Владимир Челомей «Я такое придумал!»

Владимир Челомей30 июня исполнилось 100 лет со дня рождения Владимира Челомея, пожалуй, одного из самых закрытых и таинственных людей на планете. Изобретатель советского ядерного щита дал первое свое интервью в 1983 году. Оно оказалось и последним: через год его не стало. Но даже несколько минут общения с Челомеем оставляют неизгладимое впечатление: как будто он держал ключ к разгадке самой жизни.

«Мифология творчества она общая – и для писателя, и для человека науки, и для человека, стоящего за станком, и для человека, штурмующего высоты здания, и для человека, который сидит за рулем, за штурвалом. Это же ведь все творческие люди. Человек без творчества… не надо человеку жить без творчества», – мягко рассказыв ал в эфире Владимир Челомей известному советскому журналисту Юрию Летунову, активно жестикулируя и заглядывая в глаза, как добрый дедушка из какой-нибудь сказки. Закрытых людей, которых вне работы видели человек десять от силы, даже не знаешь о чем спрашивать. Но в Челомее было столько энергии и знаний об окружающем мире, что говорил он в основном сам. И каждое слово как откровение. Через год после этого интервью, за полгода до смерти своего собеседника, ушел из жизни в 57 лет и сам журналист Юрий Летунов. Какие-то подробности разговора так и остались тайной.

Владимир Челомей действительно не был похож на обычного ученого – скорее, на философа от механики. По его словам, 80  процентов достижений человечества прошли на чистом энтузиазме, на желании познать новое, и это сущая правда.

Родился конструктор через месяц после начала Первой мировой войны в западно-украинском городке Седлец – ныне польский Седльце. Мама у него была учителем, причем очень образованным, знала два языка, и особого таланта в сыне не замечала. При этом они были очень дружны и постоянно спорили, даже когда Челомей был известным ученым: один из таких споров был о том, полетят ли американцы на Луну. Мама проиграла.

Этот момент неочевидности таланта Челомей потом отдельно вспомнит в своем интервью: «Важно не пропустить талант. Иногда, прислушиваясь к неожиданным высказываниям и мыслям, можно найти талант, а из этих талантов могут получиться выдающиеся люди, а за выдающимися людьми, кто знает, может, и гении будут. А что такое – найти такого человека? Это посильнее, чем найти бриллиант, алмаз или какой-нибудь драгоценный камень».

Своей карьерой Челомей обязан не столько прирожденному гениальному уму (в природе, скорее всего, не бывает ничего предопределенного), сколько отсутствию внутренних блоков, которые так часто мешают нам мечтать о великом, игнорировать критику и творить без оглядки на чье-либо одобрение.

Все началось с автомобильного техникума, который Челомей окончил в 1932 году. Потом увлекся авиацией, механикой и математикой. В Киевском авиационном институте он стал специалистом по двигателям, где занимался теорией колебаний и устойчивости упругих систем. Учить других начал в 22–23 года и делал это по-творчески ярко и наглядно. Челомей настолько любил конструирование, что в начале войны отказался от предложения Лаврентия Берии поехать в фашистскую Германию резидентом советской разведки, так как это не входило в его планы. И не был за это наказан.

Владимир Челомей - один из создателей ядерного щитаПотом были пульсирующие двигатели, которые, как оказалось, использовались на немецких самолетах-снарядах «Фау-1», уничтоживших немалую часть пригородов Лондона. А еще позже, уже после войны, Челомей убеждал всех, что нужно строить морские крылатые ракеты, которые раскрывались бы сразу после вылета из контейнера. Он говорил, что это естественно, будто дятел вылетает из дупла. Командование крутило пальцем у виска, а Сталин называл Челомея «фантазером». Но это изобретение потом стали использовать не только у нас, но и в США.

После смерти Сталина 30-летний Челомей смог найти подход к новому генсеку Никите Хрущеву и убедил его в очень многих полезных вещах. Например, в том, что нужно принять на вооружение межконтинентальные баллистические ракеты, и нашел способ их удешевить (УР-100). А потом его как будто «прорвало». Челомей придумал ракетоноситель «Протон», который используется до сих пор для запуска спутников и космических кораблей, станцию «Алмаз», которая стала базовым модулем для «Мира» и МКС, а изначально занималась спутниковой разведкой и была снаряжена пушкой, способной стрелять в вакууме. Кстати, эта штука вдохновила в 1977 году Джорджа Лукаса на создание фильма «Звездные войны» – военное противостояние СССР и США в космосе было очевидным тогда. Его ракеты огибали Луну и собирались лететь на Марс.

Неудивительно, что Челомея буквально ненавидели все вокруг. Представьте, молодой парень с фантазиями, которые постоянно воплощаются в жизнь. Уверенности в себе у Челомея было очень много. Еще когда его только назначили главой ОКБ-52 в Реутове (будущий «НПО машиностроения»), он повесил над дверью табличку «профессор В.Н. Челомей», хотя таковым не являлся. Но никто не возражал, потому что все понимали, что он был умнее многих профессоров.

После смерти Хрущева главному конструктору досталось по полной. Начались проверки – придирались даже к качеству паркета у него в фирме. Возглавлял травлю министр обороны Дмитрий Устинов. Причина была простая: там, где появлялся Челомей, уничтожалась конкуренция. Сам он говорил, что его единственным конкурентом был Вернер фон Браун – сначала немецкий, а после сдачи в плен американский конструктор ракетно-космической техники. В результате Челомей лишился всех космических проектов, его наработки отдали другим конструкторам, и многое пришлось начинать с белого листа. Американцы потом признались, что если бы лунную программу оставили под руководством Челомея, то СССР бы первым высадился на Луну. Но выдающемуся ученому предстояло нечто, возможно, более важное, без чего неизвестно: было бы сегодня наше государство суверенным да и были ли мы сами живы? Речь идет о создании Челомеем целой системы ядерной космической безопасности – так называемого ядерного щита России.

Академик Челомей участвовал в создании ряда двигателей и прочих важнейших объектов ракетной, космической и авиационной техники.

Челомей никогда не давал обещаний и называл это «болтовней», работал ради творчества и не боялся провала. Это давало ему немыслимую энергию, благодаря которой отпадала нужда в биоритмах – он мог делать записи в четыре утра, а звонить подчиненным в три ночи. Наверное, поэтому от идеи до первого запуска ракеты проходило всего четыре-пять лет – немыслимый срок даже для современной механики! Он как будто не уставал: Челомей говорил, что нужно лечь на землю и она снимет напряжение. Когда запускалась его ракета, Челомей бежал по полю от радости и падал в и

знеможении. Эта редкая «детскость», способность к чистому восприятию без стереотипов и выражению своих чувств бывает признаком гениальности. А его последними словами в 70 лет были: «Я такое придумал! Такое придумал!..»

Один из самых популярных современных блоггеров и писателей-мотиваторов США Сет Годин в своих книгах пытается донести до читателей, что мы переживаем смерть индустриальной эпохи, на смену которой пришла «экономика связей», где интернет решает все, и каждый из нас должен быть творцом и художником независимо от профессии. Для этого нужно только избавиться от тех самых блоков. Поразительно, что об этом же в 1983 году говорил и Челомей – советский конструктор, построивший военный «железный занавес», но так и не сумевший побывать за его пределами. Своей жизнью он даже сказал больше, что не бывает плохой или хорошей эпохи. Для творчества есть место даже в самые темные времена.

ИНТЕРЕСНО

Владимир Николаевич Челомей родился 30 июня 1914 г. в семье учителей города Седльце Российской империи (ныне Польша). В 1937 г. окончил Киевский авиационный институт, где остался работать преподавателем. В 1941  г. начал работать в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ) в Москве. С 1944 г. возглавлял Объединенное конструкторское бюро 51, ставшее сегодняшним «НПО машиностроения» (г. Реутов Московской области). В 1952-м стал профессором МГТУ им. Н.Э. Баумана, в 1962 г. – академиком АН СССР.

Академик Челомей участвовал в создании ряда двигателей и прочих важнейших объектов ракетной, космической и авиационной техники. Руководил разработкой ракетоносителей («Протон» активно используется до сих пор), искусственных спутников Земли «Протон» и «Полет», орбитальных станций серии «Алмаз», пилотируемого корабля ТКС и т.д.

Один из ключевых создателей советского ядерного щита.

Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трех Государственных премий. Имя академика Челомея носит улица в Москве в районе Воронцовского парка. Памятник академику стоит на Лефортовской набережной в Москве, бюст в г. Байконуре во дворе Международной космической школы его имени. Только что выпущена памятная серебряная монета из серии «Выдающиеся личности России», посвященная 100-летию со дня рождения конструктора В.Н. Челомея.

Читайте в этом номере
  • В год 450-летия Уильяма Шекспира Большой театр преподнес себе и миру подарок – мировую премьеру балета «Укрощение строптивой» знаменитого Жана-Кристофа Майо на музыку Дмитрия Шостаковича.

  • «Соединенные Штаты оказались в двусмысленной ситуации… они не в состоянии предложить идеи, адекватные возникающей новой реальности.

  • В День России, 12 июня, Владимир Путин в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца по традиции вручал государственные премии. Среди награжденных в области гуманитарной деятельности был гуру политики Евгений Примаков.

  • Жизнь полна чудес, если в эти чудеса верить и прилагать усилия для их осуществления. Подтверждением этого вполне могут быть факты из моей биографии, особенно детства. Мои родители, несмотря на природную музыкальность, не имели профессионального отношения к музыке – папа физик- ядерщик, мама – воспитатель в детском саду.
  • С 19 по 22 июня в подмосковном КСК «Отрада» при поддержке компаний «Jaguar Land Rover Россия», New sport Reitpferde Gmbh, Ингосстрах Exclusive прошел чемпионат России и этап Кубка мира по конкуру CSI 3*-W/CSI-J-A/CSIYH
  • В наступающем театральном сезоне готовится к своему первому, 5-летнему юбилею Молодежная оперная программа Большого театра. К юбилею есть чем гордиться, голосистая молодежь негласно соревнуется с коллегами из лучших театров мира.
  • За 90 лет своего существования кто только не руководил «Мосфильмом». Возьмем с 1945 года: режиссер неигрового кино Леонид Антонов; трубач из оркестра Владимир Сурин; генерал милиции Николай Сизов, режиссеры игрового кино – Михаил Калатозов, Иван Пырьев, Владимир Досталь и последние 14 лет – Карен Шахназаров.
  • В Москве много интересных исторических мест. Одно из них, поразившее в середине ХХ века всех приезжающих в столицу, – «город-сказка» – Выставка достижений народного хозяйства. ВДНХ была отражением мечты, тем коммунистическим раем, куда стремилась вся страна, воплощением могущества Страны Советов.
  • Роскошный отель располагает 183 номерами (из которых 26 класса «люкс»), потрясающими видами на величественный Исаакиевский собор, Александровский сад и Адмиралтейство и находится в пешеходной доступности до Эрмитажа и Невского проспекта. 

  • Швейцария славится своими идеально вписанными в природный ландшафт отелями. Но ни один отель так в буквальном смысле не сливается с природой, как отель Palafitte 5*, расположенный над водной гладью живописного озера Невшатель.
  • «Империя» Пьера Кардена за 64 года своего существования представлена более чем в 100 странах. Есть в этой им перии особое «королевство» – французский регион Прованс, где можно проводить экскурсии по «карденовским местам».

  • Максим Миронов – молодой русский тенор, которого называют «принцем бельканто». Его имя украшает афиши лучших оперных театров мира. Белокурый парень родом из Тулы последние несколько лет живет в Италии и редко, но метко появляется в Москве.
  • Ежегодное ретроралли «Ночная Москва» в конце июля собрало у величественных стен отеля Украина коллекционеров и энтузиастов олдтаймеров не только России, но и других стран.

  • От джаза до хард-рока. От славы до забвения. От попыток уйти в монастырь до нового витка звездной карьеры. Путь удивительной певицы Ольги Кормухиной – «русской Тины Тернер».
  • В Успенской звоннице Московского Кремля с огромным успехом завершилась уникальная выставка – «Индия. Украшения, покорившие мир», собравшая около 300 редких экспонатов.
  • В сентябре в самом сердце Москвы, в Кремлевском дворце, состоится первый в этом историческом здании «ПОДНЕБЕСНЫЙ БАЛ», посвященный выходу на российский рынок крупнейшего мирового производителя императорского женьшеня Bing Han International.

  • В 19 она дебютировала в сборной. В неполные 22 была признана лучшей нападающей чемпионата мира 2010 года. Все заговорили, что в отечественном – нет, бери выше, – в мировом волейболе загорелась новая звезда. 

  • Пока политики ломают копья, экономисты строят прогнозы, а туристы стоят в пробке у паромной переправы, Крым осваивают люди, которых никто не привык видеть в авангарде революции. Это повара.
  • Издревле на Руси хлеб считался основным продуктом питания. Я бы сказал, основой жизненной философии. И хотя евангельское «Не хлебом единым жив человек» определяло духовную жизнь человека, всетаки в гены народной памяти прочно вошли поговорки «Хлеб всему голова!», «Худ обед, коли хлеба нет» и т.д., ставшие мерилом всех земных ценностей человека.

  • Казалось бы: что может быть обычнее яблока? Это вам не виноград с его сотнями сортов, капризным характером и тонкой «душевной организацией». Но здесь, в Нормандии, думают иначе. Это единственный регион Франции, который вряд ли кто-то станет искать в винной карте.
  • Для начала немножко магических цифр. Тринадцать лет назад Московский художественный и тогда еще академический театр позволил себе неслыханную дерзость: забыв о жизни человеческого духа, сбросив с себя вериги психологического реализма, позволил себе фривольнейшую комедию положений неприлично коммерческого Рея Куни.