В истории много было женщин, достойных восхищения, у которых можно научиться упорству, умению добиваться поставленных целей, мудрости и стратегическому уму. Что объединяет этих женщин? Любовь? Амбициозность? Преданность? Давайте попробуем разобраться. Сегодня мы начнем с женщины, ставшей символом целой эпохи, – маркизы-де Помпадур.
Жанна-Антуанетта Пуассон, будущая маркиза-де Помпадур, родилась в Париже 29 декабря 1721 года в семье Франсуа Пуассона и Луизы-Мадлены-де ла Мот. Она не имела ни «голубой крови», ни внушительной родословной – ничего, что могло бы помочь стать ей одной из самых знаменитых женщин Европы.
Ее мать называли «одной из красивейших женщин Парижа». Отец работал у братьев Пари, которые считались весьма влиятельными людьми, контролирующими государственные финансы и продовольственные поставки для армии. Один из братьев, Жан Пари, более известный как Пари-де Монмартель, стал крестным отцом Жанны- Антуанетты.
Все шло прекрасно до 1725 года, когда разразился страшный скандал, в результате которого отец Жанны, едва избежав тюрьмы, спасся от виселицы лишь тем, что сумел скрыться в Германии. И мадам Пуассон осталась в одиночестве. Супружеская верность не входила в число ее добродетелей, и вскоре появился покровитель в лице Шарля ле Нормана-де Турнэма. Его часто включают в список предполагаемых отцов Жанны- Антуанетты. Удивительно, но точного ответа на вопрос, кто был подлинным отцом, нет. Франсуа Пуассон, безусловно, утверждал, что отец он. Однако разные биографы маркизы указывают в этом смысле на разных мужчин. Современный исследователь этого вопроса Ги Шоссинан-Ногаре полупредполагает–полуутверждает: «Пуассон, возможно, не был родным отцом девочки, им мог быть и Пари-де Монмартель, и откупщик Ле Норман-де Турнэм – оба состояли в близких отношениях с мадам Пуассон. Эта дама не отличалась неприступностью». Как бы то ни было, после того, как Жанна-Антуанетта стала знаменитой, сразу два брата Пари и господин Ле Норман-де Турнэм оспаривали друг у друга факт отцовства.
Большую часть детства маленькая Жанна-Антуанетта провела в постели, так как была слаба здоровьем и предрасположена к туберкулезу. Но у постельного режима есть одно преимущество: он заставил девочку много читать. Помимо романов, стихов и пьес девочке очень нравились книги по ремеслам и естествознанию. Кроме того, она весьма недурно рисовала.
В 1726 году пятилетнюю Жанну-Антуанетту отдали в монастырь в Пуасси, монашками которого были две сестры Франсуа Пуассона. Там она болела еще больше, но ее образование получило системность. Через три года она оставила монастырь, став очаровательным ребенком. Не хватало лишь одного – здоровья.
В девять лет мать отвела ее к знаменитой гадалке Жанне Лебон. Внимательно посмотрев на девочку, та вдруг произнесла: «Эта малютка в один прекрасный день станет царствовать в сердце короля!» После того как предсказание сбылось, маркиза-де Помпадур разыскала гадалку и назначила ей ежегодную ренту в 600 ливров. «За то, что, когда мне было девять лет, она предсказала, что я стану любовницей короля».
Когда Жанне-Антуанетте исполнилось 19 лет, наступило время замужества, то оказалось, что никто не хотел брать в жены дочь вора и женщины сомнительной репутации. Тогда за дело взялся-де Турнэм, и 9 марта 1741 года девушка вышла замуж за племянника господина-де Турнэма Шарля Ле Нормана д`Этиоля. Сначала идея брака с мадемуазель Пуассон не показалась молодому человеку удачной, но дядя сумел его убедить: он пообещал оплачивать все его расходы из половины своего огромного состояния и завещал вторую половину. Так девица Пуассон рассталась со своей фамилией, которая с французского переводится как рыба, и стала мадам д`Этиоль.
Через некоторое время после свадьбы Шарль д`Этиоль незаметно для самого себя полюбил свою жену. Он часто говорил ей о своей любви, и Жанна-Антуанетта неизменно отвечала, что тоже любит его и никогда не оставит, разве что только ради самого короля. Шарль смеялся в ответ, и это высказывание стало
Молодая женщина быстро поняла, что искусство нравиться сводилось к нескольким приемам и ими совсем не сложно овладеть. Нужно сделать так, чтобы о тебе заговорили, и общаться со знаменитыми людьми. Эта задача была ею выполнена. Муж осыпал ее подарками: драгоценности и ее наряды давно вызывали зависть у соседей, а на ее вечерах появлялись именитые люди. Далее, чтобы обратить на себя внимание, не нужно было следовать общепринятым правилам поведения. Правильной и заурядной личностью никто не будет восхищаться, а поразить может только оригинальность во всем: и в мыслях, и в поступках. Еще нужно уметь притворяться и обманывать, а также не забывать о том, что окружающие тоже обманывают и притворяются. Для того чтобы царствовать в сердце короля, необходимо для начала, чтобы он ее увидел, а для этого нужно было появиться в Версальском дворце.
Людовик XV взошел на престол в 1715 году в пять лет. Когда ему исполнилось девять, в Париж приехал Петр I для проведения переговоров «о сватанье за короля наших дочерей, особливо за среднюю, Елизавету». В Версале не пришли в восторг от этого предложения, учитывая происхождение жены Петра Екатерины, и брак не состоялся. В итоге в 15 лет Людовика женили на Марии Лещинской, дочери польского короля Станислава. Она была семью годами старше его, не особо привлекательна, набожна и скучна, зато обладала мягким характером и ценила семейное счастье превыше всего. Первые годы их брака были безоблачными, и за 11 лет родилось десять детей. Мария Лещинская в сердцах скажет: «Только спать с ним, беременеть и рожать… Как же это скучно». И она стала увиливать от выполнения «супружеского долга» под всевозможными предлогами. Что же король? Он не смог долго ждать и начал отдаляться от жены. Так и началась знаменитая эпоха фавориток Людовика XV. Здесь не хочется упоминать сестер-де Нель, которые, чередуясь, прошли через покои короля, а следует остановиться на истории мадам д`Этиоль. Итак, в 1744 году, когда умерла последняя из сестер, место новой фаворитки было вакантно. Король впал в глухую тоску. Не помогали ни охоты, ни государственные дела. И, чтобы хоть
Вечером 25 февраля 1745 года в Большой галерее Версаля начался бал. Кого тут только не было: Арлекины и Коломбины, пастухи и клоуны, диковинные существа из сказок. Король, переодетый в тисовое дерево, увидел прекрасную незнакомку в образе Дианы-охотницы. На его просьбу снять маску, девушка начала дразнить короля, маня за собой, но маски не снимая. Людовик XV, заинтригованный, начал преследовать ее. Продолжая смеяться и кокетничать, Диана то и дело терялась в толпе. Оказалось, она прекрасно знала слабое место короля: паническую боязнь скуки. Эта «погоня» увлекла его. Биограф маркизы-де Помпадур Жан-Луи Сулави пишет: «В руке у нее был платок, и, то ли случайно, то ли специально, она его обронила. Людовик XV торопливо поднял платок, но он не мог пробраться к его владелице и со всей учтивостью, на какую был способен, бросил ей этот изящный комочек». Диана ловко поймала платок. Стало ясно: у короля зарождается новый роман. Несложно догадаться, что Дианой-охотницей, которую выбрал король, была Жанна-Антуанетта д`Этиоль. Все приглашенные на бал-маскарад переглядывались… Придворные дамы чувствовали себя оскорбленными. Им предпочли буржуа! История Франции подобного еще не знала.
Через несколько дней в Версале, на спектакле Итальянской комедии, ложа мадам д`Этиоль оказалась соседней с королевской. Через своего камердинера Бинэ король пригласил Жанну-Антуанетту на ужин. Разумеется, вечер закончился в самой завидной постели Франции. Людовик XV был удовлетворен и влюблен. Главное для Жанны-Антуанетты было любыми средствами не покидать Версаль. Мадам д`Этиоль разыграла сцену, что она смертельно боится ревности своего разгневанного мужа, и король, поддавшись на слезы испуганной женщины, разрешил ей остаться во дворце, пока ее муж не будет отправлен в ссылку в Авиньон. Двор много судачил о безродной новой пассии короля.
Вскоре Людовик XV вынужден был уехать к своим войскам во Фландрию. Жанна-Антуанетта осталась в своем замке Этиоль и вела замкнутый образ жизни, сосредоточившись лишь на столь важной для нее переписке с королем. Она надеялась, что по приезде будет объявлена официальной фавориткой. Последнее письмо из Фландрии было адресовано уже не мадам д`Этиоль, а маркизе-де Помпадур. К письму прикладывались и документы на титул.
14 сентября 1745 года Людовик XV представил маркизу-де Помпадур придворным, и им ничего не оставалось, как принять ее. Обитатели Версаля с опаской взирали на эту «буржуа», несущую угрозу их многовековой монополии в покоях короля, и именно этим зачастую и объясняется несправедливость многих суждений о ней.
Жанна-Антуанетта ясно осознавала, что удержать титул официальной фаворитки намного труднее, чем его получить. Главное было не давать королю скучать, быть всегда разной, придумывать
Сложнее всего давалось фаворитке соответствовать сексуальному напору короля. У нее было несметное количество баночек с маслами, травами, мазями. Для маркизы специально готовили особое меню: с преобладанием афродизиаков. Природа не наградила Жанну-Антуанетту пылким темпераментом, но она прекрасно справлялась с ролью ненасытной, страстной женщины на протяжении пяти лет. Оставаясь для короля незаменимым другом, она абсолютно ясно понимала: далее роль пылкой любовницы в его постели выполнять для нее становилось все сложнее. Проблемы со здоровьем давали о себе знать.
Только сильная, волевая женщина могла добровольно сказать королю об этом, но, дабы сохранить свою власть при дворе, она решила организовать «Олений парк» – небольшой особняк в дальней части Версальского парка. Она лично отбирала девушек для увеселений Людовика и следила за тем, чтобы ни одна не заняла место в его сердце, где до самой своей смерти царствовала лишь она одна. Двор, затаив дыхание, ждал, когда выскочка маркиза-де Помпадур исчезнет из Версаля. Этому не суждено было сбыться. Король оставил своей фаворитке все привилегии и с годами подарил ей еще и титул герцогини, что, безусловно, порадовало амбициозную Жанну-Антуанетту и прибавило ей недругов.
Нельзя сказать, что маркизу любили во Франции. Народ считал, что она слишком расточительна, придворные никогда до конца ее не приняли, потому что она не принадлежала к аристократии, некоторые откровенно боялись из-за ее огромного влияния на короля, но для Людовика она навсегда оставалась незаменимым другом, соратником и дамой сердца.
В 1754 году скончалась дочь маркизы Александрина от ее мужа Шарля д`Этиоля. Для Жанны-Антуанетты это был страшный удар. Она заболела и надолго слегла. Король часами сидел рядом и успокаивал, как мог.
Наконец маркиза немного оправилась от горя и болезни и поняла, что положение ее при дворе достаточно шаткое. Не являясь больше любовницей короля, она осознавала, что ее нахождение в Версале было не совсем понятно, поэтому добилась того, чтобы стать фрейлиной королевы, и решила заняться политическими делами страны. Несколько недель маркиза добросовестно разбиралась в соглашениях с другими странами, доходах и расходах страны, знакомилась с военными планами и вскоре начала принимать у себя министров и военачальников, поражая своими познаниями. Король был признателен ей, поскольку никогда не увлекался государственными делами. Именно благодаря маркизе-де Помпадур Франция разорвала традиционный союз с Пруссией и стала союзницей Австрии. Маркиза проявила щепетильность в вопросах этикета и принимала послов и знатных гостей в парадном зале Версаля, где находилось только одно кресло. Остальным полагалось стоять.
Жанна-Антуанетта была большим меценатом. Она увлекалась искусствами, тратила огромные суммы на содержание художников, писателей и архитекторов, на строительство. У нее было великолепное собрание книг. При ней открылось военное училище для детей отставных военных. Она основала прекрасный Севрский фарфоровый завод, который соперничал с утонченным китайским фарфором. В ее честь, при жизни, названа специальная огранка алмазов «маркиза». Она ввела в моду маленькие дамские сумочки, высокие прически и многое другое. Да и что говорить, весь стиль рококо напоминает нам о маркизе-де Помпадур. Жанна-Антуанетта была, пожалуй, самой известной женщиной эпохи. Она имела все: власть, преданность короля, признание в мире – все, кроме здоровья.
В начале 1764 года маркизу сразила тяжелая болезнь. Есть много версий этого: от обострившегося туберкулеза до отравления. Людовику XV каждый день приносили сведения о болезни маркизы. 15 апреля 1764 года маркиза-де Помпадур скончалась в Версале в возрасте 42 лет. Король был глубоко потрясен: «Лишь я один могу понять, что только что потерял»…
Маркиза-де Помпадур вошла в историю как некоронованная королева Франции, игравшая видную дипломатическую роль в Европе, покровительствовавшая искусству и наукам, которая навсегда останется символом красоты, изысканности, остроумия… и тайны.
Наталья Золина
Как и почему «Голос», русская версия американского реалити-шоу The Voice, стала сенсацией и грозит ли американизация нашей эстраде?
Куда пойти на каникулах? Ну конечно в музей! Когда в роли экспонатов выступают пряники, пастила и коньяк, это совсем не скучно.