«Империя» Пьера Кардена за 64 года своего существования представлена более чем в 100 странах. Есть в этой им перии особое «королевство» – французский регион Прованс, где можно проводить экскурсии по «карденовским местам».
Посмотреть действительно есть что. Это и принадлежащий Кардену замок известного своими эротическими фантазиями маркиза-де Сада, очаровательные маленькие гостиницы и элегантные отели, уютные ресторанчики и современный кинотеатр в формате 3D. Прованс с его вечно синим небом и совершенно особым колоритом, воспетый на полотнах Сезанна и Матисса, давно уже превратился в одно из его любимых мест. И не только для бизнеса. Четырнадцать лет назад Карден организовал театральный фестиваль, который стал одним из самых заметных культурных событий провинции Люберон.
Пока мы ждали прихода Пьера Кардена в городском кафе, выяснилось, что нынешний его владелец долго работал на Модный дом Кардена в Париже, а его жена много лет танцевала в труппе Мориса Бежара. Почти невероятная для Парижа доброжелательность местных жителей приводит к тому, что через несколько минут после приезда в городок Лакост жители мегаполисов начинают радостно здороваться с каждым встречным. А среди приезжих вполне может оказаться какая-нибудь мировая звезда. Как сосед Кардена американский актер Джон Малкович, который любит в шутку жаловаться, что у него на несколько десятков гектаров земли меньше, чем у Кардена.
Иметь земли и дома просто как инвестиции было бы совсем не в стиле Пьера Кардена. Даже мебель в его местных гостиницах придумана им самим и изготовлена на его же мебельных фабриках. Контролируя каждое направление своей деятельности, Карден и в 92 года не собирается менять эту привычку.
В Провансе Карден превратился в один из символов региона, в постоянный генератор новых идей, которыми он расцвечивает местную неспешную жизнь. Карден умеет настоять на своем, когда считает это необходимым, но дать свободу тем, кто и так полностью выкладывается на своем месте.
Карден не был бы Карденом, если бы занимался только зарабатыванием денег. Всю жизнь он их активно тратил на помощь молодым талантам и поддержку театра. В 2000 году Карден придумал фестиваль в Лакосте, превратив его в площадку для театральных экспериментов. Место для фестиваля маэстро выбрал необычное – бывший карьер с лабиринтами. Он построил там две сцены: одну закрытую, на случай непогоды, и главную – под открытым небом. Обеспечил все самым современным звуковым оборудованием, и получилось масштабное концертное пространство недалеко от замка.
В этом году на фестивале в Лакосте состоялась премьера музыкальной драмы «Гамлет». Карден сам профинансировал эту постановку и придумал для нее костюмы.
Карден появляется в кафе, целует в щеку очаровательную Иларию-де Ангелюс, исполнительницу партии Офелии в «Гамлете», пожимает руки красавцу Лаэрту – певцу и артисту Луке Маркони, здоровается с королем Клавдием–Джузеппе Картелла.
Пока Карден ждет свой кофе «аллонжэ», я интересуюсь: почему для «Гамлета» были выбраны именно эти артисты с красивыми, но не классическими оперными голосами?
– На нашем фестивале выступали в прошлые годы и солисты Большого театра, и я надеюсь, что даже на их фоне талант артистов нашего «Гамлета» покорит публику. Я очень люблю оперу и оперные голоса, но полагаю, что мы сделали правильный выбор, пригласив молодых красивых артистов, пусть не с академической постановкой голоса. В итоге получилось более эмоционально, современно и, судя по аплодисментам, затронуло души зрителей. Особо хочу отметить потрясающую музыку Даниэля Мартини и исполнителя роли Гамлета Маттео Сети.
– Часто люди думают, что таким, как вы, все дается легко. Вы много раз в жизни совершали поступки, которые вначале поражали окружающих, а потом их начинали копировать. Способность к правильному выбору и разумному риску – врожденная черта вашего характера или же вы ее развили в себе?
– Я люблю творчество во всех его проявлениях. Мне нравится, когда любое дело, будь то спектакль или какой-то проект, сделано безукоризненно. Люблю рисковать. Но также стараюсь все контролировать: принимаю участие в выборе актеров, присутствую на репетициях, помогаю советами, если это нужно. Для меня очень важно качество всего, что делается под маркой Pierre Cardin. Например, я попросил автора музыки к «Гамлету» немного изменить и ускорить темп, чтобы придать всему действию больший динамизм и экспрессию.
– Вы и сами всю жизнь поете. И сейчас тоже?
– Бывает. Когда мне было 20 лет, я вполне мог бы стать певцом. При этом я еще и танцевал, и играл на сцене. Но карьера певца обычно заканчивается довольно рано, а у танцоров тем более – лет в 35. Я отдавал себе отчет в том, что никогда не стану в пении номером один. Поэтому решил, что, может быть, мне удастся стать первым в мире моды. Мне повезло со знакомством с экстраординарными людьми, такими, как Жан Кокто и Кристиан Диор. Знакомства играют очень важную роль в жизни дебютантов, у которых нет поддержки. Разумеется, при условии, что у них есть талант. Без него никакие знакомства не помогут.
– А как родилась идея превратить каменный карьер в сценическую площадку?
– Да, в этом карьере есть
К нашему столику подсаживается баронесса Галина-де Буард, которая много лет работает с Карденом, и добавляет: «Этот карьер находился здесь столетиями, а когда появился месье Карден, то моментально все пришло в движение. Как это обычно и бывает вокруг него».
Карден продолжает свой рассказ.
– Замок я отреставрировал, внутри теперь симпатичные комнаты, часть которых посещают туристы. Помимо интерьеров они могут увидеть подлинные документы и книги, принадлежавшие маркизу-де Саду. Городок Лакост находится у подножия замка, и требуется определенное время, чтобы оттуда добраться. Пока замок реставрировался, у меня здесь украли две машины.
– Наверное, если бы воришки знали, что крадут автомобили Пьера Кардена, то сразу бы их не продавали, а поберегли для будущих аукционов. Восстановление замка, проведение фестиваля – все это, помимо прочего, дает работу местным жителям.
– На постоянных контрактах у меня здесь работают более 60 человек, не считая сезонных. Для Лакоста, где живут шестьсот человек, а летом население возрастает до пяти тысяч, это немало. В городе я приобрел и реставрировал 40 домов, в некоторых из них сейчас гостиницы, другие отданы под художественные галереи. Я люблю строить и создавать.
Галина-де Буард раскрывает секрет эффективности методики Кардена, которая отлично работает среди здешних профессиональных, но особо никуда не спешащих жителей Прованса. «Месье Карден платит хорошую цену, но четко оговаривает сроки. В контрактах записано, что если работы растянутся на полгода свыше оговоренной даты, то оплата уменьшается наполовину, а если на год, то вообще прекращается. Зато, когда подрядчикам удается справиться с делом быстрее, они продолжают получать деньги вплоть до окончания запланированной даты. Поэтому все стараются выполнить работу для Кардена не только хорошо, но и быстро».
– Как вам видится будущее вашего фестиваля, ведь рядом, в 40 километрах, в Авиньоне, проводится знаменитый театральный форум?
– Фестивалю в Авиньоне понадобилось полвека, чтобы достигнуть своего нынешнего международного авторитета. Кроме того, Авиньон – крупный город. Тем не менее я горжусь, что каждый год наш фестиваль знакомит с лучшими музыкантами и исполнителями. Мы приглашаем не только звезд мировой величины, но и даем шанс молодым артистам. Например, знаменитый французский тенор Роберто Аланья начинал свою карьеру в том числе и здесь, на фестивале в Лакосте. Я уверен, что этот фестиваль будет жить и без меня.
– Месье Карден, даже мебель в вашем здешнем кинотеатре выполнена по вашим эскизам. А есть ли такая сфера, в которой вы не представлены?
– Я могу спать, есть, путешествовать по миру, используя только продукцию своей собственной марки. Но честно сказать, я не особо увлекаюсь спортом, хотя раньше любил походы в горы. Мне ближе все-таки музыка и искусство.
– Уметь правильно вкладывать деньги – это тоже искусство.
– Как и умение их сохранить, поскольку многие, начиная успешно бизнес, потом не могут эффективно его вести. За всю свою жизнь я не взял у банка ни сантима кредитов! Старался вести дела, продумывая каждый шаг, никогда не залезая в долги. Может быть, поэтому мне удалось сохранить свои проекты, тогда как многие талантливые дизайнеры давно уже перепродали свой бизнес.
– Когда вы начинали свой бизнес в России, что двигало вами: эмоции или трезвый расчет?
– Нет-нет, не расчет, бизнесом это стало позже. Когда я впервые приехал в Россию в 1963 году, то был принят мадам Фурцевой (Екатерина Фурцева – знаменитый министр культуры СССР с 1960 по 1974 г. – Ред.), это было очень непростое время. Только что мир пережил карибский кризис, «холодная война» стала реальностью. В Москве недоставало всего самого необходимого. Даже в отеле «Россия» на завтраке был очень скромный выбор. Помню, что ел там творог, кстати, очень хороший.
Я бывал в вашей стране не менее 30 раз. Планирую приехать в Москву и в этом ноябре с новой коллекцией под маркой Maxim’s. Она рассчитана на более молодых, нежели модели марки Pierre Cardin. В ней много вечерних платьев, которые, я надеюсь, понравятся россиянкам. Кроме того, мы получили приглашение показать нашу музыкальную драму «Гамлет» в Москве. С исполнителем заглавной роли москвичи уже знакомы: в прошлом году композитор Даниэль Мартини привозил в Кремлевский дворец своего «Казанову» и заглавную роль играл Маттео Сетти – наш Гамлет.
– А что для вас является самым притягательным в России?
– Я всегда с большой любовью относился к вашей стране. Россия для меня – прежде всего ее люди: восхитительная Майя Плисецкая, которую я не раз принимал в Париже в своей резиденции и для которой создавал сценические костюмы для нескольких балетных спектаклей; Родион Щедрин и Андрей Вознесенский, с которым мы тоже были большими друзьями, академик Андрей Сахаров и мадам Фурцева, Николай Караченцов и Александр Абдулов…
Я очень ценю отношения с Россией. Помню, как в советское время пришел к вашему послу в Париже месье Виноградову с просьбой выдать мне срочную визу. Но сразу его предупредил, что я капиталист и никогда не стану коммунистом, не стоит даже и пытаться меня вербовать. На что ваш посол ответил с улыбкой: «В СССР достаточно коммунистов. Ничего страшного, если не прибавится еще одного…» После этого случая мы с месье Виноградовым стали друзьями.
Мне приятно вспоминать те времена, когда я пригласил за свой счет в Париж на двухмесячные гастроли Театр Ленком с его легендарной «Юноной и Авось». Приехали 80 человек, всех поселили в хорошей гостинице. А потом еще организовывал театру трехмесячные гастроли в Нью-Йорке. Знаю, что сейчас великолепный актер Николай Караченцов серьезно болен. Считаю его звездой мирового уровня. Жаль, что его практически не знают в Европе. Ко мне недавно обратились из Москвы с просьбой организовать юбилей Николая во Франции, где он так блистательно выступал
– А на какой вопрос вам бы хотелось ответить самому и который никогда не был задан журналистами?
– Вопрос, как в «Гамлете»: «Быть или не быть?»
– Наблюдая за вами, возникает ощущение, что вы живете в Провансе не два месяца в году, а все время, настолько общение здесь по-домашнему теплое. Какие еще места вы чаще всего посещаете кроме, разумеется, Парижа, где ваш главный деловой офис?
– У меня роскошный дворец в Венеции, который раньше принадлежал Казанове. Там я могу себя почувствовать немного «Казановой». В общей сложности у меня семь больших и маленьких замков. В некоторых из них отели.
– А есть
– Жить. Вот, что мне по-настоящему хочется. Быть или не быть? Жить!
Интервью вела Вера Медведева
Фото автора
В год 450-летия Уильяма Шекспира Большой театр преподнес себе и миру подарок – мировую премьеру балета «Укрощение строптивой» знаменитого Жана-Кристофа Майо на музыку Дмитрия Шостаковича.
«Соединенные Штаты оказались в двусмысленной ситуации… они не в состоянии предложить идеи, адекватные возникающей новой реальности.
В День России, 12 июня, Владимир Путин в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца по традиции вручал государственные премии. Среди награжденных в области гуманитарной деятельности был гуру политики Евгений Примаков.
Роскошный отель располагает 183 номерами (из которых 26 класса «люкс»), потрясающими видами на величественный Исаакиевский собор, Александровский сад и Адмиралтейство и находится в пешеходной доступности до Эрмитажа и Невского проспекта.
Ежегодное ретроралли «Ночная Москва» в конце июля собрало у величественных стен отеля Украина коллекционеров и энтузиастов олдтаймеров не только России, но и других стран.
В сентябре в самом сердце Москвы, в Кремлевском дворце, состоится первый в этом историческом здании «ПОДНЕБЕСНЫЙ БАЛ», посвященный выходу на российский рынок крупнейшего мирового производителя императорского женьшеня Bing Han International.
В 19 она дебютировала в сборной. В неполные 22 была признана лучшей нападающей чемпионата мира 2010 года. Все заговорили, что в отечественном – нет, бери выше, – в мировом волейболе загорелась новая звезда.
Издревле на Руси хлеб считался основным продуктом питания. Я бы сказал, основой жизненной философии. И хотя евангельское «Не хлебом единым жив человек» определяло духовную жизнь человека, всетаки в гены народной памяти прочно вошли поговорки «Хлеб всему голова!», «Худ обед, коли хлеба нет» и т.д., ставшие мерилом всех земных ценностей человека.