Новая жизнь города-сказки

В Москве много интересных исторических мест. Одно из них, поразившее в середине ХХ века всех приезжающих в столицу, – «город-сказка» – Выставка достижений народного хозяйства. ВДНХ была отражением мечты, тем коммунистическим раем, куда стремилась вся страна, воплощением могущества Страны Советов.

ВДНХ 75 лет1 августа нынешнего года ВДНХ исполнилось 75 лет. Некогда культовое место отмечает свой юбилей, преобразовываясь и в очередной раз меняя свой облик. Какие чувства и ассоциации вызывает знаменитая аббревиатура ВДНХ сегодня? Гордость за свою страну, ностальгические воспоминания детства, тайны, которые всегда окружали эту выставку, или унылые картинки барахолки начала 2000-х, вызывающие щемящее чувство утраты чего-то очень важного и дорогого? Наверное, стоит начать сначала…

Вторая половина XIX века в Европе ознаменовалась бурным развитием производств. Технический прогресс породил необходимость в наглядной демонстрации своих достижений и новинок. Первая Промышленная выставка состоялась в 1851 году в Лондоне (The Great Exhibition of the World of Industry of All Nations). Среди изобретений был представлен, например, прототип факс-машины, а для привлечения публики выставлен знаменитый алмаз Кохинор.

Для Всемирной выставки в Лондоне был построен великолепный Хрустальный дворец из стекла и железа. К сожалению, до наших дней дворец не сохранился, в 1936 году это чудо архитектурной и конструкторской мысли погибло в пламени пожара. Интересный факт, что этот дворец упоминается в романе Тургенева «Дым» в качестве примера «выставки всего, до чего достигла людская изобретательность».

ВДНХ 75 лет

Инициативу проведения выставок подхватил в 1855 году Париж, с тех пор Всемирные торгово-промышленные выставки проводятся регулярно.

Несмотря на то, что Россия с большим успехом с самого начала участвовала и участвует в подобных международных выставках, хочется вспомнить и рассказать о главной выставке СССР – ВДНХ.

В августе 1923 года в Москве в Нескучном саду открылась первая Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка, призванная наглядно показать выгоды и преимущества механизации сельского труда. Эта выставка стала прообразом будущей ВДНХ.

Денег и времени на капитальное строительство катастрофически не хватало, поэтому решили строить павильоны из дерева. Через десять месяцев строительство было завершено. Главным архитектором проекта был назначен Щусев, при участии Мельникова, Щуко, Коненкова, Мухиной и других.

За два месяца работы выставку посетили почти 1,5 миллиона человек, и этот факт наглядно показал действенность выставок для решения пропагандистских и агитационных задач.

В 1935 году вышло Постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП (б) об организации Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. Постановление гласило буквально следующее: «Центральный дворец постоянно действующей выставки вместе с комплексом основных зданий в дальнейшем должен служить в качестве Всесоюзного дома колхозов или ВСХВ».

Мистика? И не только…
Всего за полгода был проведен масштабный конкурс среди архитекторов. Комиссия остановилась на проекте Вячеслава Олтаржевского, имевшего опыт работы в Америке, участвовавшего в проектировании небоскребов. Правда, некоторым его подход к проектированию показался антинаучным, даже мистическим: Олтаржевский в поисках места для постройки выставочного комплекса активно консультировался с астрологами. В конце концов был выбран участок Ярославского шоссе, около Останкинского леса, недалеко от деревни Алексеевка, где простирались огромные пустоши неосвоенной и частично заболоченной территории. Со свойственным эпохе размахом были организованы работы по освоению земель: осушены болота, проведены коммуникации, подведены дороги. Облагороженный участок было не узнать. Однако кривотолки не утихали. Поговаривали, что выбор места для строительства неудачен, что на этом месте когда-то находилось древнее кладбище колдунов и самоубийц, место дурное, аномальное, бесовское…

ВДНХ 75 лет

Имела хождение и легенда об Останкинском крепостном театре графа Шереметьева, что находился на территории усадьбы у глубокого тихого пруда. Известно, что несколько крепостных актрис утопились в его водах, и местные жители прозвали его «актеркиным». Так же ходили рассказы о том, что один дворянин, рассорившись с графом Шереметьевым и желая унизить его театральные постановки, отдал соседние с его усадьбой земли под выездной цирк. Жителям он был известен как Волостной выездной цирк, то есть ВВЦ. Даже ходила такая поговорка: «К нам приехал ВВЦ, будет праздник на крыльце». По старой традиции цирковые представления в том месте можно увидеть и сегодня.

Тем не менее никакие слухи не могли остановить гигантскую стройку союзного значения. До сих пор вызывает удивление, как в эпоху атеизма и материализма Вячеславу Константиновичу удалось ввести в генеральный план выставки столько оккультных и мистических символов. Если смотреть на схему сверху, то можно различить и православный крест, а в его центре – астрологическое подобие Солнечной системы. Статуя Ленина символизировала Солнце, а девять павильонов – девять планет Солнечной системы. От главной площади Механизации, посреди которой планировалось водрузить памятник Ленину, на четыре стороны расходились каналы, в точке пересечения образующие масонский знак «начало всех начал». Все эти элементы вкупе образовывали правильный восьмиугольник – христианский символ райского блаженства. Известны рассуждения Олтаржевского о том, что он хотел сделать Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, или ВСХВ, не только центром Советского Союза, но и центром всей Вселенной, а также дать внутреннюю отсылку к понятию коммунистического рая… Тем невероятнее, что данный проект был принят.

Существует гипотеза, что все эти символы были введены с ведома высшего руководства страны и создание выставки – это завуалированная попытка создать магический инструмент воздействия на страну. Это созвучно тому факту, что в юности товарищ Сталин учился в Тифлисской духовной семинарии вместе со знаменитым в будущем философом и оккультистом Георгием Гурджиевым и одно время был с ним довольно дружен. Поэтому вождь всех народов хорошо разбирался в эзотерике. 

Первоначально открытие выставки было назначено на 1  августа 1937 года и приурочено к 20-летнему юбилею Октябрьской революции. Планировалось, что выставка проработает 100 дней. Поэтому павильоны было решено строить из дерева. Но вскоре выяснилось, что реализовать проект к сроку не удастся. Пришлось открытие отложить на год. К тому же правительственная комиссия пришла к заключению, что проект выставки не отвечает идеологической направленности момента, пафосу и размаху времени. Олтаржевский был отстранен, арестован и сослан в Воркуту.

Главным архитектором ВСХВ был назначен Сергей Чернышев, бывший тогда главным архитектором Москвы. Необходимо отметить, что он весьма деликатно отнесся к проекту предшественника, сохранив генеральный план ансамбля и его архитектурные доминанты.

По новому проекту выставка рассчитывалась уже на более длительный срок – минимум пятилетку. Поэтому часть деревянных павильонов снесли и начали возводить новые здания с использованием металла и бетона, а оставшиеся павильоны подвергались фасадному декорированию и облицовке. Всему выставочному ансамблю придавался более помпезный и значительный вид.

Популярность строящейся выставки в стране была необычайно высока. За право представлять свои достижения боролись многие колхозы и совхозы страны. 

Мечты сбываются
ВДНХ 75 лет1 августа 1939 года долгожданная выставка открылась. Ее площадь составляла 136 гектаров, на которых размещалось 250 всевозможных строений, каскад прудов, парковая зона, опытные селекционные участки.

Все было продумано до мелочей. Каждая аллея непременно завершалась смысловым акцентом – павильоном, беседкой или ротондой. Случайных перспектив и видов не существовало, все было четко, функционально распределено: павильоны союзных республик, павильоны, которые должны были демонстрировать достижения сельского хозяйства, зона культурного отдыха с водными панорамами, беседками, чайными…

ВДНХ 75 лет

Главным был нынешний Северный вход, увенчанный изящной аркой изысканных пропорций. Перед входом возвышалась скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», до того успевшая поразить мир на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

Нельзя обойти вниманием и не сохранившуюся до наших дней гигантскую скульптуру Сталина высотой с десятиэтажный дом. Скульптура прекрасно просматривалась из любой точки выставки. Она была воздвигнута перед сегодняшним павильоном «Космос», где после ее демонтажа была установлена ракета. Любопытна история этого памятника. Макет скульптуры был подписан лично великим вождем, поэтому уничтожить его ни у кого не поднялась рука. Было принято оригинальное решение вложить макет внутрь большой скульптуры, так что получилась своеобразная «матрешка». В 1951 году скульптура, «как устаревшее прочтение, не передающее всей человечности вождя», была демонтирована. Был объявлен новый конкурс, однако в связи со смертью Сталина в 1953 году прекращен, а демонтированная скульптура закопана где-то на территории выставки.

ВСХВ представляла собой идеальный город с регулярной планировкой, широкими улицами, просторными площадями. Все его великолепие запечатлено в известных советских фильмах – «Свинарка и пастух», «Подкидыш» и «Светлый путь». Любопытно, что в последнем фильме есть эпизод, в котором героиня-ткачиха в исполнении звезды советского кино Любови Орловой совершает воздушное путешествие на автомашине из Кремля, пролетает мимо скульптуры «Рабочий и колхозница», минует вход выставки, арку павильона «Механизация», облетает огромную скульптуру Сталина и чудесным образом попадает в павильон «Хлопок». Примечательно, что после смерти вождя кадры с его скульптурой из кинофильмов вырежут. Теперь их, увы, можно увидеть только в киноархивах.

Возрождение
Во время Великой Отечественной войны экспозицию ВСХВ эвакуировали на Урал, в Челябинск. Через три года после окончания войны, в 1948-м, было принято решение возобновить работу выставки. Обветшавший комплекс 1939 года основательно перестроили, и в 1954 году выставка вновь открыла свои двери посетителям, но это была уже совсем другая выставка! Реконструкцией руководил архитектор Анатолий Жуков и скульптор Евгений Вучетич, создатель скульптурных композиций «Воин-освободитель» в Берлине и «Родина-мать» в Волгограде.

Новая монументальная триумфальная арка, которую венчала скульптура «Тракторист и колхозница», украсила нынешний Центральный вход. Теперь весь комплекс выставки демонстрировал четкое осевое планирование. Главный вход, за ним аллеи, главный павильон, ряд дальнейших площадей, меньших по значению.

Площадь выставки увеличилась на 70 гектаров и составила 207 гектаров, старые павильоны перестроены и построены новые, например, павильоны прибалтийских республик.
Всего в 29 республиканских и региональных павильонах были полномасштабно представлены все особенности и зональные черты многонационального могучего государства. Например, в каждом павильоне отводилось место под экспозицию, представлявшую природу края, а в ее садах и теплицах можно было попробовать плоды, произрастающие в регионе. Национальные мотивы находили свое отражение в декоре павильонов, в интерьерах использовались древние и уникальные традиции работы с камнем, деревом, металлом, стеклом, керамикой. Архитектурный облик павильонов также поменялся, своей величавостью они стали напоминать храмы и дворцы, каждый павильон был самобытен и обладал неповторимыми чертами.

ВДНХ 75 лет

Знаковым центром послевоенной выставки стал грандиозный фонтан «Дружба народов». Струя фонтана била на высоту пятнадцатиэтажного здания. Шестнадцать золотых женских статуй в национальных костюмах символизировали дружбу республик СССР, шестнадцатая статуя символизировала входящую в то время в состав Союза Карело-Финскую Республику. Группу водных чудес дополняли великолепные фонтаны «Каменный цветок» и «Золотой колос».

Объектов на территории выставки было так много, что дня точно не хватило бы, чтобы посетить хотя бы половину из них, а еще погулять по цветущим аллеям, прокатиться на автопоезде, полюбоваться сказочными по красоте фонтанами, посмотреть стереокино в «Круговой панораме», посетить Парк аттракционов, полюбоваться с высоты птичьего полета на Москву с Колеса обозрения и непременно полакомиться вкуснейшими мороженым и пончиками, выпить сладкой газировки.

В 1959 году ВСХВ и расположенная там же Промышленная выставка объединились в Выставку достижений народного хозяйства СССР, а областные и республиканские павильоны со временем были перепрофилированы в отраслевые.

В 60-е годы началась борьба «с излишествами» в архитектуре, объявленная Никитой Хрущевым. Это отразилось и на облике ВДНХ. Почти со всех бывших республиканских павильонов были сняты венчающие их гербы, а внутренняя отделка закрыта или уничтожена. Часть фасадов «переодета» в навесные саркофаги из металла, бетона и стекла, что кардинально изменило внешний облик архитектурного ансамбля.

В 70–80 годы на базе ВДНХ в разных павильонах проводилось обучение работников промышленности, строительства и сельского хозяйства, шел активный процесс обмена передовым опытом. Ежегодно на ВДНХ открывалось около 300 выставок и смотров, на которых демонстрировалось свыше 100 тысяч экспонатов.

Разрушать – не строить
Вспоминая дальнейшую историю выставки после крушения СССР, становится грустно. Когда развалился «Союз нерушимый» было не до смотров и выставок, не до сохранения культурного наследия советской эпохи. Выставка опять стала наименоваться ВВЦ. Помните: «К нам приехал ВВЦ, будет праздник на крыльце». Выставка превратилась то ли в базар, то ли в парк непонятных развлечений, постепенно утрачивая свое значение. Павильоны дряхлели и разрушались. И, вспоминая Олтаржевского, который заложил много таинственных символов в этот комплекс, можно сказать, что «город-сказка» в очередной раз отразил окружающую действительность страны.

В начале ХХ века мы уже уничтожали свою историю и культуру. Давайте учиться на ошибках и хранить историческую память о недавнем прошлом. В любой эпохе были свои плюсы и минусы, но другого прошлого у нас не будет.

«Лучший город Земли»

Сегодня, в год своего 75-летнего юбилея, ВДНХ вернули не только ее название, но и назначение. Полным ходом ведутся полномасштабные работы по реконструкции комплекса, который увеличился до 240 гектаров. Теперь здесь планируется разместить 472 объекта. Из них 47 признаны памятниками архитектуры и подлежат особо бережной реконструкции. Проложены новые асфальтовые дорожки, вывезены десятки тонн мусора, демонтированы бесчисленные торговые киоски, произведены работы по озеленению и благоустройству. Конечно, впереди еще много дел, но, главное, начало положено.

«Возрождение Выставки достижений народного хозяйства (ВДНХ) станет важнейшим приоритетом в работе правительства Москвы», – заявил Сергей Собянин.

ВДНХ 75 летСегодня на выставке проводятся знаковые досуговые мероприятия города, в том числе фестиваль «Лучший город Земли», объединяющий культурные, гастрономические и спортивные праздники. Восстанавливается уничтоженный павильон «Космос», перевезен из парка Горького на вечную стоянку макет космического челнока «Буран», кто не доехал в Сочи на Олимпийские игры, смогут увидеть на ВДНХ интерактивные объекты Олимпиады-2014. К юбилею завершилась историческая реконструкция знаменитого в прошлом Зеленого театра, который, кстати, в оригинале был не зеленый по цвету, а бежевый и где выступали Клавдия Шульженко и Алла Пугачева, а в павильоне №57 скоро разместится на постоянной основе выставка «Романовы. Моя история», с огромным успехом демонстрировавшаяся в Центральном Манеже. Легендарный ресторан «Колос», в котором бывали многие знаменитости прошлых лет, также ждет своего возрождения.

Формируется спортивная зона. Уже открыты пункты проката велосипедов и роликов, создаются велосипедные дорожки и велопарковки. Конечно, хочется рассказать подробнее обо всех удивительных и долгожданных преображениях ВДНХ. Очень советую увидеть «город-сказку» своими глазами. Уже ясно, что ВДНХ не станет «парком советского периода», а будет органично вписан в современные реалии, бережно сохраняя богатое наследие и приумножая новые достижения нашей Родины!

Автор НАТАЛЬЯ ЗОЛИНА

Читайте в этом номере
  • В год 450-летия Уильяма Шекспира Большой театр преподнес себе и миру подарок – мировую премьеру балета «Укрощение строптивой» знаменитого Жана-Кристофа Майо на музыку Дмитрия Шостаковича.

  • 30 июня исполнилось 100 лет со дня рождения Владимира Челомея, пожалуй, одного из самых закрытых и таинственных людей на планете. Изобретатель советского ядерного щита дал первое свое интервью в 1983 году. Оно оказалось и последним: через год его не стало. Но даже несколько минут общения с Челомеем оставляют неизгладимое впечатление: как будто он держал ключ к разгадке самой жизни.
  • «Соединенные Штаты оказались в двусмысленной ситуации… они не в состоянии предложить идеи, адекватные возникающей новой реальности.

  • В День России, 12 июня, Владимир Путин в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца по традиции вручал государственные премии. Среди награжденных в области гуманитарной деятельности был гуру политики Евгений Примаков.

  • Жизнь полна чудес, если в эти чудеса верить и прилагать усилия для их осуществления. Подтверждением этого вполне могут быть факты из моей биографии, особенно детства. Мои родители, несмотря на природную музыкальность, не имели профессионального отношения к музыке – папа физик- ядерщик, мама – воспитатель в детском саду.
  • С 19 по 22 июня в подмосковном КСК «Отрада» при поддержке компаний «Jaguar Land Rover Россия», New sport Reitpferde Gmbh, Ингосстрах Exclusive прошел чемпионат России и этап Кубка мира по конкуру CSI 3*-W/CSI-J-A/CSIYH
  • В наступающем театральном сезоне готовится к своему первому, 5-летнему юбилею Молодежная оперная программа Большого театра. К юбилею есть чем гордиться, голосистая молодежь негласно соревнуется с коллегами из лучших театров мира.
  • За 90 лет своего существования кто только не руководил «Мосфильмом». Возьмем с 1945 года: режиссер неигрового кино Леонид Антонов; трубач из оркестра Владимир Сурин; генерал милиции Николай Сизов, режиссеры игрового кино – Михаил Калатозов, Иван Пырьев, Владимир Досталь и последние 14 лет – Карен Шахназаров.
  • Роскошный отель располагает 183 номерами (из которых 26 класса «люкс»), потрясающими видами на величественный Исаакиевский собор, Александровский сад и Адмиралтейство и находится в пешеходной доступности до Эрмитажа и Невского проспекта. 

  • Швейцария славится своими идеально вписанными в природный ландшафт отелями. Но ни один отель так в буквальном смысле не сливается с природой, как отель Palafitte 5*, расположенный над водной гладью живописного озера Невшатель.
  • «Империя» Пьера Кардена за 64 года своего существования представлена более чем в 100 странах. Есть в этой им перии особое «королевство» – французский регион Прованс, где можно проводить экскурсии по «карденовским местам».

  • Максим Миронов – молодой русский тенор, которого называют «принцем бельканто». Его имя украшает афиши лучших оперных театров мира. Белокурый парень родом из Тулы последние несколько лет живет в Италии и редко, но метко появляется в Москве.
  • Ежегодное ретроралли «Ночная Москва» в конце июля собрало у величественных стен отеля Украина коллекционеров и энтузиастов олдтаймеров не только России, но и других стран.

  • От джаза до хард-рока. От славы до забвения. От попыток уйти в монастырь до нового витка звездной карьеры. Путь удивительной певицы Ольги Кормухиной – «русской Тины Тернер».
  • В Успенской звоннице Московского Кремля с огромным успехом завершилась уникальная выставка – «Индия. Украшения, покорившие мир», собравшая около 300 редких экспонатов.
  • В сентябре в самом сердце Москвы, в Кремлевском дворце, состоится первый в этом историческом здании «ПОДНЕБЕСНЫЙ БАЛ», посвященный выходу на российский рынок крупнейшего мирового производителя императорского женьшеня Bing Han International.

  • В 19 она дебютировала в сборной. В неполные 22 была признана лучшей нападающей чемпионата мира 2010 года. Все заговорили, что в отечественном – нет, бери выше, – в мировом волейболе загорелась новая звезда. 

  • Пока политики ломают копья, экономисты строят прогнозы, а туристы стоят в пробке у паромной переправы, Крым осваивают люди, которых никто не привык видеть в авангарде революции. Это повара.
  • Издревле на Руси хлеб считался основным продуктом питания. Я бы сказал, основой жизненной философии. И хотя евангельское «Не хлебом единым жив человек» определяло духовную жизнь человека, всетаки в гены народной памяти прочно вошли поговорки «Хлеб всему голова!», «Худ обед, коли хлеба нет» и т.д., ставшие мерилом всех земных ценностей человека.

  • Казалось бы: что может быть обычнее яблока? Это вам не виноград с его сотнями сортов, капризным характером и тонкой «душевной организацией». Но здесь, в Нормандии, думают иначе. Это единственный регион Франции, который вряд ли кто-то станет искать в винной карте.
  • Для начала немножко магических цифр. Тринадцать лет назад Московский художественный и тогда еще академический театр позволил себе неслыханную дерзость: забыв о жизни человеческого духа, сбросив с себя вериги психологического реализма, позволил себе фривольнейшую комедию положений неприлично коммерческого Рея Куни.