В Государственном историческом музее проходит выставка «Кочевник. Между небом и землей».
Она необычна для исторического музея, потому что представляет работы современного скульптора Даши Намдакова в сопровождении подлинных археологических и этнографических артефактов из коллекции ГИМ. Отмечу, что, хотя древние экспонаты, относящиеся к разным минувшим эпохам и связанные с историей кочевых обществ, в данном случае призваны играть роль оправы для центрального бриллианта, то есть творчества нашего гениального современника (поверьте, это не преувеличение и не комплимент, а констатация факта!), их выбор и принцип демонстрации зрителю делает честь музею.
Тот, кто способен оценить подлинную значимость и исключительность этих вещей, несомненно, найдет для себя много интересного, увидев их в новом контексте, в который они превосходно вписаны. Предметы, материальные свидетели прошедших веков, поддержаны текстами из эпосов разных кочевых народов, что вносит поэтическую ноту, которая созвучна произведениям скульптора. Особой находкой устроителей выставки можно назвать смелое решение поместить в залы постоянной археологической экспозиции большие скульптуры Даши Намдакова. Есть
Открывшаяся выставка – это большое событие в культурной жизни столицы, потому что творчество художника – явление уникальное. Его выставки с успехом проходили в разных странах Европы и в Америке, и имя его уже давно известно в мире.
Необычная выставка, соединившая древность и настоящее, ставит множество вопросов перед зрителем. Показанные на ней вещи, и древние, и современные, расскажут о мире, окружающем нас, многообразном и изменчивом; о духовности и земном существовании, о жизни и смерти, о любви и вере, о красоте и надежде, о страхе и бесстрашии, о войне и мире.
В 2012 году выставка Даши Намдакова прошла в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, что само по себе примечательно. С одной стороны, это своего рода акт признания скульптора мастером высочайшего класса и включение его в когорту выдающихся художников мирового уровня. С другой – это опыт сопоставления современного искусства с древним и попытка осмысления в этом ключе развития мировой культуры в целом. В Эрмитаже, как и теперь в Москве, археологические артефакты на этой выставке были соединены с творениями нашего современника, духовный мир которого оказывается вполне органично связанным со всеми предшествующими историческими эпохами.
Даши Намдаков, несомненно, явление в искусстве – не только в бурятском, не только в российском, не только в современном, – в искусстве мировом, в искусстве вообще, вне времени и пространства. Этот факт следует признать. Его почерк неповторим: ощущение формы, пластики, движения, чувство пропорции и гармонии в его работах безупречно и вместе с тем самобытно. Изысканный эстетизм его произведений ни с кем и ни с чем несравним. Они прекрасны какой-то нездешней красотой, красотой грез и сновидений. При этом его изобразительный язык выверенно лаконичен и точен, а власть над линией безгранична.
Когда-то в ранней юности Даши тяжело болел и был на грани жизни и смерти. Старая шаманка, предрекая ему жизнь и разглядев в мальчике нечто особенное, пообещала, что эта жизнь не будет обычной, сказав, что у него есть дар, сродни шаманскому, и это накладывает на него соответствующие обязательства. Этот же дар дает ему и особые права: художник, наделенный даром, под стать Демиургу, может и должен творить. Наверное, именно поэтому в произведениях Даши Намдакова любая деформация естественных природных пропорций, любая гиперболизация или редуцирование деталей не носят деструктивного характера и не разрушают форму, а рождают новую реальность. Однако дар подразумевает и титанический труд овладения мастерством, и совершенствование в нем. И в данном случае мы, несомненно, имеем дело с Мастером.
Его искусство завораживает: оно притягательно и странно одновременно. Оно захватывает зрителя и заставляет возвращаться к нему вновь и вновь. Увидев его однажды, вы никогда не забудете этой затаенной грезы и мощной страсти.
То, что Даши Намдаков художник современный, не подлежит сомнению. Это касается не только трактовки формы, пластики, но и мироощущения в целом, видения сущности окружающего мира. Его творчество доказывает, что, вопреки существующему мнению, изобразительное искусство еще не исчерпало своих потенциальных возможностей.
Однако при всей современности творчества Даши Намдакова в его произведениях явственно проступают образы древнего мира. Они органично входят в его художественную концепцию. Древневосточная мифология и исторические реалии читаются в его композициях, пробуждая глубинные ассоциации с миром древних кочевников, воинственным и суровым, – миром, создавшим свою гармонию форм и динамики, свою эстетику восприятия окружающего. И искусство Даши Намдакова чрезвычайно тонко и деликатно доносит ее отголоски в современных формах и в совершенно новых ракурсах. Это совсем не иллюстрации к истории и, строго говоря, даже не исторические образы, а аллюзии: в творчестве Даши Намдакова мы находим лишь воплощение некой загадочной энергетики прошлого, передающейся в веках как достояние культурного наследия.
Художественное творчество – удивительный феномен, не поддающийся объяснению в принципе и, очевидно, ему и не подлежащий, поскольку рождение художественного образа – таинство. Художественное произведение – это своего рода живой организм. Оно всегда представляет диалог автора со зрителем, а восприятие образа – это процесс, в котором не последнюю роль играет и субъект восприятия. Зритель может увидеть или почувствовать в нем то, чего порой и не предполагал заложить в него автор, но сделал это невольно, повинуясь своему подсознанию и эмоциям. Высшее достоинство художника – это оставление зрителю некой свободы восприятия, вовлечение его в сотворчество и стимуляция его собственного воображения и эмоционального поля. В художественном произведении важны некие сенсорные точки соприкосновения, заданные и обозначенные автором и адресованные зрителю, который на основе собственных ассоциаций воспринимает образ.
В творчестве Даши Намдакова явственно прослеживаются две составляющие: прекрасная профессиональная школа европейского художника и образы древних цивилизаций Востока как источник вдохновения. Его безукоризненное владение формой и линией вызывает восхищение. Это в равной степени относится и к его скульптуре, и к графике. Даши Намдаков впитал наследие мирового изобразительного искусства от живописи Альтамиры и ренессансной графики, японской гравюры и нэцке, скифо-сибирского звериного стиля и центрально-азиатской и средневековой европейской пластики до африканской скульптуры. Однако это отнюдь не набор заимствований, это явление гораздо глубже и масштабнее, а истоки образов находятся совсем в иной плоскости. Культура его творчества столь высока, что трудно поверить, что художник вырос в далекой Бурятии, вдали от музеев и мировых сокровищниц искусства. Он постоянно работает, продолжая художественные поиски и реализуя новые идеи. Его скульптура чрезвычайно многообразна, воплощаясь и в монументальных формах, и в мелкой пластике.
Эхо веков отзывается в образах Даши Намдакова. Узнаваемые черты – это только тень предшествующих эпох мировой культуры. Это не реплики каких-то удачно найденных формул или стилизаторские перепевы известных мотивов. Это искусство далеко от подражания или цитирования, несмотря на прямые отголоски в способе организации формы или пространства, поскольку в каждом произведении Даши Намдакова его собственное мироощущение, пластика и мощное творческое начало. Это совершенно новая художественная материя, живая и трепетная.
В его творчестве причудливо и неразрывно переплелись вековые традиции европейского и азиатского искусства. Высочайшее мастерство графики, отточенность контуров и выразительность образов ставит творчество Даши Намдакова в один ряд с самыми выдающимися художниками. Текучие, подвижные линии, ощущение меры, которое сохраняет гармонию формы и соотношения объемов при стилизационном искажении натуральных пропорций, отличают как его трехмерные произведения, так и графику. Это умение сравнимо с безупречным чувством формы и равновесия в композициях скифо-сибирского звериного стиля эпохи ранних кочевников.
Искусство Даши Намдакова одновременно созерцательно и интеллектуально. Его отличает романтизм, несущий грацию и нежность женским образам и могучую энергию образам героическим.
Творчество Даши Намдакова справедливо сравнивают с жанром «фэнтези» в литературе, популярность которого соответствует ориентированности современного сознания и сегодняшнему мировоззрению. Причем это не формальная принадлежность жанру, а характер мироощущения и импонирующей ему образной системы, метафоричность которой подчас относится к области подсознания. Метафора – это основа лексики «невидимых миров», то есть внутренней жизни человека. Посредством метафоры создается образ. Именно она апеллирует к воображению и всегда порождает смысл, воспринимаемый разумом, однако, оставляя некую недосказанность, некий скрытый подтекст и неоднозначность.
Образы искусства Даши Намдакова сближаются со сферой сновидений и фантазий, которые по своей природе, морфологии и структуре близки мифологическим. Выразительность и красота образов Даши Намдакова зачаровывают своей сказочной загадочностью и явственной, но не сразу осознаваемой замедленностью даже самого стремительного движения. Такое движение характерно именно для сновидений.
Вот конный воин-лучник, мгновение назад спустивший тетиву лука, – и у зрителя возникает полное ощущение, что он еще слышит звенящий звук тетивы и свист летящей стрелы. Сложный ракурс фигуры коня и позы всадника, застывших в стремительном движении, – миг вечности.
Образ свободы и необузданной дикой силы в облике несущегося вскачь коня, стремительность бега которого парадоксально ощущается застывшей в мгновении и свободно парящей, а сама фигура? – лишенной всякого насилия гравитации. Такова его скульптура «Стихия» (1999).
Чрезвычайно интересны образы Даши Намдакова, в которых проступает сакральный смысл видений. «Воспоминания о будущем» (2001) – произведение, которое рождает ассоциации со сновидениями, образом смерти и космической фантазией. Ритуалы шаманов и буддийского монаха становятся темами произведений Даши Намдакова. Его «Шаман» (1998) загадочен и пугающе притягателен. Мотив священнодействия в скульптурах «Хозяин» (1998) и «Ритуал» (2001) манит и волнует одновременно, создавая иллюзию ощущения звука.
Фантазии то ли глубокого прошлого, то ли далекого будущего видятся в необычайно выразительных фигурах воинов с распластанными в немыслимом развороте фигурами, в состоянии перенапряжения внутренних сил ( «Бегущий», 2004; «Лучник», 2000) и в причудливом образе ( «Вечер», 2000), напоминающем фантасмагории Босха.
Женские образы в творчестве художника нежны, хрупки и изысканно изящны. Они всегда сопряжены с фантазией и грезой, демонстрируя одновременно беззащитность и грацию. Так, «Кокон» (1999) дышит оцепенением, застылостью и покоем вечного сна. Высокий головной убор древних цариц и спокойствие вечности уводят зрителя в мир то ли фантастических, то ли исторических видений.
Автор Елена Королькова
Фото предоставлены пресс-службой художника
«Россия – сильная и красивая страна, которая никого не оставляет равнодушным». В начале июня президент России Владимир Путин посетил Францию с визитом. Пятый по значимости экономический партнер нашей страны в Европе, Франция долгие годы являлась и важным политическим союзником.
12 июня Бразилия отпраздновала День влюбленных и старт чемпионата мира по футболу. Представляем главных героев турнира: десять полевых игроков и вратаря, как в настоящей команде.
Во всем, что касается еды, мы легко попадаем под чужое влияние. Если посмотреть на новейшую ресторанную историю, то окажется, что она состоит из нескольких периодов: в середине 90-х мы искренне верили в ренессанс французской кухни, ближе к нулевым – повально ели суши, потом перешли на рукколу с креветками, а теперь вот мним себя новым Бруклином и любим бургеры.
21 мая исполнилось 80 лет кинорежис- серу Глебу Панфилову. Он отдельный человек в нашем кинематографе, глубокий и несуетный, с безупречной репутацией и авторитетом.
Когда редакция журнала в канун XX чемпионата мира по футболу в Бразилии поручила мне подготовить материал на футбольную тему, я тут же набрал телефонный номер заслуженного мастера спорта, заслуженного тренера СССР Анатолия Федоровича Бышовца, с которым мы давние и добрые друзья, и попросил его об интервью.