В 19 она дебютировала в сборной. В неполные 22 была признана лучшей нападающей чемпионата мира 2010 года. Все заговорили, что в отечественном – нет, бери выше, – в мировом волейболе загорелась новая звезда. Но на не совсем еще окрепший организм посыпались недуги: одно колено вышло из строя, другое забарахлило, обнаружились проблемы со спиной. Физические боли спровоцировали боли душевные, и уже каждый выход на площадку превращался не в радость, как раньше, а в мучение.
Операции: одна, вторая, восстановление, но боли не проходили, и врачи уже не давали никаких гарантий возвращения в спорт. А тут еще нелепая смерть Сергея Овчинникова, тренера, с которым она только-только нашла взаимопонимание. Было, от чего впасть в депрессию. Но спортсменка встретила тех, кто помог вновь почувствовать радость жизни и желание играть.
Осенью 2013-го Татьяна Кошелева стала чемпионкой Европы и была названа лучшим игроком турнира, весной 2014-го вместе с Кубком России получила приз самой ценной волейболистки финальных соревнований, а сейчас готовится к чемпионату мира, который пройдет осенью в Италии.
– Как бы вы прокомментировали фразу Оноре-де Бальзака: «Слава – товар невыгодный: стоит дорого, сохраняется плохо»?
– На сто процентов согласна. Когда в жизни
Мы разговаривали в одном из многочисленных кафешек столичного «Атриума», что у Курского вокзала. Рядом сидел муж Татьяны Федор Кузин, который иногда вставлял реплики к месту и ко времени.
Хандра
– Вы сменили несколько клубов: засветились в подмосковном «Заречье-Одинцово», надевали форму краснодарского и казанского «Динамо», но все равно в итоге вернулись в Москву, где и начинали свой путь в большом волейболе…
– В последнем случае все срослось так, как мне было необходимо в тот конкретный период жизни. Я должна была находиться в Москве, потому что здесь проходила курс лечения, это первое. А второе, и главное, сыграли роль условия, предложенные мне столичным клубом, и забота, которую проявило динамовское руководство, да и вся команда. Это было очень тяжелое для меня время. Своеобразный тест, проверка возможностей: готова ли я продолжать играть в волейбол?
– Неужели и в самом деле были сомнения?
– А как вы думаете, если многие медики убеждали, что перспектив нет и с волейболом придется распрощаться? Это был самый сложный период в моей жизни.
– С чего все началось?
– Был конец 2010 года. Мы выиграли чемпионат мира в Японии. Через три дня начинался чемпионат страны, а мои эмоции были на нуле, чувствовала полное опустошение и ничего не могла с собой поделать. Начались травмы, одна за другой, иногда казалось, что схожу с ума. А как мужу доставалось… Спасибо Всевышнему, что в это сложное время он послал мне самых нужных людей, благодаря которым я смогла одолеть депрессию.
– И когда начался подъем?
– Я, вообще, верю, что безвыходных положений не бывает, что все получится, если все для этого делаешь. Семь месяцев со мной работала целая группа специалистов, в том числе психолог, и эффект превзошел ожидания – и голову вылечила, и спину! Если раньше даже не замечала, что происходит вокруг, что весна сменяет зиму, то сейчас вновь обрела себя.
– Она так все рассказывает поверхностно, – замечает сидевший до этого безмолвно Федор. – А тот период был и в самом деле тяжелее некуда. Мы не понимали, что происходит, к кому обращаться, что делать. Если бы в тот момент нам сказали, что надо стоять на голове, мы бы стояли на голове, чтобы выздороветь. Как в России, так и в Германии врачи предлагали варианты лечения, не давая гарантий на выздоровление.
– Меня тогда поражало человеческое безразличие, – продолжает Татьяна. – Казалось, все должны поддерживать, если человек оказался в такой ситуации. Наверное, я на все смотрела через розовые очки. Благо, муж объяснил какие-то вещи, в которых я заблуждалась.
– Это же большой спорт, – добавляет Федор. – Пока ты играешь, все тебе идут навстречу. А случись что, и ты даже на время выпадаешь из обоймы, – все, до свидания, про тебя моментально забывают.
Тренеры
– Вы занимались под руководством разных тренеров в клубах и в сборных. С кем из них вам было интереснее? И почему?
– Вопрос очень хороший. Как бы кого не обидеть, не забыть упомянуть! Ведь я стараюсь заимствовать все лучшее от каждого. Ирина Беспалова, мой первый тренер в Москве, вложила в меня душу. Потом на пути во взрослую жизнь было «Динамо» и Надежда Шелехова. Дальше начался уже большой волейбол и Вадим Панков, которому я безумно благодарна за веру в меня, 19-летнюю, хотя у него была возможность купить легионера. А по духу ближе всех мне был Сергей Анатольевич Овчинников, с ним я чувствовала себя комфортно во всех отношениях – и в человеческих, и в рабочих. Мы были очень близки по темпераменту. Он был азартный, трудолюбивый, видящий перспективу тренер… В Казани было интересно тренироваться под руководством Ришата Гилязутдинова. Еще Владимир Кузюткин помог понять, что я и в самом деле могу
– Существует разница между тренером-мужчиной и тренером-женщиной? С кем вам работать предпочтительнее?
– Наверное, все-таки с тренером-мужчиной. Сразу ощущаешь некую дистанцию, разницу между сильным и слабым полом.
– Был ведь еще итальянец Джованни Капрара, у которого вам также пришлось заниматься в сборной России?
– Очень интересный опыт. С удовольствием еще бы с ним поработала.
Сборная
– А как восприняли приглашение в сборную страны, хотя играли в клубе даже не суперлиги, а классом ниже?
– Может быть, Капрара увидел меня, когда я играла за молодежную сборную? Приглашение, конечно, обрадовало: появился шанс проявить себя на новом уровне, а я всегда стремлюсь достичь самых больших высот, с детства амбиций много.
– Но при всей своей амбициозности вы весьма самокритичны.
– Чересчур даже, – очередная реплика Федора.
– Вот-вот. Посему вопрос: а не боитесь себя недооценить?
– Как раз работаю над этим. Самокритика – это, конечно, хорошо, но и хвалить себя надо обязательно. Прежде каждый проигрыш команды превращался для меня в настоящую трагедию. В каждой неудаче обвиняла прежде всего себя и не делала никакой разницы, кому мы проиграли – команде-аутсайдеру из Балаково или какой-то сборной на чемпионате мира. Мне очень помог муж, а еще психолог, с которым я уже второй год работаю. Считаю, что у каждого спортсмена должен быть такой собеседник: я чувствую себя намного устойчивей, сегодня меня выбить из колеи гораздо сложнее, чем раньше. Да и Федору стало легче.
Кумиры
– Были ли у вас кумиры в спорте? А может быть, есть и сейчас?
– Когда начинала познавать азы волейбола в Туле, для меня существовала только местная команда» «Тулица-Туламаш» – волейбольный лидер наш». Не замечала отдельных игроков – существовала команда, которая затмевала все остальное… Очень нравится Люба Соколова, в прошлом году познакомилась с хорваткой Наташей Осмокрович, настоящим профессионалом, талантливым игроком. Вот кому хочется подражать во всем.
– А в жизни есть
– Я старалась брать понемногу от каждого, кто мне был интересен. При этом не было какого-то артиста, писателя, музыкальной группы, которые бы выделяла среди прочих.
– Наверное, все-таки в Тане есть
– Такие люди заслуживают большего уважения, чем те, что шушукаются за спиной, юлят. Как говорят французы в подобных случаях, снимаю шляпу!
Лондон
– Что все-таки помешало выиграть матч у сборной Бразилии на Олимпийских играх в Лондоне? Четыре матчбола! Одним ударом можно было решить если не все, то многое.
– Это невезение. Вы думаете, Катя (Гамова), Наташа (Обмочаева), Люба (Соколова) не хотели забить? Да каждая из них готова была все отдать, чтобы мяч опустился в квадрат. Про себя могу сказать, что была совершенно не готова к Играм. Только-только восстановилась после двух операций, на колене и на спине. Взяла в руки мяч за две недели до отъезда. Сейчас понимаю, что заняла чье-то место. Спасибо тренеру, который сказал тогда: «Даже в таком состоянии ты достойна быть в команде». Амбиции перехлестывали, я не понимала, что надо было сказать себе: «Таня, успокойся, займись лучше своим здоровьем». На Олимпийские игры должны ехать здоровые люди, которые могут дать результат.
– Тут я не совсем согласен. Если вспомнить мужскую команду волейболистов, которая в том же Лондоне выиграла золото, – калека на калеке. Тот же Саша Волков, которому ежедневно откачивали жидкость из коленного сустава…
– Да-да, я, наверное, не совсем права…
– Саша хотя бы мог играть на уколах, а Тане даже семь обезболивающих инъекций не помогали, – вновь реплика Федора. – Она не могла разогнуться. (Привет Плющенко. – Ред.)
– Какой из матчей больше других вас порадовал?
– Уникальная серия из пяти встреч за звание чемпионов страны в 2010 году между «Заречьем» и московским «Динамо», когда клуб из Подмосковья, за который я тогда выступала, выиграл золото. Такой заряд на победу в каждом матче! Из недавних отметила бы финальный матч Кубка России этого года против чемпионок из Казани… А финальный матч чемпионата Европы 2013-го в Берлине против Германии – чем не пример?
Любовь
– Кстати, ребята, а почему вы расписались в Калининграде?
– Федя сделал мне предложение, а времени на свадьбу не было. Да я особо никогда не горела ни белым платьем, ни маршем Мендельсона, ни огромным числом гостей. Главное, чтобы любили друг друга и уважали. Так получилось, что команда проводила сборы перед отборочным турниром к Олимпиаде-2012 в Калининграде, в котором Федя проработал четыре года. Поговорили с Овчинниковым, рассказали, что в выходной хотели бы оформить отношения. Тренер только порадовался за нас. Вот и все – собрались все девчонки, Федины друзья…
– С того момента вы почти все время вместе. А не возникает иногда желание побыть наедине?
– Нет. О чем вы говорите? Напротив, я так благодарна Богу, что этот человек постоянно рядом. Это, если так можно выразиться, мой успокоитель и мой взбодритель. Все вместе.
– Иногда и разрядитель, – вставляет свое слово Федор.
– Вот-вот. И разрядитель тоже. Сейчас даже представить не могу, как бы жила без этого человека. (Улыбается.)
– Вы любите готовить?
– Если честно, нет. Вы же знаете, у меня работа такая, что очень устаю. Благодарна Феде, что он терпелив и все прекрасно понимает. Иногда все-таки подхожу к плите, когда хочется порадовать любимого мужа: могу приготовить солянку, голубцы, котлеты, картошку нажарить.
– Запеканку, помню, соорудила вкусную, – это уже Федор. – А еще она чизкейк умеет делать.
– Чизкейк?
– Да. Научилась недавно. А скоро Наташа Осмокрович обещала приехать и научить готовить тирамису. У нее классно получается. И Вера Ветрова тоже очень вкусно готовит.
– Иными словами, если Иван Ургант пригласит вас в программу «Смак», у вас будет чем поделиться с телезрителями?
– Ну да. Я специально подготовлюсь.
Будущее
– У вас появился недавно свой виртуальный фан-клуб «ВКонтакте».
– Да, действительно. Девочка замечательная Наташа Андреева, мы знакомы с тех времен, когда я играла за Одинцово, придумала. Я не ощущаю себя звездой, гораздо важнее, что люди заинтересовались волейболом, – это здорово.
– Как вы относитесь к конкурсам красоты?
– Безразлично.
– А если во время, например, «Матча звезд» провести конкурс «Мисс волейбола», это придало бы вашему виду спорта новый имидж?
– Не уверена. Вообще, женские команды – коллективы своеобразные. Это у мужчин все просто и ясно: поцапались, в бубен получил, тут же помирились – и все хорошо. У женщин так не бывает. Самое неприятное качество – зависть и все, что с ней связано, здесь налицо. Так что уж лучше мы проживем без конкурсов красоты.
– Следующий вопрос не ко времени, и все же: не задумывались, чем займетесь после игровой карьеры?
– Пока главное – это волейбол. Я еще не все получила от него и не все ему отдала. Но мысли определенные есть. Придет время, попытаюсь претворить их в реальность.
Личное
– Ваша самая характерная черта?
– Эмоциональность.
– Качества, которые вы больше всего цените в человеке?
– Искренность, открытость.
– Ваше любимое занятие кроме волейбола?
– Сон. Я так устаю, что мне обязательно необходимо хорошо выспаться, чтобы быстро восстановиться.
– Счастье – что это, по-вашему?
– Когда душа спокойна и любимый рядом. И все здоровы, это тоже очень важно.
– Ваш любимый цвет?
– Мне нравится черный.
– А любимый цветок?
– Не поверите, но я совершенно равнодушна к цветам. Прошу мне их не дарить даже на день рождения. Но в последнее время вдруг понравились пионы.
– Есть ли у вас предпочтение в еде?
– Полюбила морепродукты.
– Есть ли у вас любимое изречение?
– Счастье сопутствует смелым.
Интервью вел ЛЕВ РОССОШИК,
вице-президент Европейского
союза спортивной прессы
В год 450-летия Уильяма Шекспира Большой театр преподнес себе и миру подарок – мировую премьеру балета «Укрощение строптивой» знаменитого Жана-Кристофа Майо на музыку Дмитрия Шостаковича.
«Соединенные Штаты оказались в двусмысленной ситуации… они не в состоянии предложить идеи, адекватные возникающей новой реальности.
В День России, 12 июня, Владимир Путин в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца по традиции вручал государственные премии. Среди награжденных в области гуманитарной деятельности был гуру политики Евгений Примаков.
Роскошный отель располагает 183 номерами (из которых 26 класса «люкс»), потрясающими видами на величественный Исаакиевский собор, Александровский сад и Адмиралтейство и находится в пешеходной доступности до Эрмитажа и Невского проспекта.
«Империя» Пьера Кардена за 64 года своего существования представлена более чем в 100 странах. Есть в этой им перии особое «королевство» – французский регион Прованс, где можно проводить экскурсии по «карденовским местам».
Ежегодное ретроралли «Ночная Москва» в конце июля собрало у величественных стен отеля Украина коллекционеров и энтузиастов олдтаймеров не только России, но и других стран.
В сентябре в самом сердце Москвы, в Кремлевском дворце, состоится первый в этом историческом здании «ПОДНЕБЕСНЫЙ БАЛ», посвященный выходу на российский рынок крупнейшего мирового производителя императорского женьшеня Bing Han International.
Издревле на Руси хлеб считался основным продуктом питания. Я бы сказал, основой жизненной философии. И хотя евангельское «Не хлебом единым жив человек» определяло духовную жизнь человека, всетаки в гены народной памяти прочно вошли поговорки «Хлеб всему голова!», «Худ обед, коли хлеба нет» и т.д., ставшие мерилом всех земных ценностей человека.