Вздорный и славный характер

Вздорный и славный характерВ год 450-летия Уильяма Шекспира Большой театр преподнес себе и миру подарок – мировую премьеру балета  «Укрощение строптивой» знаменитого Жана-Кристофа Майо на музыку Дмитрия Шостаковича.
К «Укрощению строптивой» в наших широтах всегда относились сочувственно. Как ни крути, а реалии отечества выковали стойкий женский характер. Что мужик? – пошел да сгинул не в войне, так в бизнесе, а женщина остается твердью, опорой, главной движущей силой всякого начинания. Потому история обуздания норовистой красавицы, изложенная Уильямом Шекспиром 420 лет назад, воспринималась Россией особо сердечно: грубиянка Катарина не желает быть милой и удобной, жеманничать согласно вкусам эпохи и щебетать, невзирая на обстоятельства. Сильная женщина имеет право. Еще неизвестно, кто кого выбирает: жених – ее или она – жениха. Точнее, самой-то ей прекрасно известно, а счастливчик Петруччо пускай заблуждается и даже гордится.

Шекспировскую пьесу уже пятый век постоянно переиначивают, ставят в театре и снимают в кино. Любимейшая версия на русском – знаменитый фильм 1961 года с Людмилой Касаткиной и Андреем Поповым в главных ролях с целым созвездием в эпизодах – Владимир Зельдин, Юрий Никулин, Николай Пастухов, Нина Сазонова. Фильм проигрывал по части шика версии Франко Дзеффирелли 1967 года с Элизабет Тейлор и Ричардом Бёртоном, но зрители одной шестой части суши уже не смогли изменить прежним любимцам. 

Вздорный и славный характерПьеса очень театральна: кроме не желающей идти под венец строптивицы есть много забавных персонажей – ее богатый папенька, скромница сестра с кучей потенциальных женихов, хитрющие слуги, кормилицы и так далее. Параллельно происходит несколько любовных историй с каверзами, интрижками, лихими поворотами сюжета, по части которых Шекспир непревзойден. Для воплощения – одно удовольствие. Вот только для жанра балета-молчуна приходится немного упростить сюжет, немного сгладить подробности, а главным героям подарить как можно больше па-де-де.

В Москве лет двадцать назад со строптивой пытался справиться Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, да не справился: под вялую партитуру здоровенный Петруччо, нестерпимо похожий на Петра  I, напрасно лупил по сцене натуральным кучерским хлыстом, словно выбивал страсть из тайных желаний балетмейстера.

Главная же балетная проблема была в отсутствии партитуры. Композиторы то ли не решились, то ли руки не дошли, но факт остается: самую удачную из прежних балетных версий «Укрощения строптивой» ее автор Джон Крэнко в 1969  году строил на отрывках разных сочинений Доменико Скарлатти ХVIII века. И нынешнюю версию, в Большом, строили как конструктор лего, но теперь уже из музыки Шостаковича, написанной в основном к кинофильмам, – 25 отрывков! При таком технологичном подходе партитура иной раз выглядит лоскутным одеялом, но Шостакович так хорош, что делает действо в принципе возможным, дарит ему яркость, цвет, вкус, запах, эмоции. Очень помог делу дирижер-постановщик Игорь Дронов, который повел оркестр так живо и умно, что мелодии Шостаковича по-настоящему заискрили. Он расслышал в музыке гротеск и нежную эксцентрику, и их в оркестре порой было даже больше, чем на сцене.

Важно также, что ставить балет Большой театр пригласил мировую знаменитость. С труппой работал художественный руководитель Балета Монте-Карло хореограф Жан-Кристоф Майо. Он по-своему тоже знатный строптивец. Несколько лет назад Москва видела его «Золушку» в исполнении Балета Монте-Карло, очаровалась и влюбилась. Но Майо прежде ставил только в своей труппе на известных ему до последней жилки артистов (труппа Монте-Карло действительно неплоха), и на другие сцены переносилось только готовое, обкатанное в Монте-Карло. С нуля на чужую труппу, как вышло в Большом, он ставил балет впервые, то есть очень даже укрощал себя.

Вздорный и славный характер

54-летний француз Жан-Кристоф Майо когда-то был стажером у знаменитой Розеллы Хайтауэр в Международной школе танца в Каннах. Побеждал на престижном балетном конкурсе в Лозанне, был солистом в Гамбургском балете Джона Ноймайера. Он профессионально плодовит и абсолютно свободен в выборе музыки для постановок, умеет сочинять танцы на музыку Гайдна, Стравинского, Альфреда Шнитке, Стива Райха, однажды сочинял на традиционные мелодии африканской страны Бурунди. Делал «Щелкунчика в цирке» по Чайковскому в честь юбилея князя Ренье III и уже больше 20 лет по указу Её Королевского Высочества принцессы Ганноверской руководит Балетом Монте-Карло. Давно подтвердилось, что у принцессы хороший вкус – авторская труппа Монте-Карло пользуется в мире уважением и на недостаток гастролей не жалуется.

Майо очень современен в смысле театральных технологий, умеет упаковать идеи в правильный свет, цвет и дизайн. Он порадовал чувством стиля: упразднил все костюмно-драматические обстоятельства. Никаких кринолинов-париков-канделябров всерьез – все только обозначено и условно. На сцене белый минимализм с изысканной подсветкой, легкие мобильные декорации, минимум реквизита (художник Эрнест Пиньон-Эрнест). Пышности привычных для пьесы Шекспира интерьеров Майо предпочел свою среду: герои живут в абстрактной сценографии со столбами-полуколоннами и раздвижной лестницей-аркой. И они, и спальное ложе новобрачных мобильны, изысканно подсвечены и помогают действу быть не картинкой происшествия одной конкретной эпохи, а наблюдением над свойствами человеческого характера. Костюмы с юмором поддерживают идею: храбрый мачо Петруччо появляется пред невестой и публикой в броском гламурном плаще из черных перьев, а грубиянка Катарина, одетая ради приличия в длинную классическую пачку, умиляет разрезом юбки до талии. Графическое, черно-белое решение лишь изредка скрашено цветом, так что ничто не мешает героям сосредоточиться друг на друге, а зрителю – на идее и ее воплощении.

Вздорный и славный характерПритом нельзя сказать, что правильные составляющие загородили танец. Большой предоставил Майо лучших артистов: в постановке заняты записная строптивица Мария Александрова–Катарина, способная возглавить восстание, и идеально воспитанная Ольга Смирнова – по роли тихоня Бьянка, по натуре – железная леди. Счастливый избранник Бьянки, Люченцио–Семен Чудин, радовал прописанной ему по роли академичной мягкостью манер. Но главные и свои лучшие на сегодняшний день роли получили Екатерина Крысанова–Катарина и Владислав Лантратов–Петруччо. Они могли бы, как громадное число их сверстников в Большом, годами напрасно грезить о главных ролях «индивидуального пошива», но им несказанно повезло. Сейчас они получили партии, за которыми в балетной истории отныне закреплены их имена. Майо снайперски попал с выбором главной пары в первом составе. Все вдруг вспомнили, что ангел с классическими линиями Екатерина Крысанова вообще-то рыжая бестия, способная танцевать не только Баланчина и королеву лебедей Одетту, но и эксцентрику новой хореографии, как в «Вываливающихся старухах» Леонида Десятникова и Алексея Ратманского. Хореограф выдал строптивой Катарине резкие па, острые локти и воинственно согнутые стопы, в итоге изящная, звонкая, идеальной формы и выучки Крысанова играла настоящую оторву. Катарина дерзкими аттитюдами злила папеньку и все никак не могла найти себе места в дружной польке правильных пар – у всех гармоничные обводки и поддержки, а у нее прыжки-неурядицы. Покорителю-Петруччо достался размах движений альфа-самца, отчего прежний «один из принцев Большого» превратился в шикарного первого парня королевства, секс-символ академического балета и моментально вырос из унаследованного от отца «Лантратова-младшего» в очень даже самого по себе Лантратова. Статный Петруччо в сопровождении субтильного юркого слуги невозмутимой манерой похож на Элия–Челентано из «мужской» киноверсии «Укрощения строптивого», но балет есть балет – он на порядок благороднее. Для обоих героев это лучшие на сегодня партии в репертуаре. Из лучших сцен – момент первой нежности между Катариной и Петруччо, когда попавшаяся в руки жениха плутовка по привычке дерзко выскальзывает, а потом, поразмыслив, тихонько возвращается в объятья. Хороша и сцена раздувания новоиспеченными супругами камина, которая весьма логично заканчивается буйством в постели – шустрый слуга едва успел накинуть покрывало. История их приближения и даже не брака, а союза против всего остального мира получилась очень искренней и неожиданно нежной.

Вздорный и славный характерКонечно, даже в удачном спектакле бывают ляпы. В сцене нападения разбойников на Катарину жених Петруччо спасает строптивицу вне всякой связи с музыкой, а прекрасному ретро-вальсу и полькам свадебных гостей чуть-чуть не хватает здесь объема. Есть и почти анекдот: русскому зрителю странно слышать в балете по пьесе Шекспира «Песню о встречном» Шостаковича, всенародно известную как «Нас утро встречает прохладой» – по залу бежит хохоток, впрочем, беззлобный.
Говорят, Жан-Кристоф Майо долго сомневался, стоит ли ему для дебюта в чужой труппе связываться с Большим. Оказалось же, что он разглядел артистов Большого лучше многих аборигенов и даже лучше их самих. Когда отношения становятся немного ближе и тоньше, чем просто рабочие, это сразу видно по результату. В нашем случае – прекрасному спектаклю.

Читайте в этом номере
  • 30 июня исполнилось 100 лет со дня рождения Владимира Челомея, пожалуй, одного из самых закрытых и таинственных людей на планете. Изобретатель советского ядерного щита дал первое свое интервью в 1983 году. Оно оказалось и последним: через год его не стало. Но даже несколько минут общения с Челомеем оставляют неизгладимое впечатление: как будто он держал ключ к разгадке самой жизни.
  • «Соединенные Штаты оказались в двусмысленной ситуации… они не в состоянии предложить идеи, адекватные возникающей новой реальности.

  • В День России, 12 июня, Владимир Путин в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца по традиции вручал государственные премии. Среди награжденных в области гуманитарной деятельности был гуру политики Евгений Примаков.

  • Жизнь полна чудес, если в эти чудеса верить и прилагать усилия для их осуществления. Подтверждением этого вполне могут быть факты из моей биографии, особенно детства. Мои родители, несмотря на природную музыкальность, не имели профессионального отношения к музыке – папа физик- ядерщик, мама – воспитатель в детском саду.
  • С 19 по 22 июня в подмосковном КСК «Отрада» при поддержке компаний «Jaguar Land Rover Россия», New sport Reitpferde Gmbh, Ингосстрах Exclusive прошел чемпионат России и этап Кубка мира по конкуру CSI 3*-W/CSI-J-A/CSIYH
  • В наступающем театральном сезоне готовится к своему первому, 5-летнему юбилею Молодежная оперная программа Большого театра. К юбилею есть чем гордиться, голосистая молодежь негласно соревнуется с коллегами из лучших театров мира.
  • За 90 лет своего существования кто только не руководил «Мосфильмом». Возьмем с 1945 года: режиссер неигрового кино Леонид Антонов; трубач из оркестра Владимир Сурин; генерал милиции Николай Сизов, режиссеры игрового кино – Михаил Калатозов, Иван Пырьев, Владимир Досталь и последние 14 лет – Карен Шахназаров.
  • В Москве много интересных исторических мест. Одно из них, поразившее в середине ХХ века всех приезжающих в столицу, – «город-сказка» – Выставка достижений народного хозяйства. ВДНХ была отражением мечты, тем коммунистическим раем, куда стремилась вся страна, воплощением могущества Страны Советов.
  • Роскошный отель располагает 183 номерами (из которых 26 класса «люкс»), потрясающими видами на величественный Исаакиевский собор, Александровский сад и Адмиралтейство и находится в пешеходной доступности до Эрмитажа и Невского проспекта. 

  • Швейцария славится своими идеально вписанными в природный ландшафт отелями. Но ни один отель так в буквальном смысле не сливается с природой, как отель Palafitte 5*, расположенный над водной гладью живописного озера Невшатель.
  • «Империя» Пьера Кардена за 64 года своего существования представлена более чем в 100 странах. Есть в этой им перии особое «королевство» – французский регион Прованс, где можно проводить экскурсии по «карденовским местам».

  • Максим Миронов – молодой русский тенор, которого называют «принцем бельканто». Его имя украшает афиши лучших оперных театров мира. Белокурый парень родом из Тулы последние несколько лет живет в Италии и редко, но метко появляется в Москве.
  • Ежегодное ретроралли «Ночная Москва» в конце июля собрало у величественных стен отеля Украина коллекционеров и энтузиастов олдтаймеров не только России, но и других стран.

  • От джаза до хард-рока. От славы до забвения. От попыток уйти в монастырь до нового витка звездной карьеры. Путь удивительной певицы Ольги Кормухиной – «русской Тины Тернер».
  • В Успенской звоннице Московского Кремля с огромным успехом завершилась уникальная выставка – «Индия. Украшения, покорившие мир», собравшая около 300 редких экспонатов.
  • В сентябре в самом сердце Москвы, в Кремлевском дворце, состоится первый в этом историческом здании «ПОДНЕБЕСНЫЙ БАЛ», посвященный выходу на российский рынок крупнейшего мирового производителя императорского женьшеня Bing Han International.

  • В 19 она дебютировала в сборной. В неполные 22 была признана лучшей нападающей чемпионата мира 2010 года. Все заговорили, что в отечественном – нет, бери выше, – в мировом волейболе загорелась новая звезда. 

  • Пока политики ломают копья, экономисты строят прогнозы, а туристы стоят в пробке у паромной переправы, Крым осваивают люди, которых никто не привык видеть в авангарде революции. Это повара.
  • Издревле на Руси хлеб считался основным продуктом питания. Я бы сказал, основой жизненной философии. И хотя евангельское «Не хлебом единым жив человек» определяло духовную жизнь человека, всетаки в гены народной памяти прочно вошли поговорки «Хлеб всему голова!», «Худ обед, коли хлеба нет» и т.д., ставшие мерилом всех земных ценностей человека.

  • Казалось бы: что может быть обычнее яблока? Это вам не виноград с его сотнями сортов, капризным характером и тонкой «душевной организацией». Но здесь, в Нормандии, думают иначе. Это единственный регион Франции, который вряд ли кто-то станет искать в винной карте.
  • Для начала немножко магических цифр. Тринадцать лет назад Московский художественный и тогда еще академический театр позволил себе неслыханную дерзость: забыв о жизни человеческого духа, сбросив с себя вериги психологического реализма, позволил себе фривольнейшую комедию положений неприлично коммерческого Рея Куни.