посмотреть на новейшую ресторанную историю, то окажется, что она состоит из нескольких периодов: в середине 90-х мы искренне верили в ренессанс французской кухни, ближе к нулевым – повально ели суши, потом перешли на рукколу с креветками, а теперь вот мним себя новым Бруклином и любим бургеры.
21 мая исполнилось 80 лет кинорежис- серу Глебу Панфилову. Он отдельный человек в нашем кинематографе, глубокий и несуетный, с безупречной репутацией и авторитетом.
В Государственном историческом музее проходит выставка «Кочевник. Между небом и землей».
Она необычна для исторического музея, потому что представляет работы современного скульптора Даши Намдакова в сопровождении подлинных археологических и этнографических артефактов из коллекции ГИМ.