21 мая исполнилось 80 лет кинорежиссеру Глебу Панфилову. Он отдельный человек в нашем кинематографе, глубокий и несуетный, с безупречной репутацией и авторитетом.
Панфилов пришел в кино не сразу. Прежде окончил Уральский политехнический институт, работал инженером на заводе, увлекался фотографией. Поступив во ВГИК, учился на кинооператора. А режиссуру осваивал на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Начинал с документального кино. Его игровые картины «В огне брода нет», «Начало», «Васса», «Тема», «Мать» имеют награды главных фестивалей в Берлине, Венеции, Локарно, Карловых Варах и Москве. Европейская киноакадемия отметила статуэткой «Феликс» Дмитрия Певцова за роль в «Матери». Обо всем этом сегодня словно бы забыли, потому как Панфилов не имеет ни малейшего отношения к кинотусовке, сам о себе не напоминает. Однако проходит время, и его картины не только не устаревают, но воспринимаются как чистая классика. Все сказанные
Паузы между его фильмами достигали иногда до пяти-семи лет. Панфилов не гнал. Каждой его новой работе предшествовала колоссальная подготовка. Потому и фильмография у Панфилова не столь обширная. Чего стоит драматическая история с фильмом о Жанне д`Арк! Сколько лет он мечтал снять этот фильм! Как переживал по поводу невозможности осуществить свой замысел. В 1973-м его жена и талисман актриса Инна Чурикова напишет председателю Госкино СССР Филиппу Ермашу письмо, в котором расскажет, как отказывалась от ролей ради Жанны д`Арк, от возможности иметь детей. О том, что стареет и скоро не сможет ее сыграть. Описала мысли, приходившие в голову,? – о ненужности жизни и уходе из нее. Это письмо несколько лет назад обнародовали на кинофестивале «Сталкер», и оно произвело убийственное впечатление своей эмоциональностью и отчаянной попыткой достучаться до холодных сердец. На письмо ей не ответили и наложили резолюцию: «Чуриковой не отвечать».
Как-то он рассказывал в нашем разговоре: «Мне до сих пор нравится моя первая профессия инженера на заводе. Но возникло желание прийти к чему-то большему». Когда в начале 90-х рушился на глазах «Мосфильм», Панфилов создал свою студию и назвал ее в честь мамы – «Вера». Надеяться было не на кого: наступала эра продюсерского кино. Чтобы творить без чиновнического и финансового контроля со стороны, нужно было брать инициативу в свои руки. В этом весь Панфилов. Управлять им практически невозможно.
Без кино, как и без семьи, для Панфилова жизни нет. В 2000-м вышел его фильм «Романовы. Венценосная семья», где, раздражая многих, обвиненный в монархических симпатиях, он воссоздал атмосферу нежности и любви, царившую в семье последнего русского императора. Ее стали тут же проецировать на семью Панфилова и Чуриковой. И Глеб Анатольевич ответил: «У хороших семей есть общие качества? – любовь, взаимопонимание и дружба. В семье последнего русского императора все это было. И у нас семья дружная».
Примеров тому немало. Однажды Панфилов в течение двух часов ждал в машине свою жену у подъезда чужого дома, пока она давала интервью. И это при его-то занятости! Была и другая удивительная сцена, свидетелем которой довелось однажды стать. Из Театра на Таганке, где проходили гастроли Малого драматического театра Санкт-Петербурга, Инна Чурикова ушла в слезах. Билетерша, то ли не узнав ее, то ли по вредности своей, наговорила грубостей, пока Инна Михайловна искала место в зале. Чурикова растерялась от внезапной агрессии, вся сжалась. Застав жену в таком состоянии, Глеб Панфилов не стал задавать лишних вопросов, не уговаривал остаться. Они быстро вышли из зала и поехали домой, так и не посмотрев спектакль с участием великого Евгения Лебедева.
Лучшие свои роли Инна Чурикова сыграла в картинах мужа. Идеальную актрису Панфилов себе словно нарисовал. В процессе работы над дебютной картиной «В огне брода нет» по сценарию Габриловича (1967) режиссер мучительно пытался найти образ главной героини Тани Теткиной. Нарисовал ее, а потом по этому рисунку искали актрису. Чурикову он впервые увидел в каком-то телеспектакле. Фамилии не узнал. А потом о некой актрисе Лидии Чуриковой ему рассказал Ролан Быков. Она оказалась той, которую видел прежде по телевизору. Все сошлось. Когда Инна Чурикова впервые увидела 32-летнего Панфилова, он ей показался очень взрослым.
Два его сына с ранних лет не только бывали на съемочной площадке, но тоже участвовали в процессе создания фильмов.
Старший Анатолий, от первого брака режиссера, художник, работал с отцом на картинах «Мать», «Романовы. Венценосная семья». Он поет и сочиняет музыку. Одна из его мелодий звучит в картине Панфилова «Тема». Анатолий даже снялся у отца в эпизодах в «Прошу слова» и «Валентине».
Младший Иван (сын Инны Чуриковой, младше брата на 21 год) изучал международное право, проходил практику на Кубе в российском посольстве, потом увлекся ресторанным бизнесом, открыл в писательском поселке Переделкино популярный у творческой публики ресторан с символическим названием «Дети солнца». Но в конце концов перед магией кино все-таки не устоял. Гены! Куда от них денешься. Учился в Лондонской киношколе и там же работает.
Первое появление шестилетнего Ивана на экране состоялось в фильме «Васса» по Горькому (1983), где он сыграл роль внука главной героини – купчихи первой гильдии Вассы Железновой в гениальном исполнении Инны Чуриковой. В артисты никогда не стремился, но большую роль провинциального актера Незнамова в экранизации пьесы Островского «Без вины виноватые» у Глеба Панфилова сыграл в партнерстве с Инной Чуриковой. Мать и сын в реальной жизни, они сыграли на экране роли матери и сына – актеров. И это был убедительный дуэт.
Вместе с родителями Иван также участвовал в создании сценария «Романовых». И младший брат Глеба Анатольевича, Максим, фактически стал его правой рукой. Однако упрекать Панфилова в семейственности никому даже в голову не приходит. Не тот случай. Его кино сильно своими родственными корнями.
Что поражает в дуэте Панфилов–Чурикова – так это безупречно уважительное отношение друг к другу. Инна Чурикова
Насчет «подумать, почитать, послушать музыку» – это очень верно подмечено и имеет отношение к обоим. Когда перерыв в кино затягивался, Панфилов приходил в театр. В Ленкоме им поставлены спектакли, неизменно становящиеся хитами театральной Москвы: в 1986-м – «Гамлет» с Олегом Янковским и Инной Чуриковой, в 1992-м «…Sorry» с Инной Чуриковой и Николаем Караченцовым, в 2010-м «Аквитанская львица» с Дмитрием Певцовым и Инной Чуриковой. Стремление к несуетности в жизни, сохранению своей индивидуальности наглядно выразилось в реализации давней мечты супругов – строительстве дома в подмосковной Николиной Горе. Построенный в классическом стиле русской усадьбы ХIХ века, дом наполнен подлинными вещами той эпохи, которые так ценят хозяева. В 2008 году Панфилов представил фильм «Хранить вечно» по роману Александра Солженицына «В круге первом», который, к сожалению, мало кто видел. Это киноверсия восьмисерийного телефильма, показанного чуть раньше. В тот момент, когда Сталин набирал популярность у части наших телезрителей, участвовавших в голосовании за титул «Имя России», Панфилов поставил фильм, не оставляющий сомнения в том, кто есть кто в этом мире. Недвусмысленно заявив о своих гражданских позициях, в очередной раз подтвердил, что он масштабный и честный художник. Его герои всегда вовлечены в водоворот истории, никогда не стоят в стороне от эпохальных событий. А уж актера Панфилов чувствует, как редко кто. По-настоящему актерских режиссеров у нас не так уж много было, а тем более сейчас.
Валентина Теличкина снялась в двух картинах Панфилова? – «Начало» и «Васса». «Режиссер он идеальный, – рассказывает актриса. – И пара у них с Инной Чуриковой идеальная. Редко бывает в кинематографических кругах, чтобы и жена-актриса, и муж-режиссер были бы равно талантливы. Счастье, что они нашли друг друга и очень дополняют». На вопрос: что значит идеальный режиссер? – актриса отвечает так: «Панфилов требовательный и бывает неожиданным в своих требованиях. Но ему нельзя не доверять. Когда мы стали вместе работать, у Глеба уже был потрясающий фильм „В огне брода нет“. Так что сомнений у меня не было – соглашаться или нет. Он точно знает, чего хочет. Нужно только постараться наилучшим образом выполнить поставленные им задачи. Для меня важна профессиональная состоятельность режиссера, неслучайность выбранного материала. Тогда чувствуешь себя как за каменной стеной. Я почти всегда работу строю так, чтобы в какой-то степени быть соавтором роли. И Глеб Анатольевич, к моему счастью, принимал мои предложения, хвалил и даже благодарил. У нас конфликтов не было. Время проверяет многих режиссеров на прочность. Мне сейчас «Васса» даже больше нравится, поскольку мы живем примерно в той же экономической и социальной стихии, в которой жили герои горьковских пьес.
Нам в советское время не очень было понятно, что такое вексель, проценты, прибыль, свой пароход. Воспринимали мы многое как нечто сказочное и не наше. Со временем многое настоялось. А вот «Начало» мне теперь кажется сказкой, потому что еще несколько лет назад невозможно было и представить, чтобы человек из глухой провинции приехал поступать в московский институт. У него и на автобус не было денег. Я и сама приехала из села в Москву 50 лет назад с 12 рублями в кармане и прожила на них месяц, поступила во ВГИК. Это же немыслимо».
Когда я сказала Валентине Теличкиной, что Глеб Панфилов накануне юбилея избегает «датских» разговоров и, как мне показалось, слегка грустит, она решительно отреагировала: «Это он зря. Представляете, Шукшин прожил всего сорок пять лет. А когда тебе восемьдесят, за это надо благодарить Господа Бога. Столько отведено яркой и чудесной жизни! Она конечна, но могла бы закончиться и в 70, и в 60. А когда человек в 80 лет здоров, живет в нормальных условиях, востребован, имеет дивного сына, прелестную женщину рядом – чего еще желать. 80 лет – это чудо. Куросава снял один из самых лучших своих фильмов, «Августовская рапсодия», будучи даже старше. У таланта возраста нет. Дай Бог Глебу Анатольевичу еще
С актером и режиссером Евгением Герасимовым Панфилов и Чурикова дружат домами. Одно время даже ходили разговоры, будто бы дочь Евгения Герасимова и Иван Панфилов вот-вот поженятся.
– Наши дети учились в одном классе, – рассказывает Евгений Герасимов. – Сейчас они уже взрослые, у каждого своя жизнь. Но, когда речь идет о настоящей дружбе с пеленок, – это тот самый случай. Наши дети много времени проводили вместе, путешествовали, помогали друг другу. Они закадычные друзья. И я дружил и дружу с Инной и Глебом. Мы жили по соседству. Глеб безумно талантливый человек, имеющий на все свою точку зрения. Он не позволяет давить себя никому. У него нет ни одного случайного кадра. Я снимался у него в картине «Романовы. Венценосная семья». Многие не сразу меня там узнали, хотя сложного грима нет. Его жизнь? – это работа, но ее трудно назвать работой. За что бы он ни брался, умеет увлекать людей. Своей энергетикой делает соавторами всех, кто рядом, и люди раскрываются максимально. Недавно я посмотрел его спектакль «Аквитанская львица» в Ленкоме. В какой-то момент даже подумал: «Не его спектакль». В театральных работах он все больше добивается
С младшим братом Глеба Анатольевича по отцу, режиссером Максимом Панфиловым ( «Иван сын Амира»), мы разговаривали по телефону. Голоса у них очень похожи. Спрашиваю: что за человек Глеб Панфилов? Максим отвечает: «Прежде всего глава семьи, любимый и самый уважаемый нами человек. После ухода нашего отца он занял его место. Мы хоть и не живем вместе, но все равно одна семья».
Многие уверены, что Максим – сын Глеба Анатольевича, даже начинают спорить. «Мне было 27 лет, когда умер наш с Глебом отец, – рассказывает Максим. – Глеб же старше меня и мог быть мне отцом по возрасту. Он для меня очень близкий человек. Повлиял на меня во многом. Как может семья не влиять? Ты же находишься в ее атмосфере».
Когда разговариваешь с Глебом Анатольевичем, складывается впечатление, что он нежный человек, и это кажется недопустимым в кино, где так важен порядок и даже некая авторитарность. И интеллигент он настоящий. Максим, в свою очередь, удивлен: «А разве режиссер должен быть бездушным и грубым? Да, Глеб волевой человек. У него светлый разум и доброе сердце. А то, что он мягкий в общении, это же прекрасно. Режиссер должен быть интеллигентом». Спрашиваю, кто в дуэте Панфилов–Чурикова движущая сила, лидер? Отвечает: «Их сила в том, что они вместе. Безусловно, Глеб мужчина и лидер, но они единое целое. В этом их уникальность. Сложно их представить не вместе».
Автор Светлана Хохрякова
Фото предоставлены Киноконцерном «Мосфильм»
1969 – «Золотой леопард» МКФ в Локарно за фильм «В огне брода нет»
1971 – «Серебряный лев» Венецианского МКФ за фильм «Начало»
1976 – Юбилейный приз МКФ в Карловых Варах за фильм «Прошу слова»
1983 – Золотой приз ММКФ за фильм «Васса»
1984 – народный артист РСФСР
1985 – Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых за фильм «Васса» (1982)
1987 – «Золотой медведь» и приз ФИПРЕССИ Берлинского МКФ за фильм «Тема»
1990 – приз жюри МКФ в Каннах за выдающиеся художественные достижения в фильме «Мать»
2001 – приз Гильдии кинорежиссеров МК «Сталкер» за фильм «Романовы. Венценосная семья»
2001 – премия «Ника» за вклад в развитие кино
2001 – лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2001? года
2005 – премия «Ника» за лучший телефильм «В круге первом»
2006 – премия «Золотой орел» за лучший телефильм «В круге первом»
2007 – приз МКФ «Золотой витязь» за лучший телефильм «В круге первом»
2008 – специальный приз представительства ООН в РФ на XIV МК фильмов о правах человека «Сталкер»
2010 – офицер ордена искусств и литературы (Франция)
2010 – орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени за большой вклад в развитие отечественного кинематографического искусства
2013 – приз Российской академии кинематографических искусств «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (с Инной Чуриковой)
2013 – звание почетного доктора Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения
«Россия – сильная и красивая страна, которая никого не оставляет равнодушным». В начале июня президент России Владимир Путин посетил Францию с визитом. Пятый по значимости экономический партнер нашей страны в Европе, Франция долгие годы являлась и важным политическим союзником.
12 июня Бразилия отпраздновала День влюбленных и старт чемпионата мира по футболу. Представляем главных героев турнира: десять полевых игроков и вратаря, как в настоящей команде.
Во всем, что касается еды, мы легко попадаем под чужое влияние. Если посмотреть на новейшую ресторанную историю, то окажется, что она состоит из нескольких периодов: в середине 90-х мы искренне верили в ренессанс французской кухни, ближе к нулевым – повально ели суши, потом перешли на рукколу с креветками, а теперь вот мним себя новым Бруклином и любим бургеры.
В Государственном историческом музее проходит выставка «Кочевник. Между небом и землей».
Она необычна для исторического музея, потому что представляет работы современного скульптора Даши Намдакова в сопровождении подлинных археологических и этнографических артефактов из коллекции ГИМ.
Когда редакция журнала в канун XX чемпионата мира по футболу в Бразилии поручила мне подготовить материал на футбольную тему, я тут же набрал телефонный номер заслуженного мастера спорта, заслуженного тренера СССР Анатолия Федоровича Бышовца, с которым мы давние и добрые друзья, и попросил его об интервью.