Полина Осетинская: «Что поможет выжить»

Полина Осетинская– Говорят, благотворительность сродни неизлечимой болезни: начав помогать однажды, невозможно остановиться. Когда это с вами случилось?
– Все начинается со способности принимать близко к сердцу страдания другого. Не могу сказать, что я прежде была каменной, но эта способность к состраданию не была такой явной, пока я сама не родила, а затем не увидела обреченных детей и их мам, которым приходится бороться за жизнь. Мысль была страшная: а могла бы я так? А кто мне будет помогать, если, не дай бог, что-нибудь случится с моими детьми? Позже столкнулась в интернете с ужасной историей матери детей, которым никто не мог помочь. Она похоронила двоих дочерей подряд, годовалую и 12 лет, обе умерли от муковисцидоза, потом родила сына-дауна, ушел муж, и заболела раком мать. Как можно одному человеку все это пережить, я не могу себе представить. Мы с моими друзьями и еще многими людьми стали собирать для этой Марины деньги на лечение ее последнего ребенка, и с тех пор я близко к сердцу принимаю слово «муковисцидоз».

– Вы уже знали, как помогать попавшим в беду?
– Нет, конечно. После несчастья в жизни всегда обостряется способность к эмпатии. Раньше просто перечисляла часть гонораров фондам, переводила деньги на счета детдомов, дружила с теми, кто этим занимается. Системно озаботилась после Марины. А потом Майя Сонина, директор фонда «Кислород», предложила мне стать попечителем фонда. Попечитель уже по-другому пытается помогать.

– Что самое тяжелое в благотворительности?
– Регулярно не получается собрать кому-то помощь, и наши дети погибают от нехватки лекарств, концентраторов или не доживают до пересадки легких. Надо спешить. Если есть возможность, помогать без раздумий. В России немало обеспеченных людей, и хотелось бы, чтобы все понимали: вряд ли очередная новая сумка или путешествие на Канары может принести душе радость, сравнимую с благотворительностью. Поговорите с мамой спасенного на ваши деньги ребенка – это же несопоставимые чувства.

– Как вы вышли непосредственно к нуждающимся?
– Статистика: в России муковисцидозом болеют 10–15  тысяч детей, а выделено на этих больных – на всю страну – девять (!) коек. А ведь эти дети не обречены на скорый уход: в развитых странах они доживают в среднем до 45 лет при хорошем качестве жизни. Существует большая проблема с антибиотиками и ферментами. По идее, их должно обеспечивать государство, но оно часто не обеспечивает вовсе либо заменяет качественные препараты дженериками с побочными эффектами, что в последнее время стало особенно актуально.

– То есть на государство надежды нет?
– У нас перевернута пирамида. Налоги, зарплаты, здравоохранение – все взаимосвязано, все в круговороте, а про масштабы коррупции уже все сказано тысячу раз. Потому сейчас перекладывать на государство все проблемы – инфантилизм. Реалии такие, какие есть, хотим мы этого или не хотим. В других странах вообще по-другому устроены механизмы социальных гарантий и обязательств. Поэтому сейчас вместо того, чтобы кричать «почему нам государство ничего не дает?», вместо истерики можно вспомнить про теорию малых дел, и она поможет выжить. Это не значит, что не надо теребить государство, но одно не перекрывает другого. Теория малых дел – способ найти отдушину и не сойти с ума от бездействия.

Полина Осетинская– Почему в России не доверяют благотворительным фондам?
– В России доверяют фондам с проверенной репутацией. И людям. Фонду Чулпан Хаматовой «Подари жизнь», чье имя – уже доказательство, что ни копейки не пропадет. Журналисту Валерию Панюшкину, который пишет для Русфонда о каждой счастливой или несчастливой истории и умеет такие подобрать слова, что трудно пройти мимо; Ксении Раппопорт и ее «детям-бабочкам», фонду Бэла; «Детским сердцам» Кати Бермант. Сначала я знакомилась с людьми, а потом уже все остальное. Все они дают отчет, на что тратятся средства. Так я и пришла к Майе Сониной в «Кислород».

– Полина, я утрирую и провоцирую, но не спросить не могу, ситуация в культуре тоже непростая, и артисты часто собирают деньги на проекты. Кому нужнее помощь?
– Каждый раз надо думать, это дело интуиции и личных предпочтений, но нужнее спасти жизни. Вот сейчас я буду собирать с миру по нитке на запись нового альбома. Был бы мешок денег – отдала бы больным. Только что, в конце мая, провела мой первый личный вечер как попечитель фонда «Кислород». Не только сама играла. Выступали также композитор Антон Батагов, пианистка Катя Сканави в ансамбле со своей дочкой Александрой Стычкиной, группа «Вежливый отказ». Всем им огромное спасибо.

– А что могут сделать люди без особых средств и таланта?
– Ну, во-первых, не надо думать, что благотворительность  – удел богатых. Все эти огромные суммы складываются порой из 100, 200 и 300 рублей, посылаемых ЕЖЕМЕСЯЧНО, то есть системно. Если вы выберете фонды себе по вкусу и будете каждый месяц отправлять туда хотя бы сумму одного вашего обеда, это уже будет большое дело. И конечно, всем благотворительным фондам помощь нужна не только материальная: сдать кровь, принести вкусные пирожки в больницу детям-отказникам, поиграть, порисовать с ребенком. На самом деле дать и отойти – это просто, не требует сил. Другой подход требует самоотверженности. Подарить игрушки и конфеты проще, чем выбрать ребенка и раз в неделю приезжать к нему общаться, но люди это делают и в одиночку сворачивают горы.

– Личный вопрос: вы востребованная пианистка, публичная персона с миллионом дел, мать троих детей. Не обделяете своих малышей, занимаясь еще и благотворительностью?
– Ох, ем себя, конечно. Но… все ведь происходит на их глазах. Вот только что собрала вместе с ними три мешка одежды, коробку игрушек и отвезла тем, кому они нужнее. На благотворительные акции стараюсь брать их с собой. После такого концерта первое, что они сделали, вернувшись домой, нарисовали кучу открыток, сделали печенье, красиво все убрали, повесили у себя на двери плакат и позвали семью на благотворительную акцию, собирая монетки в коробочку. Не самая плохая затея. И еще, я ничего особенного не делаю. Это может каждый. А вот тем людям, которые работают в фондах, сидят в больницах, ездят к детям домой и стараются облегчить их жизнь, вот им нужно поставить памятник.

ИНТЕРЕСНО
Пианистка Полина Осетинская (1975) родилась в Москве, в шесть лет дала первый сольный концерт, в восемь дебютировала с оркестром Саулюса Сондецкиса. Окончила Петербургскую консерваторию. Выступала со многими знаменитыми дирижерами и оркестрами мира, включая ЗАКРО, ГАСО, Токийский филармонический оркестр. Участник престижных фестивалей уровня Mainly Mozart, Chopin Festival, «Звезды белых ночей» Валерия Гергиева. Автор автобиографической книги «Прощай, грусть!». Много гастролирует, кроме академической музыки исполняет сочинения композиторов-современников. Попечитель благотворительного фонда помощи больным муковисцидозом «Кислород» http:// www.bf-kislorod.ru/, созданного в 2007 году группой волонтеров.

Читайте в этом номере
  • Для компании Automobili Lamborghini начинается новая эпоха. На смену успешному Gallardo приходит Huracán LP 610-4, который по-новому раскрывает тему суперспортивного автомобиля благодаря уникальному дизайну, набору инновационных технологий, выдающимся динамическим свойствам и превосходному качеству исполнения.
  • 4 мая Rolls-Royce отметил 110-летие со дня встречи двух его основателей. В этот день первый раз встретились и договорились о создании компании Чарльз Роллс и Генри Ройс. Несмотря на то, что официально компания была создана 15 марта 1906 года, именно дата первой встречи двух основателей занимает особое место в традициях Rolls-Royce.
  • «Россия – сильная и красивая страна, которая никого не оставляет равнодушным». В начале июня президент России Владимир Путин посетил Францию с визитом. Пятый по значимости экономический партнер нашей страны в Европе, Франция долгие годы  являлась и важным политическим союзником.

  • Алена Баева – одна из самых заметных звезд нового поколения российского исполнительского искусства. Молодую, красивую и яркую скрипачку успели полюбить во всем мире. Ей рукоплескали в Нью-Йорке и Брюсселе, Лондоне и Париже, в Иркутске и Сыктывкаре.
  • B.A – уникальная биоактивная омолаживающая линия, разработанная в лаборатории японской компании POLA, особенно полезна тем, кому за 30!
  • Звездный долгожитель отечественной эстрады Валерий Леонтьев  отмечает свое 65-летие серией концертов в Петербурге, аншлаговым сольником в столичном Кремлевском дворце и релизом нового альбома «Любовь-капкан».
  • 12 июня Бразилия отпраздновала День влюбленных и старт чемпионата мира по футболу. Представляем главных героев турнира: десять полевых игроков и вратаря, как в настоящей команде.

  • Владимиру Машкову популярности и везения в профессии не занимать. Хотя в студенческие годы, когда его дважды исключали из театральных вузов, вряд ли его педагоги, да и сам он, были уверены, что так удачно сложится его судьба.
  • Середина мая ознаменовалась громкой премьерой: 67-й Каннский кинофестиваль открылся долгожданным фильмом Оливье Даана «Принцесса Монако». Широкий интерес к Монако был вызван в 1956 году роскошной «свадьбой века» князя Ренье III (отца Альбера II) и голливудской актрисы Грейс Келли.
  • Знаменитая фотомодель и общественный деятель Наталья Водяновавместе с легендарными художниками Эмилией и Ильей Кабаковыми провели в Париже благотворительный ужин в поддержку фонда «Обнаженные сердца».
  • Город, в котором никогда не бывает скучно. Город-космополит, удивляющий сочетанием роскоши и культуры. Канны. Если бы не Лорд Брухэм, бывший канцлер Его Королевского Величества, решивший здесь зазимовать в 1834 году из-за эпидемии холеры в соседнем регионе и оставшийся здесь на 34 года, может, мы бы не знали этот город таким европейским и аристократичным.
  • Во всем, что касается еды, мы легко попадаем под чужое влияние. Если посмотреть на новейшую ресторанную историю, то окажется, что она состоит из нескольких периодов: в середине 90-х мы искренне верили в ренессанс французской кухни, ближе к нулевым – повально ели суши, потом перешли на рукколу с креветками, а теперь вот мним себя новым Бруклином и любим бургеры.

  • Обладательница «Оскара» и бренд амбассадор OMEGA Николь Кидман появилась на красной дорожке Кан-нского кинофестиваля в уникальных винтажных часах OMEGA, усыпанных бриллиантами.
  • В этом году Олегу Янковскому исполнилось бы 70 лет. Он ушел из жизни в 65. Можно сказать, что умирал публично, на глазах у всей страны. Газеты пестрели беспощадными заголовками по отношению к смертельно больному, но еще живому человеку.
  • Жизнь и творчество Римаса Туминаса отлично иллюстрируют мысль о том, что самым действенным способом объединения постсоветского пространства могла бы стать общая культура. Консерватория в Вильнюсе и диплом режиссера в Москве...
  • Как-то Никита Михалков сказал о женщинах своего брата Андрона Кончаловского: «Он давал им намного больше, чем они ему». Эти слова очень точны и по отношению к французскому режиссеру Роже Вадиму (1928–2000): его возлюбленные часто были не только инициаторами отношений, они безжалостно покидали Пигмалиона, как только ощущали себя Галатеями.
  • 21 мая исполнилось 80 лет кинорежис- серу Глебу Панфилову. Он отдельный человек в нашем кинематографе, глубокий и несуетный, с безупречной репутацией и авторитетом.

  • В Государственном историческом музее проходит выставка «Кочевник. Между небом и землей». 

    Она необычна для исторического музея, потому что представляет работы современного скульптора Даши Намдакова в сопровождении подлинных археологических и этнографических артефактов из коллекции ГИМ.

  • Когда редакция журнала в канун XX чемпионата мира по футболу в Бразилии поручила мне подготовить материал на футбольную тему, я тут же набрал телефонный номер заслуженного мастера спорта, заслуженного тренера СССР Анатолия Федоровича Бышовца, с которым мы давние и добрые друзья, и попросил его об интервью.